Гиперподвижный ребенок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью

Содержание

Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

Гиперподвижный ребенок.doc

— 403.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кафедра педагогики детства и семьи 
 
 

      Гиперподвижный ребенок 

     Курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 

     2009 

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение ………………………………………………………………3 - 4

     1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста

       1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12

        1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17

        1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного

               поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28

        1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей

              …………………………………………………………………...29 - 33

     2  Эмпирические исследования особенностей поведения

        гиперподвижных детей

     2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37

     2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников

           ……………………………………………………………………..38

     2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном  

            учреждении и семье ………………………………………39 - 86

     Заключение ……………………………………………………….87 - 88

     Список использованных источников …………………………..89 - 90

     Приложение …………………………………………………………...91 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, не зная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому, что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно устранить проблему [3, с. 57].

     "Гипер..." — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "a tivus" и означает "действенный, деятельный".

     Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

     Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

        Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, "ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться..." (1997, с. 4) Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

       Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

           1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста 

         1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике 

     Психологи и врачи давно заметили, что каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности - его называют различно: "личный темп", "собственный темп". Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности: решения логических задач, заучивания, переключения внимания и т. д.

     Наблюдения многих ученых показали, что "личный темп" у каждого человека очень постоянен. При возбуждении и утомлении отмечаются некоторые сдвиги в скорости протекания реакций - они могут ускоряться или замедляться, но как только восстанавливается нормальная возбудимость нервной ткани, т. е. человек успокоится или отдохнет, так восстанавливается и свойственный этому человеку его личный темп (5).

     Большинство авторов, изучавших этот вопрос, пришли к заключению, что "личный темп" связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека.

     У детей личный темп изучался мало, между тем большое количество медлительных детей делает эту проблему очень острой.

     Важно выяснить, в чем тут суть дела, почему возникают такие различия в скорости двигательной и умственной деятельности - зависят они исключительно от врожденных особенностей нервной системы детей или какую-то роль играют и условия жизни и воспитания? Получив ответы па эти вопросы, мы сможем увереннее подойти к решению практических задач.

        Исследованиями великого русского физиолога И. П. Павлова и его сотрудников сначала на животных, а затем и на человеке было установлено, что вся деятельность нервной системы осуществляется двумя нервными процессами: возбуждением и торможением (7).

     Как говорил Павлов, вся наша жизнь есть постоянное взаимодействие, столкновение, соотношение этих двух нервных процессов. Мы до сих пор не знаем точно природу возбуждения и торможения, но известно, что каждый из них имеет свою биохимическую характеристику и связанную с ней и биофизическую, которая выражается в особенностях электрической активности мозга.

     Огромной общепризнанной научной заслугой Павлова является открытие, что нервные процессы обладают некоторыми свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью по силе и по подвижности. Так, нервные процессы могут быть сильными или слабыми, подвижными или инертными (малоподвижными); эти свойства могут быть выражены у индивида примерно одинаково как в процессе возбуждения, так и в процессе торможения или же один процесс может, быть сильнее и подвижнее.

     Свойства нервных процессов могут сочетаться самым различным образом и в зависимости от того, как комбинируются сила и подвижность и насколько хорошо или плохо они сбалансированы (уравновешены) и получается тот или иной тип нервной деятельности.

     Положение о типе нервной деятельности как следствии определенной комбинации свойств нервных процессов впервые поставило вопрос о типах на научную основу. До этого делалось очень большое количество предположений о причинах формирования типологических различий, но они оставались предположениями, т.к. не могли быть подтверждены фактами. Вопрос этот, между тем, имеет и большую практическую значимость, почему он и интересовал людей  давно.

     И. П. Павлов полагал, что количество возможных комбинаций свойств нервных процессов очень велико, а значит велико и количество типологических вариантов (как у животных, так и у человека). Однако он выделял четыре основных типа:

     1.Сильный, неуравновешенный. Оба нервных процесса сильны, но возбуждение преобладает над торможением, поэтому возникающие вспышки возбуждения плохо контролируются, долго не угасают. Подвижность обоих нервных процессов (особенно торможения) недостаточна.

     2.Сильный, уравновешенный, подвижный. Оба нервных процесса отличаются значительной и примерно равной силой и хорошей подвижностью.

     3.Сильный, уравновешенный, инертный. Как и у предыдущего типа, оба нервных процесса сильны, уравновешены, но подвижность их сравнительно мала.

     4. Слабый тип характеризуется малой силой и недостаточной подвижностью как возбуждения, так и торможения. Быстро утомляется и истощается.

        Свойству подвижности И. П. Павлов придавал чрезвычайно большое значение в процессе приспособления индивидуумов к природной и социальной среде: "...так как окружающая среда постоянно, а часто - сильно и неожиданно колеблется, то оба процесса должны так сказать поспевать за этими колебаниями, т. е. обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий уступать место, давать преимущество одному раздражению перед торможением и обратно».

     Как видим, И. П. Павлов определял свойство подвижности как скорость возникновения и прекращения нервных процессов, как быстроту смены одного процесса другим, а также перехода от одной деятельности к другой (7).

     Очень сходное определение свойства подвижности было дано Б. М. Тепловым: он подчеркивал, что в широком смысле под этим термином разумеются все временные характеристики работы нервной системы, все те ее стороны, к которым применима категория скорости (28).

     Скорость возникновения и прекращения нервных процессов можно показать на очень простых примерах. Если нужно произвести какое-то действие по сигналу, то оказывается, что у одного человека от момента действия сигнала до начала двигательной реакции проходит мало времени, а у другого - много. Этот отрезок времени называется скрытым или латентным периодом (ЛП) реакции и он показывает, сколько времени требуется клеткам нервной системы того или другого человека для того, чтобы перейти в состояние возбуждения или торможения. Например, при переходе улицы от момента, когда вспыхнул зеленый свет до того, как вы шагнули на мостовую, прошло 0,5 секунды - это и есть ЛП нашей реакции - время, за которое торможение нервных клеток сменилось возбуждением составляет 0,5 секунды. Вы сказали бегущему ребенку: "Стоп!" и он остановился через 1-2 секунды - это ЛП его реакции (нужно иметь в виду, что для перехода из состояния возбуждения в торможение всегда требуется несколько больше времени, чем для перехода из торможения в возбуждение) (24).

     Показателем подвижности нервных процессов будет и скорость осуществления самого движения: мышцы сокращаются под влиянием скрытых импульсов из нервных центров и чем скорость прохождения импульсов больше, тем быстрее движение.

     Вероятно, вы замечали, что движения двух-трехлетних малышей значительно медленнее, чем у более старших детей? Быстрота засыпания и пробуждения также характеризуют подвижность нервных процессов.

     При большом постоянстве личного темпа, все же имеются некоторые его возрастные колебания. Уже упоминалось, что у детей до трех лет подвижность нервных процессов очень мала, далее она постепенно увеличивается.

     В лаборатории Л. Г. Иванова-Смоленского было установлено, что в младшем дошкольном возрасте подвижность нервных процессов на 20% ниже, чем в старшем дошкольном возрасте и на 40% ниже, чем у учащихся начальной школы. Исследованиями ряда ученых было показано, что подвижность нервных процессов у человека возрастает до 20-22 лет, какое-то время остается на определенном уровне, затем начинает снижаться (36).

     Все авторы, изучавшие этот вопрос, отмечают, что возрастные различия меньше индивидуальных (типологических). У детей, имеющих низкую подвижность нервных процессов, с возрастом происходит ее повышение, но она всегда остается ниже, чем у тех, кто отличается высокой подвижностью.

     Дети обычно очень подвижны, деятельны, полны жизни и энергии. С утра до вечера они играют, бегают, прыгают, не зная усталости. Им будто не хватает игр на улице, и они и дома продолжают много бегать и прыгать, что иногда раздражает родителей. Однако некоторые дети бывают чрезмерно подвижными, и это сразу бросается в глаза. Данная черта усиливается, когда ребенок начинает ходить. Позже в школе и других общественных местах это доходит до того, что начинает беспокоить окружающих. Не слушая замечаний, не зная устали и покоя, они беспрерывно двигаются.

     Им нигде не сидится. Учителя жалуются, что они часто встают во время урока, отвлекают других учеников и разговаривают. В любом классе начальной школы найдется Один-два таких ученика. Они не выполняют домашних заданий, рассеянны и неаккуратны. В их письменных заданиях бывает много ошибок и исправлений.

     В гостях они много шалят: везде бегают, прыгают с кресел и взбираются, куда только могут. Они постоянно пытаются делать то, до чего еще не доросли. Их часто предостерегают, но из-за своей подвижности они могут просто не заметить опасности. Например, свешиваются вниз с балкона, подвергая жизнь опасности, или спускаются с лестницы, перепрыгивая через 3-4 ступеньки.

Информация о работе Гиперподвижный ребенок