Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:40, контрольная работа
Цель исследования: изучить форму организованной образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста с элементами творческого рассказывания.
Введение 4
1. Формирование связной речи в дошкольном возрасте 6
2. Обучение творческому рассказу как форма организованной образовательной деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста 9
Заключение 19
Список используемых источников 21
Содержание
Введение
1. Формирование связной речи в дошкольном возрасте
2. Обучение творческому рассказу как форма организованной образовательной деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Заключение
Список используемых источников
Проблемой связной речи детей занимались многие исследователи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др., но эта проблема остается до конца не изученной.
Поиск новых направлений совершенствования работы по развитию речи с детьми непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка, поиск новых методов и приемов обучения их связной речи.
Особое место в системе работы по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста занимает использование приемов рассказывания с элементами творчества. Овладение рассказыванием с элементами творчества (творческим рассказыванием) знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А. Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П. Федоренко, Г.А.Фомичева). Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Методики развития речи детей дошкольного возраста предложены в работах А. М. Бородич, Э.П.Коротковой, Л. А. Пеньевской, Н.В.Серебряковой, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой, Е. А. Флериной, В.И.Яшиной. Данные исследования позволяют установить закономерности формирования связной монологической речи и мышления у дошкольников, необходимые для разработки оптимальных подходов к совершенствованию коррекционного обучения, расширению языкового опыта, активизации познавательных способностей.
В разработке новых методов обучения связной речи детей особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием. Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников остается малоизученным.
Цель исследования: изучить форму организованной образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста с элементами творческого рассказывания.
Структурно работа состоит из введения, основной части, разбитой на 2 параграфа, заключения – вывода и списка используемых источников.
В отечественной дошкольной педагогике существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет[1]. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения[2]. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко, И.А. Зимняя и др.). Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л..С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Л.Р. Голубева, Н.А. Орланова, И.Б. Слита и др.). Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи (А. Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.). «Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями», — отмечает Л.П. Федоренко.
Л. Н. Ефименкова[3] делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей. Вся работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию.
Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.
Т.А.Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
• пересказ рассказа по наглядному действию;
• рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
• пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
• пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
• составление рассказа по серии сюжетных картин;
• пересказ рассказа по сюжетной картине;
• рассказ по сюжетной картине.
Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, активизирует прошлый опыт ребенка и речевое творчество.
Речевое творчество дошкольников изучалось многими авторами, которые выделили следующие формы детского творчества: словотворчество, как создание новых слов, неологизмов («мазелин», «улиционер», «неходяйка - неподходящая»); сочинение стихотворений; сочинение собственных рассказов и сказок, творческие пересказы. Данная работа не ставит своей целью изучение «словотворчества», как оригинальных словоформ ребенка.
Творческий рассказ - это рассказ, подразумевающий создание собственной системы построения, выражающейся в привнесении новых, необычных для восприятия собеседника моментов. В основе творческого рассказа лежат представления не только о предметах и явлениях окружающей действительности (жизни), но и о языковом стандарте (языковая способность). Творческий рассказ предполагает привнесение творческих элементов не только в содержание, структуру рассказа (начало, середина и конец), но и в состав фраз (высказываний), интонационную сторону повествования.
Проблема развития связной речи, в широком смысле слова - словесного творчества, давно интересовала многих исследователей. У каждого из них свое понимание вопроса обучения рассказыванию, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Однако все они единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста (Е. В. Бодрова, Н.Ф.Виноградова, В. В. Гербова, А.В.Запорожец, Н.С.Карпинская, О.И.Никифорова, О.С.Ушакова, А. Е. Шибицкая и другие).
Вопросы обучения рассказыванию исследовались педагогами в разных направлениях: методика обучения пересказу (А. М Леушина, Е.Ф.Лукина, Р. И. Габова), обучение творческому рассказыванию (А. М. Бородич, Л. В. Ворошнина, Н. А. Орланова), разнообразные аспекты развития связной речи изучались Н.Ф.Виноградовой, Т. И. Гризик, Н.И.Кузиной, Н.В.Серебряковой, О.С.Ушаковой, В.И.Яшиной и др.
А.В.Запорожец, Н.С.Карпинская, А. Е. Шибицкая, Л.М.Гурович, Е.А.Флерина и другие большую роль в развитии монологической речи отводили вопросам восприятия художественной литературы, произведений устного народного творчества; другие исследователи рассматривали связи и отношения героев произведения, понимание его композиции (Е.В.Бодрова, В.К.Воробьева, Н.В.Захарюта); Н.Д.Арутюнова, А.Д.Кошелева, Л.П.Стрелкова отмечали важность эмоционального аспекта восприятия литературного произведения.
Активная творческая деятельность ребенка - игра. В дошкольном возрасте она является ведущим видом деятельности. Ведущим потому, что именно в процессе игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка, усовершенствуются психические процессы, дающие детям возможность перейти к новым видам деятельности, в том числе и к словесному творчеству. Д.Б.Эльконин убедительно показал, что игра ребенка, а, следовательно, и возникающее в ней воображение, рождается из противоречия между потребностью ребенка жить жизнью взрослых и невозможностью её удовлетворить в реальной жизни. И именно в игре посредством мнимой ситуации происходит удовлетворение социальной потребности (подражание взрослому). Безусловно, в игре ребенок идет от своей потребности, от своего переживания и «это особая форма переживания путем вынесения его вовне, материализации и действенного воссоздания», которую он может актуализировать в речевой деятельности.
Одним из видов творчества детей является литературно-художественное творчество, в частности, творческое рассказывание. Творческий рассказ детей - это рассказ, самостоятельно придуманный ребенком. Обязательными компонентами такого рассказа должны быть: созданные ребенком новые образы, ситуации, действия; логически построенный сюжет и соответствующее языковое оформление. Под понятием «новые» подразумеваются такие, которых ребенок полностью в жизни не воспринял, но элементы которых имеются в его опыте (Н.А.Орланова). Продуктом этой деятельности должен быть небольшой логически - последовательный рассказ. Созвучно с «творческим рассказыванием» понятие «рассказывание с элементами творчества», которое предполагает видоизменение уже предложенной сюжетной линии, замены образов, героев другими в готовом рассказе и др.
Созвучно по определению, однако отличается по содержанию от творческого рассказа понятие «свободное сочинение», Оно заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается всей системой развития ребенка в детском саду и в домашних условиях.
Начало создания отечественной методики развития речи ребенка - дошкольника положила Е.И.Тихеева. Основная задача усвоения языка, по мнению Е.И.Тихеевой, должна заключаться в том, чтобы научить детей самостоятельно мыслить и логически последовательно выражать свои мысли. Она считает, одним из средств активизации данного процесса - самостоятельные сочинения детей. Е.И.Тихеева[4] дает определение сочинений, как более или менее законченного, систематизированного словесного изложения определенного цикла понятий: «Сочинять значит выражать систематически свои мысли по поводу данного сюжета или предмета..., систематизировать свои мысли в виду конечной цели». Результатом этой способности творчески комбинировать свои знания и представления должен быть детский творческий рассказ.
Е.И.Тихеева указывает, что основными видами творческого рассказа детей дошкольного возраста могут быть:
1. придумать начало и конец события, изображенного на картине;
2. заканчивать рассказ, начатый воспитателем;
3. составлять рассказ по плану;
4. составлять рассказ по заглавиям;
5. составлять рассказ по опорным словам.
Сочинять в полном смысле слова, пишет Е.И.Тихеева, дети могут в 6-7 лет. Но при правильной подготовке уже в 5 лет могут составить рассказ по четкому плану. Однако подготавливать к этой деятельности надо значительно раньше, с младшей группы. От рассказа воспитателя об окружающих ребенка предметах и игрушках в младшей группе, к самостоятельным рассказам на тему - в старших - такой путь наметила Е.И.Тихеева в обучении словесному творчеству.