Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью
Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………
В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в определении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно дает свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно, поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени технической стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием, либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся деятельность проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит к угасанию интереса и у ребенка.
Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенком выглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает мама. Но если ребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательно его уточник своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый на своей половине листа. Попытки же ребенка превратить совместную деятельность в игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для него неудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получше разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию контролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально богаче предыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную обстановку, а чаще выполняют функции оценки и контролера: "Что это у тебя сова на орла похожа, разве это сова?" или "Не вертись, вот сделаешь все, потом будешь вертеться!" - хмурится мама.
Конечно, эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамой и ребенком, однако и они уже дают основания для некоторых прогнозов.
Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно большое значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы. Мы уже говорили о них. И все же напомним снова. Во – первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Во – вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, не глубоки эмоциональные проявления по отношению с другими людьми. В – третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью (28).
Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, с.29].
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности".
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних— 1:2 с преобладанием девушек [22].
Преобладание мальчиков — это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя педагоги чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [Корнев А.Н., 1986].
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.
Среди
девочек гиперактивность встречается
реже, заболевание у них чаще проявляется
в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие
отклонения проявляются более скрыто
(20).
1.4
Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности
у детей
Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяет определить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств.
Знания особенностей двигательного развития детей необходимы педагогу для того, чтобы соответствующим образом построить двигательный режим и распорядок дня в целом, создать условия для двигательной активности с учетом особенностей каждого ребенка, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной, игровой и учебной деятельности.
Оценка двигательной активности. Сущность диагностики двигательной акивности сводится, главным образом, к оценке индивидуального уровня подвижности детей с тем, чтобы оптимизировать их двигательную деятельность и при необходимости обеспечить своевременную коррекцию. По степени подвижности дети дифференцируются в три основные группы: оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные. Мало – и гиперподвижные дети относятся к группе риска и требуют коррекционной работы. Педагог должен знать типичные характеристики поведения детей разной подвижности.
Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из – за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности – заболеванием, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». У гиперактивных детей двигательная деятельность не целенаправленна, мало мотивирована. У этих детей движения более простые, но темп выполнения гораздо выше, часто отмечается неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания, нарушения эмоциональной сферы. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью. Если проводить коррекцию в начале заболевания (в дошкольном возрасте), то прогноз достаточно оптимистичен (10).
Как выявить гиперактивного ребенка
В практической деятельности специалиста дошкольного образования достаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает метод наблюдения. Необходимо обратить внимание: на самых подвижных детей; на тех, кто смирно сидит в стороне, не решаясь (или не желая) активно двигаться; на то, какие движения преобладают у отдельных детей и группы в целом. Попробовать определить вид деятельности (двигательная, игровая, трудовые действия), запомнить, кто двигается сам по себе, кто умеет «завоевывать» пространство для своих игр, кто его боится. При наблюдении следует соотносить движения с эмоциями (можно увидеть прямую связь), чтобы оказать ребенку необходимую помощь. Результаты наблюдения сравниваются с характеристиками детей разного уровня подвижности (оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные).
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом.
Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания:
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Двигательная расторможенность
1.Постоянно ерзает.
2.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4.Очень говорлив
Импульсивность:
4.Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6.При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет) [1].
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: "Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет".
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Необходима психотерапевтическая работа
с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как "хулиганское"
и проявляли больше понимания и терпения
в своих воспитательных мероприятиях.
Родителям следует следить за соблюдением
режима дня "гиперактивного" ребенка
(время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность
расходовать избыточную энергию в физических
упражнениях, длительных прогулках, беге.
Следует также избегать утомления при
выполнении заданий, так как при этом может
усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные"
дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в
мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок
испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно
задание на определенный промежуток времени.
Важен выбор партнеров для игр - друзья
ребенка должны быть уравновешенными
и спокойным (1).
2 Эмпирические исследования особенностей поведения гиперподвижных
детей.
Исследования проводились на базе я/с № 88. Для оценки двигательной активности были выбраны дети группы «Фантазеры» в следующем составе: 10 девочек и 11 мальчиков, средний возраст которых составлял 5 – 5,5 лет.