Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

Работа содержит 1 файл

диплом лагерь..docx

— 149.85 Кб (Скачать)

Практическая значимость исследования состоит в том, что  теоретические положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, материалы  программы по работе социального  педагога в летнем оздоровительном  лагере могут быть учтены в организации  подготовки социальных педагогов к  работе в лагере.

Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает родителям  разобраться в трудностях правильного  выбора лагеря. Социальный педагог  должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих  собственных возможностей, интересов  и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.

В воспитании детей значение социального педагога неоценимо. Вот  почему педагог должен быть психологом-организатором, добрым, внимательным, который сможет найти общий язык с детьми и  который сможет расположить их к  себе. Социальный педагог должен сеять  зерна добра в сознании детей, учить их смотреть на будущее с  надеждой, воспитывать духовно-сильными личностями. Родители в свою очередь  не имеют права быть безразличными  к своим детям, они должны думать об их судьбе, интересоваться их мечтами  и планами.

 

Список использованной литературы

1.  Положение Министерства Образования от 12 декабря 2002 г. № 55 «Об оздоровительном лагере» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 декабря 2002 г. N 8/8888).

2.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 15, ст.435; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 45, 5/935; 2002 г., № 63, 5/10532; № 98, 5/11017; 2003 г., № 40, 5/12232).

3.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 446 «О финансировании летнего оздоровления детей в 2010 году».

4.  Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы от 28 апреля 2008 г. № 76 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях».

5.  Бычковский П.М. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М. Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2008. – 359 с.

6.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр: «Академия», 2002. – 160 с.

7.  Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2008. – с. 20-24.

8.   Карасева, Н.А. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. – Мн.: «Беларусь», 2004. – 243 с.

9.   Красовская С.С. Специализированная смена в «Зубренке» «Правовой марафон» / С.С. Красовская. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003 – 67 с.

10.   Левко А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.

11.   Лето – не для скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 16-19.

12.   Летний отдых с «группой риска» / В. Смирнов // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.

13.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

14.   Модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 6-10.

15.   Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» / Н.Г. Онуфриева // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 3-5.

16.   Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

17.   Об организации отдыха и оздоровления детей в летний период / А.В. Рысовец // Праблемы выхавання. – 2009. - № 5. – с. 22-26.

18.   Образовательная среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 58-63.

19.   Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.

20.   Педагогика лета / под ред. Н.В. Боровик. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.

21.   Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

22.   Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» «Школа добрых волшебников» / А.Н. Сацута // Праблемы выхавання. – 2008. - № 3. – с. 57-61.

23.   Программа деятельности летнего профильного лагеря «Юный Археолог» / Н. Ботвина // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 53-58.

24.   Региональная модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е.А. Винникова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. - № 8. – с. 28-33.

25.   Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.

26.   Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 89-94.

27.   Социальная педагогика / А.В. Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

28.   Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. В. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.

29.   Творческо-игровой проект «Летнее путешествие от А до Я» / Т. Н. Тармола // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 11-26.

30.   Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

31.   Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 117-132.

32.   Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. – 296 с.

33.   Целищева М.В. Психологический досуг в детском коллективе / М.В. Целищева. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 64 с.

34.   Цель воспитания / А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 478-493.

35.   Что такое смена? / под ред. С.И. Калашникова. – Ставрополь: «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2006. – 170 с.

36.   Шереш, Г.Л. Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.

37.   Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

38.   Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого / Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Принципы необходимые  для контакта педагога и детей

Рекомендации воспитателям, психологам, социальным педагогам.

Если ребенок лжет:

-  Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

-  Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.

-  Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.

-  Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

-  Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

-  Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.

-  Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.

-  Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.

-  Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Если ребенок гипердинамичен:

-  Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

-  Четко придерживайтесь режима дня.

-  Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

-  Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм в которых он может расходовать избыточную энергию.

-  Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.

-  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

-  Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

-  Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

-  Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.

-  Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.

-  Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.

-  Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

-  Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок в зародыше.

-  Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволновано и эмоционально.

-  Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

-  Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

Если ребенок застенчив:

-  Выражайте безусловное расположение ребенку.

-  Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

-  Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний , но также эмоций и чувств.

-  Всегда сами предлагайте помощь ребенку, не так он сам не способен её попросить.

-  Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

-  Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

-  Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения.

-  Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.

-  Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

-  Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.

-  Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

-  Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

-  Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

-  Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен её попросить.

-  Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

-  Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

Если ребенок медлителен:

-  Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

-  Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.

-  Наберитесь терпения. Работа медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

-  Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.

-  Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.

-  Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку».

-  Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия. Облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.

-  Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.

-  Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

-  Вырабатывайте у ребенка чувство времени.

-  Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.

-  Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

Если ребенок плохо  запоминает:

-  Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.

-  При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

-  Для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.

-  Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное.

-  Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.

-  Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится.

-  При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

-  Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу, память любит разнообразие.

-  При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.

-  Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

-  Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим.

-  Вечером, перед сном, нужно повторить выученное.

-  Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

Если ребенок сквернословит:

Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере