Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.
Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет социальной педагогики
Специальность
«Социальная педагогика»
Курсовая
работа
по дисциплине: «Социальная педагогика»
на тему:
«Формы и методы социально-педагогического
просвещения родителей»
Выполнила:
студентка 3 курса заочной формы обучения
группы № 1 Попова И.А.
Проверил:
доцент, к.п.н., Новожилова Т.Н.
САМАРА 2011
Содержание
Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3.
Технологии и методики социально-
Заключение 25
Список
использованной литературы 27
В настоящее время, не простые социально-экономические условия снизили основные функции семьи. Следствием этого cтало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.
Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.
В данной курсовой работе рассматриваются основные формы и методы социально-педагогического просвещения родителей.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в сложившихся социально-экономических условиях развития общества одной из главных задач в вопросах воспитания подрастающего поколения и сохранения воспитательной функции семьи является поддержание и просвещение родителей.
Изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования, ориентируют учебные заведения на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся. Однако полноценное развитие и самореализация подрастающего поколения возможны при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов - семьи, учреждений образования, общества.
Самой
заинтересованной стороной выступают
родители, от которых зависит создание
доверительных отношений с
Объектом данной курсовой работы является социально-педагогическое просвещение родителей.
Предметом курсовой работы выступают формы и методы социально-педагогического просвещения родителей.
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
рассмотреть теоретические
-
рассмотреть функции семьи,
-
провести анализ возможных
-
рассмотреть технологии и
- дать основные выводы.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [1, с. 57].
Статистика
свидетельствует, что переход к
рыночной системе хозяйствования весьма
болезненно отразился на состоянии
семьи как социального
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем
глубже разрыв между поколениями, тем
более ощутима потребность
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность [2, с. 42].
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.[3, с. 29]
Функция
первичной социализации. Она обусловлена
тем, что семья является первой и
главной социальной группой, которая
активно влияет на формирование личности
ребенка. В семье переплетаются
естественно-биологические и
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей.
Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Таким
образом, существование человека в
настоящее время организовано в
форме семейного образа жизни. Каждая
из функций может быть с большим
или меньшим успехом
Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей