Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:06, реферат
На предприятиях общественного питания применяются следующие методы обслуживания: самообслуживание, обслуживание персоналом и комбенированный метод.
Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают отобранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20-30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников.
Содержание
1. Методы и формы обслуживания……………………………….2
2. Назначения и принципы составления меню…………………...4
3. Виды меню....…………………………………………………….8
Содержание
Методы и формы обслуживания
На предприятиях
общественного питания
Наиболее
эффективным методом массового
обслуживания является самообсл
В зависимости
от участия персонала в
При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды.
При частичном самообслуживании большую часть операции выполняет обслуживающий персонал. Примером частичного самообслуживания является предварительное накрытие столов в столовых на производственных предприятиях и в учебных заведениях, где установлен единый обеденный перерыв. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, и убирают использованную посуду на конвейер.
По способу
расчёта с потребителями
При самообслуживании с предварительным расчетом потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки или талоны в кассе, а затем по этим чекам или талонам получают выбранные блюда на раздаче. Недостатком этой формы обслуживания является низкая пропускная способность раздачи в связи с тем, что повара, осуществляющие порционирование блюд, должны просматривать и сортировать чеки или талоны на блюда. Значительное ускорение при применении этой формы обслуживания достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам или чекам .
Самообслуживание с последующим расчетом может быть с расчетом в конце раздаточной линии. При этом потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость. Преимуществами этой формы обслуживания является возможность выбора блюда потребителями, освобождения поваров, осуществляющих порционирование блюд, от разбора чеков, благодаря чему основное внимание они уделяют отпуску блюд, а также ускорение обслуживанию потребителей.
Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск продукции и расчет с потребителем осуществляется одним работником. Чаще всего эта форма обслуживания применяется в закусочных.
При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение этой формы обслуживания способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость продукции и выбивает чек, а второй осуществляет расчет с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1,5-1,6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой.
Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс.
При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, при обслуживании участников совещаний, конференций, симпозимов гости самостоятельно выбирают закуски, десерты, напитки и другие изделия на раздаточных прилавках или фуршетных столах, а первые и вторые блюда подают официанты. Расчет за питание производится после приема пищи при выходе из зала.
По форме
расчетов за отпускаемую
В отдельных случаях, особенно при обслуживании банкетов, для расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки используют саморасчет (талоны-билеты, номерные талоны и др.). Саморасчет может применяться при самообслуживании,а так же при обслуживании банкета-фуршета и банкета по типу шведского стола.
Примерами форм обслуживания могут быть реализация кулинарной продукции через торговые автоматы или столы саморасчета по типу шведского стола, отпуск комплексных обедов.
Назначения и принципы составления меню
Меню-документ, предназначенный для информирования потребителей об ассортименте кулинарной и кондитерской продукции, напитков и других товаров, их качественных характеристиках (выходы блюд и цены). Как любой документ, меню должно иметь информацию об исполнителе услуги предприятия общественного питания, знаке обслуживания (при его наличии), а также подпись ответственного лица и печать предприятия.
Таким образом,
меню выполняет в первую
-приготовление
блюд и входящих в них
-сведения о
массе порций готовых блюд
продукции общественного
Кроме указанной
функции, меню выполняет еще
ряд информационных функций,
Принципы составления меню: совместимость, взаимозаменяемость, экономичность, безопасность, последовательность расположения блюд в меню.
Совместимость- принцип , определяющий пригодность продукции, процессов или услуг к совместному использованию без утраты функционального и социального назначения. Например, ассортимент блюд завтрака, обеда и ужина совместим с принципами рационального питания и потребностями организма в пище в разное время суток; совместимость гарниров ко вторым блюдам с основными изделиями; напитков с закусками; посуды с размерами порций блюд.
Взаимозаменяемость- принцип, основанный на способности одних объектов заменять другие для выполнения одного и того же функционального назначения. Например, если гость просит подать легкое блюдо, то официант может предложить очень свежею камбалу, приготовленную на пару, или куриные крылышки с припущенными овощами и бананы под сладким соусом.
Экономичность- принцип, заключающийся в рациональном расходовании продуктов питания. Проявляется в определении количественных характеристик блюд, исходя из удовлетворения потребностей заказчиков разных возрастных категорий и в разное время суток. Так, порции для детей могут быть меньше, чем для взрослых. Сверхбольшие порции человек не съедает, и продукты используются нерационально. Образуемые пищевые отходы требуют затрат предприятия общественного питания по вывозу на корм скоту, а иногда на свалку. В последнем случае утилизация путем захоронений или складирования с бытовыми отходами загрязняет окружающую среду.
Безотказность- один из главных принципов, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения продукцией или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
Федеральный
закон «О качестве и
Последовательность расположения блюд в меню- это принцип, основанный на правилах включения закусок и блюд с учетом последовательности их подачи.
В меню
включают следующие группы
Количество
наименований каждой группы
На первой странице меню приводится специальное предложение блюд от шеф-повара или блюд данного дня, затем перечень фирменных блюд, потом перечень блюд в порядке очередности их подачи.
На специализированных
предприятиях меню начинают с
блюд и напитков, характерных
для данного предприятия: в
кафе общего типа, детском, молодежном-
с горячих напитков, в кафе-кондитерской-
с мучных кондитерских изделий,
При составлении
меню следует
Первым этапом
в составлении меню является
разработка оптимального
Подбор оптимального
состава блюд требует
Установив
предпочтения потребителей, необходимо
приступить ко второму этапу
его составления и решить, какие
блюда следует выставить в
меню. Хорошо оформленное меню
с привлекательными блюдами не
приведет автоматически к
Разработку
меню начинают с анализа
Звезды- это высокоприбыльные и популярные блюда. Как правило, это фирменные блюда. Загадки- блюда, которые приносят большую прибыль,но еще недостаточно популярны.
Любимые коньки- очень популярные, но не прибыльные блюда. Бездомные собаки- непопулярные и неприбыльные блюда. Выяснив популярность блюд, следует перестроить меню ресторана высшего класса так, чтобы усилить роль звезд и загадок, ослабить значение любимых коньков и бездомных собак.
Открывая
кафе на вокзале, в меню можно
включить 30 блюд: любимых коньков- 20
блюд (90%), бездомных собак- 5-7, звезд
и загадок- 3-5 блюд. Такой подход
гарантирует прибыль и дает
возможность удовлетворить
Для привлечения
внимания к блюду необходимо
поместить его название с
Среди других
факторов, используемых для повышения
торговой эффективности меню, следует
выделить размещение цены не
против названия блюда, а в
конце рекламного текста о
блюде. В противном случае