Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.

Содержание

Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

социальн педа.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

     Значительного внимания социального педагога требуют  родители из многодетных молодых  семей. Часто молодые родители не имеют специальных знаний и навыков  в плане воспитания, а это приводит к тому, что в многодетных семьях значительной проблемой часто является воспитание детей. Родители многодетных  молодых семей в большей степени, чем другие, нуждаются в семейном враче. Им необходима помощь и в трудоустройстве. Особое значение для многодетной  семьи приобретает решение проблемы устройства матери на работу. Родители из таких семей требуют специальных  педагогических консультаций. Педагогические консультации для этих родителей могут содержать следующие вопросы: питание детей и сохранения их здоровья; роль матери и отца в организации правильных взаимоотношений в семье; наиболее распространенные ошибки в воспитании; воспитание детей с психическими и физическими недостатками. Поощрение и наказание детей в многодетной семье имеет свою специфику, поэтому родители должны приобретать специальные педагогические знания в виде лекций и индивидуальных консультаций.

     Родители, имеющие детей-инвалидов, нуждаются  в конкретной помощи социального  педагога. Это устройство таких детей  в интернаты, специальные школы  и детские дома; педагогическое консультирование родителей по воспитанию детей-инвалидов  в зависимости от типа и группы инвалидности; обучение родителей ухаживать  за ребенком. Таким родителям необходимы медико-генетические консультации, помощь в создании нормального семейного  микроклимата, преодоление подавленности, неуверенности, конфликтности между  родителями и детьми.

     Особое  внимание социальный педагог должен уделять работе с родителями из асоциальных  семей (семьями алкоголиков, наркоманов, которые ведут аморальный образ  жизни). Такая семья не может нормально  функционировать, ведь в условиях псевдоблагополучия наблюдаются отсутствие доверия в отношениях, распределения ролей в семье и конфликтность. В таких семьях имеет место созависимость других членов семьи от больного алкоголизмом, заключающаяся в постоянной занятости его проблемами, тревоге, чувстве вины и стыда, безнадежности, отчаяния, низкой самооценке. Появляется страх перед тем, что можно остаться без мужа, что у детей не будет отца, что скажут соседи и др. Все это создает нервную обстановку в семье. Такие семьи нуждаются в специальной помощи. Работа заключается в налаживании контактов с органами внутренних дел с целью принудительного лечения, лишение родительских прав, защиты детей. Очень важно избавить детей от негативного влияния родителей-алкоголиков, иначе разрушительное влияние таких родителей приведет и их к алкоголизму, бродяжничеству, преступности.

     Значительное  внимание уделяется родителям, которые  находятся на грани развода. Причинами  разводов могут быть социально-экономические, социальные и биологические, психолого-педагогические и физиологические проявления. Как  показывает практика, преобладают социально-психологические  причины, которые становятся основой  семейных конфликтов и приводят к  разводу. Наличие стойких конфликтов негативно сказывается на воспитании детей, деформирует их личность, способствует формированию целого ряда негативных качеств личности, а также появлению  нервно-психических заболеваний  у всех членов семьи. Работа с такими родителями имеет индивидуальный характер и заключается в проведении психологических  консультаций, коммуникативных и  поведенческих тренингов.

     Социальный  педагог в работе с родителями должен придерживаться принципов, которые  помогают ему в решении профессиональных задач. Это гуманизм, вера в человека, лучшие выявления его личности и  потенциальных возможностей, которые  помогут решить те сложные проблемы, которые он имеет; это вера в то, что человек имеет большие  возможности для самосовершенствования. Способность к эмпатии помогает социальному педагогу понять внутренний мир другого человека, значит, правильно оценить его личность, найти в ней внутренние возможности для решения личностных проблем. Социальный педагог должен быть толерантным, доброжелательно относиться к клиенту, оценивать его в целом, а не отдельные его поступки. Если социальный педагог применяет авторитарность, не имеет гибкой педагогической позиции, не умеет объективно оценивать воспитательные возможности семьи и каждого из родителей, хорошо ориентироваться в обстановке, это, конечно, тормозить установления его взаимоотношений с клиентами. Кроме того, если родители имеют низкую общую и педагогическую культуру, субъективно оценивают поведение и личность ребенка, безответственно относятся к воспитанию, это тоже очень затрудняет общение социального педагога с родителями.

     Таким образом, на основе диагностирования предоставляются  различные виды помощи, поддержки  родителям и детям, осуществляется коррекционная и реабилитационная работа. Все это будет успешным, если в работе с родителями и детьми царить атмосфера доброжелательности и заинтересованности, соответствующая  окружающая обстановка, если социальный педагог иметь такой квалификационный уровень, который сможет раскрыть потенциальные  возможности родителей, помочь им самостоятельно справиться со своими проблемами [5, c. 180].

 

     Заключение

     Формы и методы социально-педагогической работы с родителями - это совокупность приемов и способов, которые используются для стимулирования и развития потенциальных  возможностей родителей, конструктивной деятельности по созданию условий для  активизации их познавательной деятельности, решение необходимых задач, предоставление помощи и поддержки.

     Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что родители призваны создать  условия для полноценного физического  и психического становления личности, обеспечить ребенку чувство защищенности, равновесия, доверия, сформировать активное, заинтересованное отношение к окружающему  миру. Родители несут полную ответственность  за развитие, воспитание и обучение своих детей. Однако, в современном обществе увеличивается количество неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Именно поэтому социальная и социально-педагогическая работа с родителями очень важна для современного общества.

     В работе с родителями целесообразно  сочетать коллективные и индивидуальные формы, а также формы и методы, с помощью которых родители добывают знания самостоятельно, в активной деятельности.

     Важным  условием эффективной социальной и  социально-педагогической работы является сотрудничество социального педагога и родителей. Работа социального  педагога с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом  родителей и индивидуально. В  практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися и т.д.

     В сотрудничестве с родителями из разных типов семей социальный педагог  применяет технологии социально-педагогической деятельности. К важнейшим видам  технологий социально-педагогической деятельности относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они позволяют осуществить  индивидуальный подход к каждому  родителю и помочь в решении возникших  у него проблем.

     В работе с родителями социальный педагог  применяет такие социально-педагогические технологии: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия.

 

     Список  использованной литературы

     1. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики : Сб.. — М.: 2009. — № 1. — С. 192.

     2. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей — М.: ЭКСМО Пресс, 1996. — Т. 3. — С. 224. — 500 с.

     3. Бим-Бад Б.М.Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53.

     4. Социальная работа: Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

     5. Технологии социальной работы: Учебник  под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

     6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

     7. Болдарев Н.И. «Классный руководитель». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978 - 271 с.

     8. Винникот Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. - М.: Класс, 1995. - 114 с.

     9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

     10. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988. - 79 с.

     11. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

     12. Коваль Л.Г., Зверева И.Д., Хлебник С.Р. Социальная педагогика \ Социальная работа - К., 1997 - 392 с.

     13. Коджаспирова Т.М. Педагогика Учеб. для студ. пед. вузов - М.: Владос, 2003. - 317 с.

     14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 32 с.

     15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с.

Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей