Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа
Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.
Очень важно как можно быстрее запомнить их имена. Любить детей мало – надо им нравиться. Здесь надо соблюдать правило «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. справедливо заметил А.С. Макаренко: дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою любовь к ним, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других [5;30].
Не заводите любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным [5;9].
Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, педагогу нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т. е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе всю летнюю смену. Дело это усложняется тем, что времени, которое есть, например, в школе, у социального педагога в лагере нет. Поэтому он должен освоить приемы экспресс диагностики, т. е. для педагога годятся только те методы и методики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. Однако быстрота не должна сказываться на качестве, просто он должен четко определить, что действительно нужно знать ему о своих воспитанниках и какими уже известными и разработанными приемами сбора и фиксации этой информации лично удобнее воспользоваться.
Разумеется, основным диагностическим методом в практике социального педагога должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением и временными психическими состояниями детей в процессе их естественной жизни в лагере. Как писал Юзефавичус Т.А. [4;41]: он многое увидит и поймет в процессе непосредственного общения и совместной деятельности с детьми, в которых они раскрываются, естественно проявляя себя.
Еще одно из важнейших слагаемых
успеха в работе социального педагога
– это планирование. Создание плана
предстоящей деятельности позволяет
определить содержание, пути и средства
достижения целей и задач работы
педагога с детьми. План работы социального
педагога – это программа деятельности
педагога по созданию условий, содействующих
воспитанию, развитию, оздоровлению и
отдыху детей в лагере. При планировании
содержания воспитательной работы с
отрядом важно учесть все новое
и позитивное, что накоплено в
практике деятельности педагога. Кроме
того, при составлении плана
1) План должен быть конкретным (определение точных дат, времени, места и конкретных форм отрядных дел и исполнителей), реальным (учет особенностей природного и социального окружения и внутренних условий лагеря), педагогически целесообразным и сочетать различные формы организации деятельности детей, отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.
2) План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.
При планировании важно соблюдать
принцип системного подхода к
воспитанию, что предполагает четкое
определение целей и задач
воспитания, обеспечение тесного
единства всех сторон воспитания, единых
педагогических требований к воспитанникам
со стороны всего состава
Вся практическая работа по составлению плана предполагает ряд операций:
1. Анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики.
К источникам для составления плана относятся:
- Государственные, ведомственные документы, где поставлены текущие и перспективные цели и задачи воспитания школьников, с тщательным анализом их содержания и последующей трансформацией общегосударственных задач в профессиональные воспитательные задачи.
- Характеристика отряда на основе диагностических данных.
- Знаменательные даты, совпадающие с периодом действия плана работы. Они расширяют общий кругозор детей о событиях, происходящих в стране и мире, и помогают формировать у школьников патриотические чувства.
- Текущие события в стране и за рубежом. Их разностороннее знание позволяет сделать воспитательную работу актуальной и своевременной.
- Интересы и желания детей. План приобретает жизненную реальность, если в проектирование процесса воспитания вовлекаются школьники.
2. Формирование педагогических задач и запись их в рабочий план.
При этом надо помнить, что: задачи формируются на основе анализа уровня развития учащихся и воспитанности коллектива; необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.
3. Определение развивающих видов деятельности и действий социального педагога на основе всех источников и данных для составления плана.
Для планирования существенное значение имеет учет направлений всестороннего развития личности школьника: умственное воспитание, нравственное воспитание, развитие политической культуры, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экономическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание.
4. Оформление структуры плана и ее заполнение.
Наиболее распространенной формой текстового оформления результатов планирования работы в отряде является так называемый план-сетка. преимущества его очевидны: наглядность, календарность, вариативность.
К плану-сетке прилагается обоснование плана, включающее:
1) психолого-педагогическую характеристику отряда;
2) основные задачи деятельности вожатого на смену.
Еще одной составляющей успешной деятельности социально педагога является создание и развитие временного коллектива детей, который мы подробно описывали в первой главе.
Одна из наиболее распространенных ошибок в формировании детского коллектива в летнем лагере – ложные ставки, которые делает педагог на активных, гиперобщительных детей, легко приспосабливающихся к любым условиям. Подобный выбор лидеров нередко оборачивается полной анархией в отряде из-за психологической особенности личности таких детей. В нашей практике был случай, когда ребенок, так называемый «душой компании», «весельчаком» в момент возложения на него ответственности, растерялся, не проявил себя таким же инициатором как в отношениях с ребятами. Поэтому нужно внимательно присматриваться к детям. Особенно к ребятам, испытывающим сложности адаптации, склонным к временным депрессиям из-за непривычных условий, нужно присмотреться внимательно. Обратить внимание на таких часто плачущих аутсайдеров в отряде. Если педагог сможет помочь такому ребенку, то буквально через пять-шесть дней, скорее всего, получит прекрасного лидера, на которого сможет положиться как на самого себя.
Исходя из проанализированных источников [23;38, 39, 41], следует что, самым главным условием успешной социально-педагогической деятельности является профессиональная компетентность социального педагога и использование им разнообразных, но уместных методов и методик.
По Шакуровой М.В. [3;40]: метод – это способ достижения какой-либо цели, способ действия; а методика – сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи.
Как писал С.А. Смирнов [4;40]: «Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать».
Задачи методики социально-педагогической работы (по Левко А.И. [4;13]) заключаются, во-первых, в раскрытии основных направлений и принципов, форм и приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями детей; во-вторых, в обучении социальной воспитательной работе, искусстве оказывать социально-педагогическую поддержку детям, нуждающимся в социальной адаптации, педагогической коррекции, реабилитации.
Методы социально-
1) общие методы социально-педагогической работы;
2) методы групповой социально-педагогической работы с различными группами населения;
3) методы индивидуальной социально-педагогической работы;
4) методы общепедагогического воздействия;
5) методы педагогической психотерапии;
6) методы социальной диагностики, направленные на конкретное изучение личности;
7) методы социального воспитания, направленные на ответственное участие взрослых, всех социальных институтов района в воспитании детей, создание гуманной среды воспитания;
8) методы социально-педагогической поддержки, направленные на оказание помощи человеку средствами воспитания, образования, социальной работы;
9) методы активного обучения, направленные на вооружение необходимыми знаниями, умениями, навыками, жизненно необходимыми для самостоятельно решения своей проблемы;
10) методы педагогической коррекции, направленные на исправление дефектов характера, поведения ребенка.
Никитина Н.И. [6;19] рассматривает методику работы социального педагога как относительно целостную совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержку индивида в трудной жизненной ситуации; систему последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблема.
Понятие «форма» означает
«способ организации и способ
существования предмета, процесса,
явления» Форма социально-педагогической
работы – это способ организации
процесса, отражающий внутреннюю связь
его различных элементов и
характеризующий
Бесспорно, в сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности – применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации. Мы считаем, что разнообразие форм работы социального педагога – это залог успешной деятельности.
Формы работы педагога могут
быть самые разные: спортивные игры
и соревнования, походы и экскурсии,
просмотры телевизионных
Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Их потенциал, рассматривают такие авторы как Н.И. Никитина [9;19], Е.И. Тихомирова [9;33], игру в системе других мероприятий – Поляков С.Д. [15;24], Юзефавичус Т.А. [5;41] и др.
Время лагерной смены позволяет подготовить проведение массовых структурно сложных игр, включающих в себя другие формы досуговой деятельности. Такие игры развивают инициативу и творчество ребят, воспитывают у них такие социально ценные качества, как коллективизм и взаимопомощь.
Таким образом, педагогический инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с детьми в летнем оздоровительном лагере, который является составной частью профессионального мастерства. Из работ конкретных исследователей [22;29, 11], видно, что социальным педагогам в их деятельности просто необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его нужно повышать. Потому что дети меняются, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы, в работе с воспитанниками.
На основе исследований используемой литературы можно сделать несколько выводов об условиях эффективности работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
1. Должна быть личная заинтересованность педагога в работе с детьми;
2. Он должен быть профессионально тактичным, то есть вызывать симпатию у детей, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, добросовестно исполнять свой долг;
3. Социальный педагог, на наш взгляд, обязательно должен обладать терпимостью, это помогает гуманизировать межличностные отношения, делать их более человечными и доброжелательными;
4. Социальный педагог должен уметь внимательно слушать, а это совсем не просто;
5. Самое главное – педагог должен любить свою профессию, несмотря на неудачи, которые встречаются на его пути. Поэтому нужно очень серьезно относиться к выбору этой профессии.
Таким образом, от перечисленных нами условий и данных рекомендаций [Приложение А] будет зависеть эффективность работы социального педагога.
2.2 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. Работа социального педагога в лагере отличается от работы его коллег в школах и в детских дошкольных учреждениях тем, что она временная и должна быть реализована в весьма короткие сроки. По этой причине содержание основных направлений деятельности необходимо планировать, учитывая данные условия.
Содержание деятельности
смены лагеря определяется направленностью
смены (профильной, труда и отдыха
или иной направленностью) с обязательным
проведением оздоровительных
Летняя оздоровительная
компания требует пристального внимания
и усилий, так как решает вопросы
социально-психологической
Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере