Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:27, реферат
1. Понятие социального государства
2. Соц. гарантии в области профессиональных рисков
3. социальные гарантии в области пенсионного обеспечения
Министерство образования и науки РФ
Омский
государственный технический
Кафедра
экономики и организации труда
На
тему: «Формы и методы реализации социальных
гарантий»
2004
1.Понятие социального государства
Скоро
10 лет как принята Конституция
РФ, в статье 7 которой Россия провозглашена
социальным государством. За это время
было сказано немало слов о социальной
ориентации экономики, социальных приоритетах
и гарантиях, но вопрос о разработке соответствующей
концепции еще остается открытым. Точкой
отсчета в работе над концепцией можно
считать 1993 г., когда в соответствии с рекомендациями
научной общественности на Конституционном
совещании удалось закрепить в проекте
Основного закона страны тезис о России
как социальном государстве. В 1996 г. по
итогам "круглого стола", проведенного
ФНПР, был сформулирован перечень требований,
которым должно отвечать социальное государство.
Импульсом к активизации работы временного творческого коллектива ученых и специалистов стало послание президента Федеральному собранию, определившего в качестве главной цели государства - обеспечение достойной жизни людей.
Тем не менее в практическом плане мы еще далеки от реализации принципов социального государства. Для этого нужна и концепция, и программа соответствующих государственных мер, и усилия всего общества.
Учитывая зреющее общественное недовольство нынешней социально-экономической политикой, временный творческий коллектив консолидировал научные силы и постарался изложить систему взглядов на социальное государство, с тем чтобы на ее основе сформулировать предложения для Госсовета и президента.
14-15 ноября 2001 года Совет Европы провел конференцию, на которой представители более чем 40 стран обсудили вопрос о том, как социальные государства Европы обеспечивают всем гражданам социальные права, зафиксированные в Европейской социальной хартии. Речь идет о праве на жилье, охрану здоровья, образование, работу или занятость, социальную защиту, создание профсоюзов и организаций работодателей, о свободе передвижения и воссоединения семей, исключении любой дискриминации по признаку расы, пола, цвета кожи, языка, религии, взглядов.
У
России нет другой альтернативы, кроме
как строить социальное государство на
принципах Европейской социальной хартии.
Вопрос о присоединении к ней должен быть
решен в ближайшее время.
2. Социальные гарантии в области профессиональных рисков
Вопросы безопасной жизни людей приобретают все большую актуальность: в быстро меняющемся мире усиливается неопределенность, нестабильность, расширяется круг рисков и масштабы угроз. Особое место среди них занимают социальные и профессиональные риски, которые связаны с безопасностью и гигиеной труда, наличием рабочих мест, стабильностью доходов, доступностью медицинской и социальной помощи.
Социально-экономические перемены в России, переход к рыночным отношениям обусловили необходимость трансформации системы социальной защиты работников, занятых на производствах с повышенным уровнем профессиональных рисков потери здоровья и утраты трудоспособности.
За последние годы принят ряд федеральных законов, положивших начало формированию принципиально новых институтов социальной защиты, включая прежде всего обязательное медицинское, обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Анализ
мирового опыта позволяет вычленить
три базовых института
1) государственная социальная помощь лицам, которые нуждаются в социальной поддержке государства и общества в силу объективных медико-социальных причин (инвалиды детства и ранних форм инвалидности по труду, безработные и т.д.) и отсутствия источников доходов;
2) обязательное (по закону) социальное страхование экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай на производстве, старость инвалидность) или утраты места работы;
3) добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников отдельных компаний или отраслей экономики, в рамках долгосрочных отраслевых (рамочных) соглашений или коллективных договоров.
Оптимальной формой решения вопроса социальной защиты работников от рисков профессионального труда (повышенных рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости) является институт обязательного социального страхования от профессиональных рисков.
Формирование его механизмов в нашей стране началось с принятия Федерального закона от 24 июля № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных с на производстве и профессиональных заболеваний". Потенциал данного института существенно выше потенциала правовых механизмов гражданско-правового возмещения ущерба здоровью и трудоспособности наемных работников.
Следует напомнить, что до введения его в действие, выплаты пострадавшим от несчастных случаев профессиональных заболеваний осуществлялись работодателями по сложной и недостаточно надежной процедуре гражданского права.
С момента вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ (с 6 января 2000г.) возмещение вреда работникам, пострадавшим на производстве, осуществляется на принципах обязательного социального страхования. Все организации (работодатели) обязаны осуществлять страхование своих работников, а всю полноту ответственности перед пострадавшим на производстве работником теперь несет страховщик (в нашей стране это Фонд социального страхования), который берет на себя весь комплекс защитных функций: организационных, правовых, компенсационных, медицинских и реабилитационных.
Работник при этом не вступает в сложные и зачастую конфликтные отношения со своим работодателем по поводу возмещения вреда.
Данный институт страхования позволяет надежно и всесторонне защищать потерпевших, а его правовые и экономические механизмы в осязаемой и наглядной форме нацеливают предпринимателей на улучшение условий труда и оздоровление работников.
Необходимым условием введения в действие Федерального закона № 125-ФЗ было вступление в силу федерального закона, устанавливающего страховые тарифы по данному виду обязательного социального страхования. Для раскрытия и конкретизации правовых норм этого закона потребовалось принять пакет нормативных документов:
1)
более десяти постановлений
2)
ряд постановлений Минтруда и
Минздрава России, определяющих
проведение медико-социальной
3) несколько нормативных документов Фонда социального страхования, посвященных проведению регистрации страхователей и потерпевших на производстве лиц.
Формирование института обязательного социального страхования от профессиональных рисков включало в себя: регистрацию страхователей (работодателей); прием дел пострадавших на производстве, назначение им определенного размера выплат; классификацию отраслей экономики по уровню профессионального риска; формирование элементов системы реабилитации пострадавших на производстве; обучение персонала страховщика и страхователей по охране труда.
Очевидно, что становление института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний еще не закончилось и проходит со значительными социальными издержками. Существующая в стране система социальной защиты потерпевших на производстве представляет собой совокупность разных институтов защиты, не увязанных между собой ни методологически, ни финансово.
Так, непосредственное возмещение вреда на производстве и оплата лечения проводится из трех источников:
О пенсии по инвалидности выплачиваются ПФР, который не получает соответствующих страховых взносов, а размер пенсий не зависит от размера заработной платы потерпевшего. Даже максимальные пенсии (при 100% утрате трудоспособности) значительно ниже прожиточного минимума. Принципы организации пенсионного обеспечения инвалидов труда базируются на социально-алиментарных (безвозмездных) отношениях по оказанию социальной помощи утратившим трудоспособность на производстве. Финансовым источником пенсий по инвалидности является бюджет ПФР, при формировании которого не применяются механизмы расчета с ФСС, и следовательно, пенсии по инвалидности не являются страховыми по своему характеру;
О
пособия по временной утрате трудоспособности,
единовременные страховые выплаты
и ежемесячные страховые
О медицинская помощь пострадавшим финансируются за счет двух источников: бюджета Фонда обязательного медицинского страхования и при этом не увязана со страховыми взносами на эти цели, а меньшая часть - за счет средств ФСС.
Таким образом, система социальной защиты использует как страховые, так и нестраховые инструменты, что не позволяет целенаправленно управлять профессиональными рисками.
Следует
участь, что Правительство РФ намерено
в ближайшее время выйти с законодательной
инициативой об уменьшении размера единого
социального налога с 36,5% ФОТ до 30%. Это
потребует от ПФР и ФОМС поиска резервов
по сокращению своих нецелевых расходов
и в конечном счете - перевода нестраховых
выплат по профессиональным рискам из
расходной части бюджетов данных фондов
в расходную часть бюджета ФСС.
3. Социальные гарантии в области пенсионного обеспечения
Старение общества - тенденция, характерная для большинства экономически развитых стран. Россия - не исключение. В начале 2001 г. доля граждан старше трудоспособного возраста составила 20,7% населения. При том, что в 1999-2000 гг. отмечалось снижение общей численности этой социально-демографической группы на 0,1% по сравнению с 1998 г., удельный вес лиц в возрасте старше 60 лет продолжал увеличиваться и в 2000 г. превысил долю детей в возрасте до 15 лет на 0,7%. Отмечается устойчивый рост численности 85-летних и старше: с 1989 г. по 2000 г. численность этой группы возросла на 55,8%, достигнув почти 1,4 млн. человек. В 35 регионах страны показатели старения населения превышают общероссийский уровень. В городах европейской части страны доля пожилых превышает 23%.
В
связи со вступлением в пенсионный
возраст относительно малочисленных
поколений, родившихся в послевоенные
годы, в ближайшее пятилетие
Информация о работе Формы и методы реализации социальных гарантий