Формы и методы реализации социальных гарантий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

1. Понятие социального государства
2. Соц. гарантии в области профессиональных рисков
3. социальные гарантии в области пенсионного обеспечения

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии труда.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

        Министерство  образования и науки РФ

        Омский  государственный технический университет

        Кафедра экономики и организации труда 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        Реферат по экономике и  социологии труда

        На  тему: «Формы и методы реализации социальных гарантий» 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Выполнил: студент группы ЭП-410

                                                                                                            Свириденко Е.Ю.

                                                                                                    Проверила: Богданчикова Т.В. 
 
 
 
 

        2004 
       
       

        1.Понятие  социального государства

       
        Скоро 10 лет как принята Конституция  РФ, в статье 7 которой Россия провозглашена  социальным государством. За это время  было сказано немало слов о социальной ориентации экономики, социальных приоритетах и гарантиях, но вопрос о разработке соответствующей концепции еще остается открытым. Точкой отсчета в работе над концепцией можно считать 1993 г., когда в соответствии с рекомендациями научной общественности на Конституционном совещании удалось закрепить в проекте Основного закона страны тезис о России как социальном государстве. В 1996 г. по итогам "круглого стола", проведенного ФНПР, был сформулирован перечень требований, которым должно отвечать социальное государство.

        Импульсом к активизации работы временного творческого коллектива ученых и  специалистов стало послание президента Федеральному собранию, определившего в качестве главной цели государства - обеспечение достойной жизни людей.

      Тем не менее в практическом плане мы еще далеки от реализации принципов социального государства. Для этого нужна и концепция, и программа соответствующих государственных мер, и усилия всего общества.

        Учитывая  зреющее общественное недовольство нынешней социально-экономической  политикой, временный творческий коллектив консолидировал научные силы и постарался изложить систему взглядов на социальное государство, с тем чтобы на ее основе сформулировать предложения для Госсовета и президента.

        14-15 ноября 2001 года Совет Европы провел  конференцию, на которой представители более чем 40 стран обсудили вопрос о том, как социальные государства Европы обеспечивают всем гражданам социальные права, зафиксированные в Европейской социальной хартии. Речь идет о праве на жилье, охрану здоровья, образование, работу или занятость, социальную защиту, создание профсоюзов и организаций работодателей, о свободе передвижения и воссоединения семей, исключении любой дискриминации по признаку расы, пола, цвета кожи, языка, религии, взглядов.

        У России нет другой альтернативы, кроме как строить социальное государство на принципах Европейской социальной хартии. Вопрос о присоединении к ней должен быть решен в ближайшее время. 

        2. Социальные гарантии  в области профессиональных  рисков

        Вопросы безопасной жизни людей приобретают  все большую актуальность: в быстро меняющемся мире усиливается неопределенность, нестабильность, расширяется круг рисков и масштабы угроз. Особое место среди них занимают социальные и профессиональные риски, которые связаны с безопасностью и гигиеной труда, наличием рабочих мест, стабильностью доходов, доступностью медицинской и социальной помощи.

        Социально-экономические  перемены в России, переход к рыночным отношениям обусловили необходимость трансформации системы социальной защиты работников, занятых на производствах с повышенным уровнем профессиональных рисков потери здоровья и утраты трудоспособности.

        За  последние годы принят ряд федеральных законов, положивших начало формированию принципиально новых институтов социальной защиты, включая прежде всего обязательное медицинское, обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

        Анализ  мирового опыта позволяет вычленить  три базовых института социальной защиты, каждый из которых решает задачи в этой сфере только ему присущими методами:

        1) государственная социальная помощь лицам, которые нуждаются в социальной поддержке государства и общества в силу объективных медико-социальных причин (инвалиды детства и ранних форм инвалидности по труду, безработные и т.д.) и отсутствия источников доходов;

        2) обязательное (по закону) социальное страхование экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай на производстве, старость инвалидность) или утраты места работы;

        3) добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников отдельных компаний или отраслей экономики, в рамках долгосрочных отраслевых (рамочных) соглашений или коллективных договоров.

        Оптимальной формой решения вопроса социальной защиты работников от рисков профессионального труда (повышенных рисков производственного травматизма и профессиональной  заболеваемости) является институт обязательного социального страхования от профессиональных рисков.

        Формирование  его механизмов в нашей стране началось с принятия Федерального закона от 24 июля № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных с на производстве и профессиональных заболеваний". Потенциал данного института существенно выше потенциала правовых механизмов гражданско-правового возмещения ущерба здоровью и трудоспособности наемных работников.

        Следует напомнить, что до введения его в  действие, выплаты  пострадавшим от несчастных случаев профессиональных заболеваний осуществлялись работодателями по сложной и недостаточно надежной процедуре гражданского права.

        С момента вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ (с 6 января 2000г.) возмещение вреда работникам, пострадавшим на производстве, осуществляется на принципах обязательного социального страхования. Все организации (работодатели) обязаны осуществлять страхование своих работников, а всю полноту ответственности перед пострадавшим на производстве работником теперь несет страховщик (в нашей стране это Фонд социального страхования), который берет на себя весь комплекс защитных функций: организационных, правовых, компенсационных, медицинских и реабилитационных.

        Работник  при этом не вступает в сложные и зачастую конфликтные отношения со своим работодателем по поводу возмещения вреда.

        Данный  институт страхования позволяет надежно и всесторонне защищать потерпевших, а его правовые и экономические механизмы в осязаемой и наглядной форме нацеливают предпринимателей на улучшение условий труда и оздоровление работников.

        Необходимым условием введения в действие Федерального закона № 125-ФЗ было вступление в силу федерального закона, устанавливающего страховые тарифы по данному виду обязательного социального страхования. Для раскрытия и конкретизации правовых норм этого закона потребовалось принять пакет нормативных документов:

        1) более десяти постановлений Правительства РФ, регламентирующих порядок формирования механизмов страхования данного вида, включая отнесение страхователей к классу профессионального риска, создания статистической базы и организационных структур страховщика;

        2) ряд постановлений Минтруда и  Минздрава России, определяющих  проведение медико-социальной экспертизы пострадавших на производстве, расследование несчастных случаев на производстве, размер пособий по временной нетрудоспособности;

        3) несколько нормативных документов Фонда социального страхования, посвященных проведению регистрации страхователей и потерпевших на производстве лиц.

        Формирование  института обязательного социального страхования от профессиональных рисков включало в себя: регистрацию страхователей (работодателей); прием дел пострадавших на производстве, назначение им определенного размера выплат; классификацию отраслей экономики по уровню профессионального риска; формирование элементов системы реабилитации пострадавших на производстве; обучение персонала страховщика и страхователей по охране труда.

        Очевидно, что становление института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний еще не закончилось и проходит со значительными социальными издержками. Существующая в стране система социальной защиты потерпевших на производстве представляет собой совокупность разных институтов защиты, не увязанных между собой ни методологически, ни финансово.

        Так, непосредственное возмещение вреда на производстве и оплата лечения проводится из трех источников:

        О пенсии по инвалидности выплачиваются ПФР, который не получает соответствующих страховых взносов, а размер пенсий не зависит от размера заработной платы потерпевшего. Даже максимальные пенсии (при 100% утрате трудоспособности) значительно ниже прожиточного минимума. Принципы организации пенсионного обеспечения инвалидов труда базируются на социально-алиментарных (безвозмездных) отношениях по оказанию социальной помощи утратившим трудоспособность на производстве. Финансовым источником пенсий по инвалидности является бюджет ПФР, при формировании которого не применяются механизмы расчета с ФСС, и следовательно, пенсии по инвалидности не являются страховыми по своему характеру;

        О пособия по временной утрате трудоспособности, единовременные страховые выплаты  и ежемесячные страховые выплаты (согласно ст.9, 10, 11, 12 Федерального закона № 125-ФЗ) производятся за счет бюджета  ФСС;

        О медицинская помощь пострадавшим финансируются за счет двух источников: бюджета Фонда обязательного медицинского страхования и при этом не увязана со страховыми взносами на эти цели, а меньшая часть - за счет средств ФСС.

        Таким образом, система социальной защиты использует как страховые, так и нестраховые инструменты, что не позволяет целенаправленно управлять профессиональными рисками.

        Следует участь, что Правительство РФ намерено в ближайшее время выйти с законодательной инициативой об уменьшении размера единого социального налога с 36,5% ФОТ до 30%. Это потребует от ПФР и ФОМС поиска резервов по сокращению своих нецелевых расходов и в конечном счете - перевода нестраховых выплат по профессиональным рискам из расходной части бюджетов данных фондов в расходную часть бюджета ФСС. 

        3. Социальные гарантии в области пенсионного обеспечения

        Старение  общества - тенденция, характерная для большинства экономически развитых стран. Россия - не исключение. В начале 2001 г. доля граждан старше трудоспособного возраста составила 20,7% населения. При том, что в 1999-2000 гг. отмечалось снижение общей численности этой социально-демографической группы на 0,1% по сравнению с 1998 г., удельный вес лиц в возрасте старше 60 лет продолжал увеличиваться и в 2000 г. превысил долю детей в возрасте до 15 лет на 0,7%. Отмечается устойчивый рост численности 85-летних и старше: с 1989 г. по 2000 г. численность этой группы возросла на 55,8%, достигнув почти 1,4 млн. человек. В 35 регионах страны показатели старения населения превышают общероссийский уровень. В городах европейской части страны доля пожилых превышает 23%.

        В связи со вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных  поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшее пятилетие ожидается  стабилизация процесса старения населения  страны: доля пожилых остановится на уровне 20,6%. Однако к 2016 г. в результате низкой рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни этот показатель достигнет 24,8%. На фоне прогнозируемого с 2008 г. сокращения численности трудоспособного населения коэффициент демографической нагрузки будет возрастать преимущественно за счет лиц старше трудоспособного возраста.

Информация о работе Формы и методы реализации социальных гарантий