Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

Работа содержит 1 файл

диплом лагерь..docx

— 149.85 Кб (Скачать)

Наличие органов самоуправления, содержание их деятельности в лагере зависит от тех задач, которые  определяет коллектив. Но все органы самоуправления объединяет деятельностный подход. Сначала надо увлечь детей каким-либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.

Развитие самоуправления во временных коллективах может  происходить более интенсивно благодаря: изменению позиции школьника; возможности  для изменения стереотипов; созданию положительной модели поведения  личности; реализации активности школьников; динамизму и интенсивности общения; эмоционально-психологической атмосфере  временного коллектива – более жизнерадостной, в которой преобладают бодрые и приятные эмоциональные состояния.

Развитие детского самоуправления во многом зависит от реализации трех важных условий:

1.  Поиск деятельности. Педагоги должны позаботиться о создании «поля социальной деятельности» для детей. Развивать способности видеть, кому необходима их помощь, где они могут принести пользу. Поиск – это развитие организаторских способностей у подростков, воспитание у них чувства хозяина своего лагеря. К организационным формам поисковой деятельности можно отнести «разведку» дел, творческие задания поискового характера, поисковые десанты и т.д.

2.  Планирование коллективной деятельности. Педагогам необходимо отказаться от сложившегося планирования большого количества однотипных мероприятий, обязательности участия в них детей, организации их без учета мнения и интересов детей. Работу по развитию организаторских способностей следует планировать через методику коллективного творческого планирования. Использование при этом таких методов, как «Мозговой штурм», «Шкатулка предложений», «Аукцион идей» позволяют создать конкретные планы, дающие детям возможность самостоятельно формулировать и решать без навязывания готовых правил со стороны взрослых конкретные задачи, способствующие формированию у детей гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, а также интенсивно формирующие социальный опыт.

3.  Форма организации коллективной деятельности. Ведущим средством коллективной организаторской активности детей в жизненно значимой для них деятельности является создание творческих групп, лабораторий, клубов по интересам – конкретных форм интеграции разнообразной по своему содержанию и функциям добровольной и осознанной их деятельности.

Итак, настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а  формируется постепенно, поэтапно, чему в первую очередь способствует, как уже отмечалось ранее, совместная деятельность.

Положение ребенка в отряде определяется не только его индивидуальными  особенностями. Оно может меняться в зависимости от уровня сработанности, сплоченности коллектива, интенсивности  смены ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, наличия побед или неудач, серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так  и группой в целом.

Педагог, работающий с детьми в загородном центре, помогает детям  в формировании и уточнении целей  и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения  в сообществе на каждом периоде жизнедеятельности  лагерной смены.

Таким образом, педагог, как  организатор досуга имеет дело с  множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и  наслаждении) и с множеством различных  интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов.

В организации детского досуга в лагере необходимо учитывать некоторые  принципы (по Васильковой) [7;9]:

Принцип «красной линии». В  работе с детьми всегда должна быть некая черта, за которую переходить опасно. «Красная линия» - это грань  риска, меры, разумного и допустимого  во всем:

-  в отношениях содружества воспитателя и детей. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения. За «красной линией» - панибратство, лжедружба. Здесь нельзя «заигрываться», и разумная дистанция все же необходима;

-  в информации любого толка, которой обогащают педагоги-вожатые ребят. И прежде всего, в вопросах политики, социальной жизни людей, в истории национальных проблем и т. п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, «подтекста»;

-  в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывают личный опыт, интуиция, разумная осторожность и необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера активности досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров.

Принцип «могучей кучки». Досуг  в целом – дело коллективное. Даже радость удачи делиться обычно на всех (например, футбольная победа или  успех праздника). Для успеха досуга нужна «могучая кучка», союз единомышленников, вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива. В «могучей кучке» всегда высокое  притяжение человечности, взаимовыручки  и чувства локтя, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.

Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить, как камень, в воду», в  досуговое дело, в совместное творчество детей и взрослых, чтобы «пошли круги результативности», появились творческие удачи.

Принципы опоры на положительные  эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его  всегда больше. Увидеть дурное гораздо проще, чем разглядеть положительное.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать несколько основополагающих выводов характеризующих социально-педагогический потенциал детского досуга.

Во-первых: особенности организации  летнего отдыха и досуга сильно отличаются от организации свободного времени  в школьный период. Лето таит в себе ряд уникальных возможностей для  ребенка: приобретение опыта самостоятельности, возможность развлечься и отдохнуть  со сверстниками, раскрыть собственные  потенциальные возможности, искренне и дружески пообщаться со взрослыми и др.

Во-вторых: детский досуг  имеет свою сложную структуру. Она  состоит из нескольких уровней: пассивный  и активный отдых, целенаправленно  организованный досуг: познавательный, созерцательный, развлекательный. досуг имеет свои функции и принципы. Досуг имеет свое строгое содержание.

В-третьих: организуется досуг  в оздоровительном лагере в рамках лагерной смены, который структурируется  строго поэтапно: подготовительный этап, организационный этап, основной этап, заключительный этап, послелагерный этап.

В-четвертых: досуг в оздоровительном  лагере происходит во временном коллективе – отряде, который имеет свои признаки: автономность, кратковременность  функционирования, сборный состав, публичный характер деятельности, завершенность  деятельности и развития.

Увидеть добрые начала и  опереться на них – вот принцип  общей и досуговой педагогики.

Досуг в лагере – дело деликатное. И методика его организации  должна быть демократичной и гуманной.

 

2.Функции  социального  педагога в летнем оздоровительном  лагере

 

 

В течение последних лет  мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных  проблем ребёнка. Любое государственное  учреждение, в стенах которого находятся  дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:  
· проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, детей и подростков в социальной среде;  
·  проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;  
· проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;  
·проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.  
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.  
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества[3;2].  
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе[8;3].  
В профессиональной деятельности социального педагогов имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:  
·профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;  
· защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;  
·организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.  
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.  
Цели социального педагога:  
· Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.  
·Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.  
задачи социального педагога:  
· осуществление и защита прав ребёнка;  
·  жизнеобеспечение ребёнка;  
· социологические исследования в окружающем социуме;  
·изучение и корректировка межличностных отношений;  
· изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка;  
· представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;  
·координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;  
·проведение социально-культурных мероприятий.  
Ожидаемые результаты: социализация учащихся – гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.  
В своей деятельности социальный педагог руководствуется следующей документацией и формами отчетности:  
1. Нормативные документы, определяющие деятельность социального педагога. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе должны использоваться следующие нормативно-правовые документы:  
· Конституция Российской Федерации;  
· Конвенция ООН о правах ребёнка;  
· Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;  
· Закон РФ «Об образовании»;  
·  Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;  
·гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;  
·Устав школы и др.  
2. План работы на смену, отражающий работу с педагогическими работниками, детьми, родителями по ведущим направлениям деятельности;  
3. План работы на неделю;  
4. Рабочий дневник, содержащий информацию, полученную в течение рабочего дня, с учетом рабочего времени и фиксирующий деятельность социального педагога;  
5. Программы проводимых занятий;  
6. Аналитический отчет о работе. 

 

2.1.Цели и задачи  составляющиеся социальным педагогом в лагере

Политику летней оздоровительной  кампании определяют педагогические кадры, поэтому повышение квалификации работников летних лагерей – это  одна из главных задач администрации  школы. Для педагогов, работающих с  детьми во время летнего отдыха, проводятся инструктивные занятия  и консультации. Имеет богатый  опыт организации летней оздоровительной  работы с учащимися, на основе которого была создана программа «Летний отдых учащихся».  
Цели программы:  
·Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летнее время.  
· Обеспечение полноценного досуга и общения со сверстниками в период каникул.  
Задачи:  
· Совершенствование деятельности школьных лагерей ЛОЛ и ЛТО.  
·Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.   

 Организация общественно  значимой деятельности несовершеннолетних  в каникулярный период.  
·Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков в период каникул.  
· Создание условий для развития детско-юношеского туризма, физической культуры и спорта.  
· Укрепление материально-технической базы летнего отдыха.  
·  Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.  
· Организация отдыха и досуга детей «группы риска».  
· Формирование у подростков навыков самоуправления, выявление лидеров, сплочение ученического актива. 

     2.2.Содержание  работы социального педагога

 

Осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в  закрепленном за ним по распределению  учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок  и дисциплину.  
· Организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.  
·  Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.  
· Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.  
· Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.  
·Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.  
·Участвует в организации дополнительных услуг.  
·Обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.  
· Обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала.  
·Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад)  
· Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.  
Социальный педагог имеет право:  
·Участвовать в управлении ЛОЛ в порядке, определенном Уставом МОУ.  
·  На защиту профессиональной чести и достоинства.  
·Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.  
·Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.  
· На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.  
·  Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с рекомендациями органов МО РФ и Управлений образования.  
· Давать воспитанникам во время оздоровительно-образовательного процесса обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.  
· Давать педагогические рекомендации участникам педагогического процесса[5;6].  
За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений начальника летнего оздоровительного лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.  
За применение, в том числе однократное, методов, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанники, педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.  
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, организации воспитательного процесса, социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.  
За причинение летнего оздоровительного лагеря или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.  
Социальный педагог работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях летнего оздоровительного лагеря и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки. Социальный педагог получает от начальника летнего оздоровительного лагеря информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.  
Социальный педагог работает в тесном контакте с родителями воспитанников, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с коллегами.  
Таблица 2. Примерное распределение рабочего времени социального педагога по видам работ 

Вид деятельности 

Количество часов в  неделю 

Социально-педагогическое консультирование педагогических работников, родителей, детей и подростков, установление необходимых деловых контактов, социально-педагогическое просвещение  педагогических работников и родителей 

Индивидуальная воспитательная работа с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения в  коллективе 

Работа с волонтерскими  группами из числа детей и сотрудников  лагеря 

10 

Другие виды работ, предусмотренные  тарифно-квалификационной характеристикой 

Итого 

20 


Таким образом, в профессиональной деятельности социального педагогов  можно выделить три ведущие функции  социально-педагогической работы: профилактическая (профилактика проблемной жизненной  ситуации ребёнка); защитно-охранная (защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации); организационная (координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации). Исходя из этих функций, формируются цели и задачи работы социального педагога. Ожидаемым результатом является социализация учащихся.  
Основными направлениями деятельности социального педагога в летний период являются:  
-Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.  
· Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.  
·Создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.  
·  Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.  
Социальный педагог при работе в ЛОЛ имеет определенные должностные обязанности и права. 

 

 

 

Правктика

Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. [8;9] Чтобы справиться с массой поставленных задач, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Прибыв в лагерь, первым делом необходимо выяснить места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Можно взять с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятия кружков, медпункт и т. д. К тому же это отличный способ и вам познакомиться с детьми, и им начать узнавать друг друга. Знакомство будет главной целью в первый вечер. Если в отряде есть воспитанники из одного детского дома или интерната, знакомиться предстоит с уже сложившимся коллективом. Чтобы завоевать симпатию детей, можно рассказать им о себе. Надо постараться разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда социальный педагог познакомиться с детьми, можно вместе подумать о плане занятий – и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравиться дело придуманное ими самими.

Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере