Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:40, контрольная работа
Цель исследования: изучить форму организованной образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста с элементами творческого рассказывания.
Введение 4
1. Формирование связной речи в дошкольном возрасте 6
2. Обучение творческому рассказу как форма организованной образовательной деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста 9
Заключение 19
Список используемых источников 21
Е.И.Тихеева считает необходимым при обучении детей творческому рассказыванию умение «брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не брать их из готового рассказа».
Большое значение творческой деятельности детей дошкольного возраста придавала Е.А.Флерина. Творческий рассказ ребенка Е.А.Флерина рассматривала, как один из ценных действенных методов познания, потому что в нем большое место занимает воображение, память, мышление (анализ и синтез), эффективно развиваются эстетические чувства, развивается чувство ответственности за качество работы. Как и Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина считала, что обучать детей связно рассказывать необходимо с самого раннего детства. По мнению Е.А.Флериной руководство воспитателя должно способствовать интенсивному и полноценному развитию содержания и формы в детском творчестве. Она выделяет два основных момента: создание условий и конкретное руководство. Под «созданием условий» Е.А.Флерина понимала обогащение впечатлениями и умение заинтересовать их творческой работой. Темы детских рассказов должны быть непосредственно связаны с опытом ребенка, так как «дети могут творить лишь на основе хорошо знакомого им материала». Отсюда вытекает требование предварительного обогащения жизненного опыта детей. «Конкретное руководство» относится к самому процессу творчества. Е.А.Флерина требовала внимательного психологического анализа неокрепших еще творческих шагов ребенка. Кроме работы с картиной, Е.А.Флерина рекомендовала проводить и такие виды творческого рассказа как придумывание конца к рассказу, начатого воспитателем и коллективное составление рассказа по принципу «один начинает – другой продолжает». К активным приемам руководства детским рассказыванием Е.А.Флерина относит: повторение фраз, вопросы, подсказ, запись детских рассказов и т.д.
Е.А. Флерина придавала большое значение составлению рассказа по картине. Рассказы детей по картинам показывают «наличие связи слова с представлением», что необходимо для создания образа и выражения его в словесной форме. Постепенно прямая наглядность заменяется - дети приучаются «оперировать словами без помощи картинки». Это говорит о новом качестве мышления и воображения детей: они уже в состоянии не только воссоздать ранее полученные представления в словесной форме, но и на основе их создавать свои образы, вносить некоторые преобразования.
Целый ряд ценных методических указаний, непосредственно касающихся детского творческого рассказа, дает А.М.Леушина, которая считает, что обучение творческому рассказыванию, как наиболее сложному виду словесной деятельности детей надо проводить постепенно, строго в определенной последовательности[5].
Так уже в младшей группе необходимо включать детей при подаче рассказов в придумывание конца знакомых фраз. Далее с детьми пяти лет А.М. Леушина предлагает проводить придумывание рассказов к собственным рисункам, а также придумывание заключительной части к рассказам воспитателя. Работа с детьми шести лет должна вестись по линии закрепления и уточнения плановости в рассказе и по линии стимулирования творческой мысли ребенка.
Таким образом, А.М.Леушина подчеркивает, что только последовательная и систематическая работа на базе расширения опыта, знаний и учета возрастных особенностей, будет способствовать развитию детского словесного творчества, и начинать эту работу необходимо с младшей группы.
А.М.Леушина, изучая соотнесение образа и слова в пересказе детей 3-4 лет, выяснила, что при восприятии ими рассказа дети на основе словесного восприятия создают наглядные образы. «При любом задании рассказать о чем-либо, пишет А.М.Леушина[6], - или пересказать то, что ребенок слышал от своего собеседника, перед ним всегда возникает «картина», и только при этом условии он в состоянии начать вести свой рассказ».
Работы Л.А.Пеньевской[7] посвящены изучению и разработке приемов обучения детей рассказыванию. В частности она подчеркивает важность и необходимость применения образцов в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию. Образец должен активизировать детское творчество и намечать несколько путей его протекания. Большое внимание уделяет Л.А.Пеньевская методике применения вспомогательных вопросов. Предложенные ребенку в виде плана 2-3 основных вопроса, вызывают у него интерес и желание рассказать, помогают развить творческий замысел, положительно влияют на обогащение языка. Однако, «в рассказах детей на свободную тему, - пишет Л.А.Пеньевская, - построенных на материале воображения, их творческая самостоятельность проявляется в еще большей мере, и роль вспомогательных вопросов, понятно, более ограничена». Как удачные педагогические приемы Л.А.Пеньевская отмечает «краткую характеристику основного героя и предложение на выбор несколько тем из его жизни», а также придумывание «рассказов детьми по идее, выраженной в образце или литературном произведении».
Ряд исследований (С.Алексиева, А.Е.Шибицкая, Н.А.Орланова, Л.В.Ворошнина) посвящен последовательности разных видов рассказывания в ходе обучения. Так Л.В.Ворошнина[8] предлагает обучение творческому рассказыванию проводить в такой последовательности: рассказывание на предложенную тему, рассказывание по литературному образцу и рассказывание по пейзажной картине. Другие авторы используют те же приемы в обучении, однако, их последовательность иная или же дополнена. Так Н.А.Орланова[9] вводит в процесс обучения работу со сказочными героями, придумывание сказки на предложенную тему и т.д.
Л.П.Федоренко[10] предлагает классификацию рассказов детей: рассказ о событиях, рассказ о предметах, рассказ по картине и рассказ по кинофильму. Результатом подготовительной системы развития речи ребенка в детском саду является свободное рассказывание - самостоятельное сочинение, как показатель развития творческих способностей. Чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем больше развито у него воображение и творческие способности.
А.М.Бородич[11] дает целый ряд методических указаний по обучению детей рассказыванию, как наиболее сложному типу устной монологической речи. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности.
Э.П.Короткова[12] указывает на целый ряд основных требований к содержанию и методике проведения занятий по обучению рассказыванию. Она предлагает такую последовательность: рассказывание с использованием предметов и игрушек, занятия по картине, занятия по пересказу (со средней группы), рассказывание на темы из личного опыта, рассказывание по сюжету - творческое рассказывание (подготовительная группа). Она говорит о том, что творческое рассказывание старших дошкольников соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. «Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, дети обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.
Л.В.Ворошнина указывает на определенные элементы (показатели) творческого рассказывания» отличающего его от других видов. В числе элементов творческого рассказывания правомерно рассматривать композиционную целостность сочинения, художественную выразительность, самостоятельность в поисках образов и развития сюжета, а также умение придумывать несколько вариантов сочинений как показатель продуктивности творческой деятельности.
Активизации творческой деятельности у нормально развивающихся дошкольников уделяется внимание в различных программах, например, в программе «Семицветик» (В.И..Ашиков, С.Г.Ашикова), целью которой является «обеспечение, начиная с дошкольного возраста, целостного и всестороннего развития творческих способностей ребенка». В программе «Одаренные дети» (Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко), построенной на общих теоретических позициях, предназначенной для образовательной работы с детьми 6 и 7 года жизни, обладающих высоким уровнем умственного развития. Данная программа направлена на развитие умственных и художественных возможностей детей. Основная задача образовательной работы авторами видится в том, чтобы «обеспечить совершенствование творческих способностей». Данная программа является вариантом программы «Развитие» Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко[13]. Практика показывает, что модификация данной программы с целью согласования ее требований с требованиями коррекционно - развивающих программ делает возможной использование ее в садах компенсирующего вида в качестве образовательной.
Отечественные исследователи много внимания уделяют подготовительной работе по обучению творческому рассказыванию (Н.А.Орланова; Л.А.Пеньевская и др.) В нее входит развитие творческого воображения и мышления, обогащение словаря детей, развитие умения им пользоваться, формирование правильного понимания детьми задания придумать.
С.К.Алексиева, Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова, А.Е.Шибицкая выделяют несколько этапов педагогического воздействия (на нормально развивающихся детей). На первом этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которые раскрываются их черты и взаимоотношения. На следующем этапе перед воспитанниками ставится задача освоения композиции рассказа (завязки, кульминации, развязки): составление рассказа по заданному началу (концу, середине); составление рассказа из опыта детей; рассказ по серии картинок или по одной сюжетной картине, графическому плану (схематическому, символическому, словесному). Позднее детей подводят к тому, что один и тот же замысел может получить разное сюжетное и композиционное решение, что успешность его реализации зависит от логичности изложения мысли и степени использования средств художественной выразительности (сравнений, эпитетов, синонимов и т.д.). Педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа, его места в рассказе, соединение «мыслей» в определенной последовательности при составлении творческих рассказов. Затем по аналогии предлагается сочинить рассказ ребенку, изменить отдельный эпизод, место или время действия, заменить персонажей и т.д., придумать собственный рассказ.
Среди отечественных разработок на развитие литературных и творческих способностей нормально развивающихся дошкольников направлена программа «ТРИЗ» Г.С.Альтшуллера и М.Шустерман. Суть программы заключается в предоставлении возможности детям выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, то есть формирование механизмов умственных операций.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что:
1. Творческое рассказывание предполагает самостоятельно продуманное содержание, логически выстроенное и оформленное в определенную словесную форму, соответствующую содержанию;
2. В методиках развития речи выделяют несколько видов творческого рассказывания:
- придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем (Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Виноградова и др.);
- придумывание рассказов по литературному образцу (Л.А.Пеньевская, Э.П.Короткова и другие);
- придумывание рассказов по плану, по указаниям воспитателя (Т.А.Ткаченко, Н.А.Орланова и др.);
- придумывание конца рассказа, начатого воспитателем (А.М.Дементьева, О.И.Соловьева, Н.А.Орланова и др.);
- сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную воспитателем, а как усложнение данного вида - самостоятельный выбор темы (Л.В.Ворошнина, В.П.Глухов и др.);
3. Овладение данным видом рассказывания предполагает систематическую и последовательную работу.
Исследователи вынуждены прибегать к использованию общих критериев оценки творчества в творческом рассказывании. Ряд исследователей данной проблемы (А.М.Бородич, В.П.Глухов, Н.А.Орланова, И.С Кривовяз, М.М.Рыбакова и др.) не указывают на точные показатели оценки творческого рассказывания детей. Они либо говорят об уровне развития у детей умений и навыков рассказывания («умеют - не умеют»), либо указывают на его параметры: самостоятельно составленный рассказ; составление рассказа с помощью; составление рассказа с использованием усеченных слов, звукоподражаний и отказ от составления рассказа.
Наиболее полную оценку творческого рассказа представили Ю. А. Афонькина и Г.А.Урунтаева. В частности, они выделяют такие показатели:
1) наличие сюжета, замысла рассказа или сказки, соответствие его названию, плану или картине, героям;
2) полнота и детализация изложения;
3) особенности композиции (использование зачина, завязки, развитие сюжета, кульминации, развязки и концовки);
4) эмоциональная насыщенность содержания.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что изучение проблемы связной речи находится в центре внимания разных специалистов: педагогов, психологов, психолингвистов. Проблема формирования связной речи дошкольника, или словесного творчества, тесно связана с развитием связной монологической речи, становлением разных сторон речи.
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
2. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию. //Дошкольное воспитание. – 1991 № 3. - с. 2-6
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников-М.: Просвещение, 2011 – 112с
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить – М.: Сага, 2002 – 224с
5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 2002. – 128 с
6. Ленская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). - М.: Фил. фак. МГУ, 1997. – 151 с
7. Леушина А.М. О роли и значении пересказа в развитии речи дошкольников // Дошкольное воспитание, 1936. - № 3