Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.
Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Значительного
внимания социального педагога требуют
родители из многодетных молодых
семей. Часто молодые родители не
имеют специальных знаний и навыков
в плане воспитания, а это приводит
к тому, что в многодетных семьях
значительной проблемой часто является
воспитание детей. Родители многодетных
молодых семей в большей
Родители, имеющие детей-инвалидов, нуждаются в конкретной помощи социального педагога. Это устройство таких детей в интернаты, специальные школы и детские дома; педагогическое консультирование родителей по воспитанию детей-инвалидов в зависимости от типа и группы инвалидности; обучение родителей ухаживать за ребенком. Таким родителям необходимы медико-генетические консультации, помощь в создании нормального семейного микроклимата, преодоление подавленности, неуверенности, конфликтности между родителями и детьми.
Особое внимание социальный педагог должен уделять работе с родителями из асоциальных семей (семьями алкоголиков, наркоманов, которые ведут аморальный образ жизни). Такая семья не может нормально функционировать, ведь в условиях псевдоблагополучия наблюдаются отсутствие доверия в отношениях, распределения ролей в семье и конфликтность. В таких семьях имеет место созависимость других членов семьи от больного алкоголизмом, заключающаяся в постоянной занятости его проблемами, тревоге, чувстве вины и стыда, безнадежности, отчаяния, низкой самооценке. Появляется страх перед тем, что можно остаться без мужа, что у детей не будет отца, что скажут соседи и др. Все это создает нервную обстановку в семье. Такие семьи нуждаются в специальной помощи. Работа заключается в налаживании контактов с органами внутренних дел с целью принудительного лечения, лишение родительских прав, защиты детей. Очень важно избавить детей от негативного влияния родителей-алкоголиков, иначе разрушительное влияние таких родителей приведет и их к алкоголизму, бродяжничеству, преступности.
Значительное
внимание уделяется родителям, которые
находятся на грани развода. Причинами
разводов могут быть социально-экономические,
социальные и биологические, психолого-педагогические
и физиологические проявления. Как
показывает практика, преобладают социально-
Социальный
педагог в работе с родителями
должен придерживаться принципов, которые
помогают ему в решении профессиональных
задач. Это гуманизм, вера в человека,
лучшие выявления его личности и
потенциальных возможностей, которые
помогут решить те сложные проблемы,
которые он имеет; это вера в то,
что человек имеет большие
возможности для
Таким
образом, на основе диагностирования предоставляются
различные виды помощи, поддержки
родителям и детям, осуществляется
коррекционная и
Формы и методы социально-педагогической работы с родителями - это совокупность приемов и способов, которые используются для стимулирования и развития потенциальных возможностей родителей, конструктивной деятельности по созданию условий для активизации их познавательной деятельности, решение необходимых задач, предоставление помощи и поддержки.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что родители призваны создать условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечить ребенку чувство защищенности, равновесия, доверия, сформировать активное, заинтересованное отношение к окружающему миру. Родители несут полную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Однако, в современном обществе увеличивается количество неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Именно поэтому социальная и социально-педагогическая работа с родителями очень важна для современного общества.
В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы, а также формы и методы, с помощью которых родители добывают знания самостоятельно, в активной деятельности.
Важным условием эффективной социальной и социально-педагогической работы является сотрудничество социального педагога и родителей. Работа социального педагога с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися и т.д.
В сотрудничестве с родителями из разных типов семей социальный педагог применяет технологии социально-педагогической деятельности. К важнейшим видам технологий социально-педагогической деятельности относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому родителю и помочь в решении возникших у него проблем.
В
работе с родителями социальный педагог
применяет такие социально-
1. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики : Сб.. — М.: 2009. — № 1. — С. 192.
2. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей — М.: ЭКСМО Пресс, 1996. — Т. 3. — С. 224. — 500 с.
3. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53.
4. Социальная работа: Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
7. Болдарев Н.И. «Классный руководитель». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978 - 271 с.
8. Винникот Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. - М.: Класс, 1995. - 114 с.
9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
10. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
11. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
12. Коваль Л.Г., Зверева И.Д., Хлебник С.Р. Социальная педагогика \ Социальная работа - К., 1997 - 392 с.
13. Коджаспирова Т.М. Педагогика Учеб. для студ. пед. вузов - М.: Владос, 2003. - 317 с.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 32 с.
15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с.
Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей