Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью
Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………
"Быстро по местам"
Дети стоят в колонне по одному. По команде "На прогулку!" разбегаются по площадке, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде "Быстро по местам!" кладут пособия на место, где они находились, и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.
«Перенеси предмет»
По всей площадке разложены обручи (по количеству играющих), в которых расположено одинаковое количество предметов (кубики, прыгалки, мячи), и один большой запасной обруч, равноудаленный от всех других. Каждый ребенок стоит у своего обруча. По сигналу играющий должен взять из своего обруча один предмет, отнести его в запасной обруч, проделывая с предметом разные упражнения. Дойдя до запасного обруча, положить в него предмет, быстро вернуться к своему обручу за вторым предметом и так далее до тех пор, пока все предметы не будут перенесены. Выигрывает тот, кто скорее перенесет все свои предметы и четко выполнит упражнения.
"Дружные пары"
Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону в течение 5-7 с, а по второму сигналу останавливаются и кружатся в другую сторону после короткого перерыва.
"Ловля бабочек"
Двое детей - "ловцы" - находятся в отведенном месте площадки. Остальные - "бабочки"- свободно бегают. "Ловцы" по сигналу "Лови!" пытаются поймать "бабочку", смыкая вокруг нее руки. Пойманных отводят в сторону.
"Обеги мяч"
Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч "змейкой".
"Найди мяч"
Дети
стоят по кругу вплотную друг к другу,
лицом в центр, руки за спиной. В центре
круга стоит водящий. По сигналу дети начинают
передавать маленький мячик друг другу
за спиной, а водящий пытается его найти,
предлагая показать руки одному из детей
в круге. Тот, к кому обращается водящий,
вытягивает вперед руки, показывая их
водящему. Если водящий угадывает, тот,
у кого оказался мяч, встает на место водящего.
Смена водящего происходит и тогда, когда
ребенок, стоящий в круге, роняет мяч.
"Проведи мяч"
На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и т. п.). Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы «змейкой».
"Поймай мяч в воздухе"
Воспитатель бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см). Ребенок ловит мяч и удерживает его на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом.
"Прокати мяч с горки"
Дети стоят в колонне по одному перед наклонным бумом. Каждый ребенок скатывает мяч, быстро бежит за ним, берет в руки и, подбежав к первому в колонне, передает ему мяч, а сам встает в конец колонны.
"Догони мяч"
Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор (шириной 30 см, длиной 4-5 м). Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый прокатывает мяч по коридору, бежит за ним, не давая мячу выкатиться из коридора, подправляя его движение рукой или ногой.
"Веселей играй, но мяч не теряй"
На площадке произвольным способом расположены несколько дуг ("воротиков"). Дети выполняют разнообразные движения с мячом. По сигналу быстро поднимают мяч вверх, потом ударяют мячом об землю (2-3 раза), а после этого пытаются прокатить мяч под дугами.
"От пола на ракетку"
Дети
парами встают друг против друга на расстоянии
2-4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный
мяч, у другого - ракетка. Первый ребенок
бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил
от земли. Второй ребенок ловит отскочивший
мяч на ракетку и пытается его удержать.
"Заведи мяч в "воротики"
Дети строятся в две колонны у намеченной черты, перед которой ставятся несколько дуг ("воротиков"). По сигналу ребенок начинает вести мяч правой или левой ногой через "воротики", сам пролезает под "воротика-ми", догоняет мяч, разворачивается и ногой ведет мяч к черте. Дойдя до нее, отдает мяч впереди стоящему и встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение.
"Меняемся местами"
На земле в форме круга лежит веревка. Дети бегают парами: одни внутри, другие снаружи веревочного круга. По сигналу воспитателя, не прекращая бега, дети в парах меняются местами.
"Не задень веревку"
Воспитатель и один ребенок сначала раскачивают, а потом вращают веревку. Дети поочередно: прыгают через нее на двух или одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке, бегают под вращающейся веревкой, начиная бег под углом к ней или с прямого разбега, прыгают под веревкой по одному или по двое.
"Пролезь в обруч"
На землю вертикально поставлен обруч. Дети пролезают в него ногами вперед, опираясь на руки. Затем берут обруч одной рукой и держат его вертикально, пролезают в него, не отпуская и не перехватывая его вверху другой рукой. Далее обруч укрепляется на стойках. Дети, не касаясь земли, пролезают в него прямо или боком, вытягивая вперед руки и опираясь на них.
"Мяч сквозь обруч"
Несколько детей выстраиваются в линию, держа в руках обруч (каждый обруч находится в правой руке одного и левой руке другого ребенка, количество обручей - на единицу меньше числа стоящих детей). Двое играющих детей проходят вдоль стоящих (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь обруч. При непопадании в обруч играющий заменяет стоящего в шеренге. Смена играющего и стоящего происходит и тогда, когда играющий роняет мяч.
"От понедельника до воскресенья"
Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый ребенок по очереди называет день недели и перепрыгивает через длинную скакалку. Игра повторяется 2-3 раза. [4; с. 6-7]
Игры за партами
Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.
С этой целью полезно использовать "Пальчиковые игры", которые приводятся в книге М. Рузиной "Страна пальчиковых игр", а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как "Лестница в небо", "Кукольный веер", "Гонки" и др.
Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться" то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.
"Многоножки"
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
"Двуножки"
Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках" участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
"Слоны"
Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот", остальные — в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры "Кричалки -— шепталки — молчалки".
"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
"Ловим комаров" (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности
Эти игры требуют от ребенка высокой концентрации внимании.
"Не теряй пару"
Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
"Будь внимательным"
Взрослый показывает ребенку несколько упражнений:
- присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).
После
показа двух-трех упражнений ребенок должен
запомнить последовательность действий
в каждом упражнении и повторить их по
словесному описанию.
"Кто больше соберет предметов"
По всему залу (на площадке) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Варианты:
а) собрать предметы одного цвета;
б) собрать
предметы заданной формы (круг, квадрат,
треугольник,
многоугольник);
в) собрать
предметы парами, тройками, четверками
(по форме или
по цвету).
"Собери пирамиду"
Взрослый вместе с ребенком собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, голубого, белого, розового). Это образец. Слева и справа от пирамиды стоит по одному стержню и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.
Затем игроки встают у линии старта (расстояние до пирамиды 3-5 м). По сигналу "Начали!" каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца (как в образце). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.
"Найди свой домик"
По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом - взрослый, около него - красный кубик. По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.