Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

Работа содержит 1 файл

диплом лагерь..docx

— 149.85 Кб (Скачать)

Наряду с применением  диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых  форм [Приложение Ж], так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет социальному педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для детей игровая направленность социально-педагогического процесса – это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное – игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.

Совместно с игровыми формами  возможно использование различных  коррекционных упражнений [Приложение З].

Например, Поляков С.Д. выделяет несколько интересных форм работы для  развития творческих качеств, активизации  процессов самопознания, гармоничного развития личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.

Коллективное творческое дело – особый способ организации  жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом  методики коллективно-творческого  воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективно творческие дела позволяют создать в лагере широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе коллективно творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение временного коллектива, и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективного творческого дела взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела [Приложение И].

Тренинг – это форма  педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного  коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения для ребенка в ситуациях) [Приложение К].

Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного  опыта общения могут быть и  другие следствия: изменение отношений  друг с другом, изменение отношений  с педагогом, закрепление или  развитие каких-либо личностных образований.

На основе изученной литературы и проведенных исследований нами был разработан тренинг для знакомства детей в первые дни лагерной смены [Приложение Л]. Мы выбрали именно это направление, потому что:

1.  Первые дни ребенка в лагере самые тяжелые. Они предполагают обустройство детей в комнатах, знакомство друг с другом, выбор симпатий, адаптацию в коллективе.

2.  В организационный период у детей проводятся первые диагностики каждого ребенка и коллектива в целом. Такой тренинг позволит детям объединится почувствовать себя в едином целом коллективе.

3.  Проведенная первичная диагностика и тренинг общения позволит корректировать дальнейшую программу деятельности.

Учитывая данные положения  мы определили для себя, что такие занятия являются важнейшими в начале деятельности социального педагога.

Мы определили тему нашего тренинга: общение, умение вступать в  контакт.

Его целью является: знакомство детей друг с другом. Задачи: создать  доброжелательную атмосферу в отряде; обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом; побудить детей к высказыванию своих мыслей; дать возможность детям познакомиться  и пообщаться друг с другом.

Наш тренинг включает в  себя четыре упражнения: «Улыбка», «Знакомство», «Если б я был вожатым то…», «Друг к дружке». Каждое упражнение имеет свою цель и инструкции к  проведению.

Мы предполагаем, что наш  тренинг позволит детям на начальном  этапе жизни в лагере побыстрее познакомится со сверстниками, освоится в оряде, адаптироваться к условиям лагерной жизни. А нам, в свою очередь, тренинг покажет, кто из ребят имеет проблемы с общением, с кем стоит продолжать упражнения, как строить свою программу работы.

Следующее направление работы социального педагога которые выделил Поляков С. Д. это шоу-технологии.

Шоу-технологии – это  воспитательная акция, игровое действие в котором участвует группа детей. Цели шоу различны для его участников: для зала – получение опыта  эмоционального реагирования в культурных формах; для активных участников – получение опыта индивидуальной и совместной публичной соревновательности.

Эффекты зависят от особенностей участников «зала» и «сцены», от ведущих, от особенностей помещения и многого  другого. Например, кто-то из выступающих  участников откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские  или еще какие-то способности.

Праздник – это своеобразная форма организации жизни и  деятельности ребят, которая связывает  их с жизнью страны, воспитывает  любовь к родине, родным местам, приносит радость, дает возможность весело и  культурно отдохнуть, обогащает  яркими впечатлениями.

В условиях летнего оздоровительного лагеря удачно проходят праздники «Купале», «День Нептуна», «Малые олимпийские  игры» и др.

Еще одно направление работы социального педагога в летнем оздоровительном  лагере, которое должно выполняться  в первую очередь с учетом оздоровительной  направленности лагеря, - это воспитание здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни  предполагает выполнение режима дня, режима питания, занятия физкультурой и  спортом; выполнение санитарно-гигиенических  правил по уходу за собой (телом, одеждой, прической) и помещениями, отказ  от вредных привычек: курения, употребления спиртного, наркотиков.

Здесь основная работа ложиться на педагогов физкультуры, но и социальный педагог должен брать на себя большую  часть обязанностей, таких как  организация мероприятий по профилактике зависимостей, привлечение девиантных детей к занятиям спортом, организация подвижных игр (даже в дождливую погоду), помощь в организации турпоходов, проведение акций по здоровому образу жизни и др.

Таким образом социальный педагог планирует свою деятельность в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Поэтому направления его деятельности должны соответствовать каждой из задач.

Однако важно понимать, что социальный педагог, работая  в лагере, выполнят широкий спектр должностных обязанностей:

-  осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников;

-  изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни;

-  изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности;

-  осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

-  организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

-  проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

-  ведет в установленном порядке документацию, осуществляет контроль за воспитанниками;

-  заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника летнего оздоровительного лагеря;

-  участвует в организации дополнительных услуг;

-  обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала;

-  вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад).

Кроме всего перечисленного социальный педагог выполняет узкий  специфический круг обязанностей в  зависимости от профильности лагеря: работа с детьми-инвалидами, с сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми «группы риска», с трудными детьми или детьми с девиантным поведением.

Заключение

 

В настоящее время работа социального педагога в летних оздоровительных  лагерях оказалась в необычных  условиях, в связи, с чем необходимая  социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям  стала традиционно оказываться  лишь в связи с учебным процессом  и в интервале учебного года. В  связи с этим возникает парадоксальная ситуация, что именно в то время  когда имеются максимальные возможности  для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной  социально-психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.

Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и  вхождение в систему новых  социальных связей, и воплощение собственных  планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении  этой проблемы помогают летние оздоровительные  лагеря, которые направлены на организацию  дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей содержания, методов, приемов, форм и  средств работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.

На основе изученной социально-педагогической литературы были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных  лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение  сложившихся у них трудных  жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном  коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с  разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; неинформированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.

Организуя работу в летнем оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный  и работа рассчитана на небольшой  срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:

1.  Исследование социума оздоровительного лагеря. Психодиагностическая работа.

2.  Повышение уровня педагогической культуры педагогов и воспитателей оздоровительного лагеря.

3.  Социально-педагогическое просвещение и консультирование.

4.  Социально-педагогическая профилактика.

5.  Содействие созданию педагогически ориентированной среды.

6.  Организационно-методическая деятельность.

В связи с этим нами была разработана программа по работе социального педагога в летнем оздоровительном  лагере, которая направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у  воспитанников и тех, кто впервые  посещает летний оздоровительный лагерь; осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летний оздоровительный лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и  эмоционального напряжения, накопившегося  у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, атр-терапии, телесно-ориентированной терапии; проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности; развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере