Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа
Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.
«Психолого-педагогические особенности формирования временного детского коллектива. Учет возрастных особенностей»;
«Метод конгруэнтной коммуникации – как основа эффективного сотрудничества с детьми».
2. Этап социально-
Цели: создание тренинговых групп с целью:
- создания благоприятного климата;
- определения лидеров, а также детей, нуждающихся в психологической поддержке;
- развития самосознания детей.
Содержание работы:
- тренинг «Знакомство. Формирование доверия и комфорта в отряде, развитие социальных эмоций»;
- диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, выявления «трудных» детей;
- подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих минипрограмм.
3. Коррекционно-профилактический этап.
Цели:
- контроль и коррекция психологического климата в отрядах;
- коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным нахождением вне дома;
- индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения;
- развитие лидерских, коммуникативных способностей;
- снятие эмоционального напряжения детей, педагогов.
Содержание работы:
Младший школьный возраст |
Средний школьный возраст |
Старший школьный возраст |
- занятия с элементами тренинга «Я учусь сотрудничать» - психогимнастика - сказкотерапия [Приложение Л] |
- тренинг «Пойми себя» - тренинг общения |
- тренинг лидерских способностей - тренинг общения - тренинг самосознания |
Индивидуальная работа
Цель: помощь детям с низким уровнем адаптации.
Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной помощи:
· консультации (по запросу) очные и заочные «Вы спрашиваете – социальный педагог отвечает»
Тематика:
- общение со сверстниками;
- решение конфликтных ситуаций;
- как справиться с чувством одиночества;
- как найти друга;
- как снять накопившееся напряжение;
- взаимоотношения между мальчиками и девочками;
- страхи и другие вопросы.
· Час психологической разгрузки для детей:
- аутогенная тренировка;
- релаксации;
- медитации;
для педагогов:
- Программа снятия эмоционального напряжения у педагогов.
Работа с родителями
- Консультации (по запросам)
- Организация и проведение «Семейного праздника».
1. Этап рефлексии
Цель: подведение итогов работы.
Содержание работы:
- занятие с элементами тренинга «Прощание» с целью получения обратной связи;
- проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы.
Информационно-рекламная деятельность:
«Служба доверия»
Исследовательская работа
Ожидаемые результаты работы летнего оздоровительного лагеря::
- Укрепление здоровья детей
- Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Методика выявления
Инструкция: на каждый из вопросов дайте ответ «да» или «нет». Над вопросами долго не задумывайтесь.
Вопросы:
1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11.Трудно ли Вам включаться в новые для Вас коллективы?
12.Часто ли Вы откладываете
на другие дни дела, которые
нужно было бы выполнить
13.Легко ли Вам удается
устанавливать контакты и
14.Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у Вас
не бывает конфликтов с
17.Стремитесь ли Вы
при удобном случае
18.Часто ли в решении
ваших дел Вы принимаете
19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
20.Правда ли, что Вы
обычно плохо ориентируетесь
в незнакомой для Вас
21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли у Вас
раздражение, если Вам не
23.Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что Вы
утомляетесь от частого
25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли Вы проявляете
инициативу при решении
27.Правда ли, что Вы
чувствуете себя неуверенно
28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Полагаете ли, что Вам
не представляет особого труда
внести оживление в
30.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31.Стремитесь ли Вы
ограничить круг своих
32.Верно ли, что Вы не
стремитесь отстаивать свое
33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34.Охотно ли Вы приступаете
к организации различных
35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
37.Верно ли, что у Вас много друзей?
38.Часто ли Вы оказываетесь в центре своих товарищей?
39.Часто ли Вы смущаетесь,
чувствуете неловкость при
40.Правда ли, что Вы
не очень уверенно чувствуете
себя в окружении большой
Ключ
Коммуникативные склонности:
(+) Да – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-) Нет – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Организаторские склонности:
(+) Да – 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-) Нет – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Обработка результатов:
Подсчитывается число совпадений ответов по ключу, а затем определяется суммарная оценка по каждой шкале. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 10 баллов и указывают на значимость конкретного параметра.
Тест
«Я и мое здоровье»
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.
Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на
некоторые признаки ухудшения
здоровья, вы в хорошей форме.
Ни в коем случае не
3-6 баллов. Ваше отношение
к своему здоровью трудно
7-10 баллов. Как вы умудрились
довести себя до такой степени?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.
Тест «Кто ты?»
Из представленных фигур выбери одну, которая тебе больше понравилась.
| |||||||
|
|||||||
|
|
||||||
Квадрат. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работ, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей жизни. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Прямоугольник. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.
Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны.
Круг. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом, стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Зигзагам нравится комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Он способен многих увлечь своими идеями.
Тест «Ты страдаешь от скуки»
Ответь на вопросы «да» или «нет»
1. Ты живешь по заранее заданной схеме?
2. Хочешь, чтобы у тебя было чувство ответственности?
3. Завидуешь ли людям, у которых интересная жизнь?
4. Хочешь, чтобы в жизни было больше сюрпризов?
5. Можешь полностью предсказать поведение твоего друга?
6. Большинство твоих интересов связано с тем, что показывают по телевизору?
7. Ты, как правило, знаешь, что будешь делать днем?
8. Ты страдаешь от скуки?
9. Хочется ли тебе когда-нибудь кричать?
10. Кажется, что жизнь иногда проходит мимо?
11. Мечтаешь ли ты когда-нибудь о том, чтобы уехать за границу и начать новую жизнь?
12. Для тебя каникулы – лучшее время в году?
13. Считаешь ли, что школьные годы самые счастливые в твоей жизни?
Обработка результатов: каждый ответ «да» приносит 1 балл, каждый ответ «нет» - 0.
От 7 до 13 баллов: несмотря на то, что скука не считается проблемой, она является главной причиной твоего несчастья. Однако не расстраивайся: сбалансировать скуку с разнообразием совсем нетрудно. Начни с поиска хобби, займись чем-нибудь, что хорошо у тебя получается и чем ты можешь гордиться. Будь готов(а) иногда идти на риск. Если ты рисковал(а) и проиграл(а), то пусть тебя удовлетворяет сознание выполненного долга.
От 2 до 6 баллов: хотя скука не является главной проблемой в твоей жизни, но из-за нее тебе знакомы чувства разочарования и гнева. Постарайся изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым.
1 балл: скука играет незначительную роль в твоей жизни, которая, вероятно, у тебя очень интересная и яркая.
Тест «Можете ли вы влиять на других?»
(для вожатых) и лидерского актива (старший школьный возраст)
Инструкция: на вопросы отвечайте «да» или «нет»
Вопросы:
1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?
2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?
3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих романтических отношений?
4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?
Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере