Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.

Содержание

Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

социальн педа.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

     Изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования, ориентируют учебные заведения на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся. Однако полноценное развитие и самореализация подрастающего поколения возможны при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов - семьи, учреждений образования, общества.

     Самой заинтересованной стороной выступают  родители, от которых зависит создание доверительных отношений с детьми. Важнейшей проблемой теории и  методики воспитательной работы является просвещение родителей, в том  числе и в вопросах формирования доверительных отношений в семье. В семейном воспитании доверительные  отношения между родителями и детьми являются важным элементом культуры семейных взаимоотношений. И это не случайно, так как основными, взаимосвязанными признаками доверительного общения являются:

    • социальный (наличие определенного расстояния между взрослыми и детьми, выраженного в социальных ролях или социальном статусе);
    • психологический (присутствие особой эмоциональной или психологической близости родителей и детей, регулирующей их симпатию и комфорт);
    • биологический (присутствие непосредственной связи с физиологией человека);
    • культурологический (существование исторически отработанных высоких духовных достижений в семье);
    • педагогический (создание условий для самореализации и развития личности ребенка в семье).

     Функциями доверительного общения в семье  выступают социальная, психологическая и психотерапевтическая. Первая направлена на установление оптимальной дистанции и устойчивой обратной связи взрослых и детей. Психологическая связана с установлением доверительных отношений и удовлетворением потребности подрастающего поколения в признании и принятии его родителями. Психотерапевтическая адресована на установление психологической близости родителей и детей. Педагогическая направлена на воспитание, развитие и самореализацию личности в условиях благоприятной семейной среды общения.

     Установление  доверительного общения в диаде  «родитель – ребенок», как эффективного фактора в педагогической работе, находится в прямой зависимости  от уровня готовности семьи к такому виду общения.

     В настоящее время явно обозначились следующие противоречия:

    • между возросшей потребностью общества в крепкой семье, обеспечивающей создание условий для оптимального развития и воспитания подрастающего поколения, и неподготовленностью многих родителей к выстраиванию доверительного общения с детьми;
    • между необходимостью специального обучения родителей доверительному общению с подростком в семье и отсутствием разработанных педагогической наукой условий и методических рекомендаций по осуществлению данного процесса.

     Результаты  опросов, бесед, которые были проведены  специалистами социально-педагогических и психологических служб учреждений профессионального образования, подтверждают тот факт, что родители в большинстве  своем не владеют системой знаний и умений в области доверительного общения с детьми. 43% из числа опрошенных родителей не умеют оценивать  социальную ситуацию и мотивы поведения  детей. Только 14% отметили основные пути доверительного общения с детьми. 52% родителей указали, что процесс  взаимодействия и выхода из конфликта  с подрастающим поколением строится, в основном, на интуиции, а не на научных  знаниях. 58% родителей обозначили, что  нуждаются в дополнительных знаниях  и умениях в области доверительных  отношений в семье.

     Направленность  воспитания состоит в том, чтобы  «хорошее стало много лучшим, а  плохое изменилось и стало хорошим», - говорил Лукиан. Поэтому главная  задача семейного воспитания состоит  в том, чтобы создать благоприятные  условия для формирования личности, что означает, прежде всего, привитие навыков просоциального поведения, формирование социально одобряемых личностных качеств, ценностных ориентаций, доверительных отношений между членами семьи.

     Учреждениями  профессионального образования  накоплен богатый опыт педагогического  всеобуча родителей. Например, родительские университеты, «Культура семейных взаимоотношений», «Школа родительской любви», имеющие  соответствующую программу, эффективную  систему работы с родителями. Задача каждого субъекта воспитательного  процесса - выбрать наиболее подходящую, интересную форму педагогического  просвещения родителей.

     Родительские  университеты интересны тем, что  на занятиях проводятся лекции, семинары, консультации для родителей с  приглашением специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, юристов. Лекторий для родителей, как  правило, проводится перед началом  родительских собраний в группах  по специально разработанной педагогическим коллективом программе. Тематические конференции для родителей, посвященные  отдельным воспитательным проблемам, проводятся в микрогруппах. Просвещение родителей, осуществляемое куратором учебной группы на основе задач воспитания, проводится со всеми присутствующими на собрании родителями. Широко используются выставки литературы для родителей и другие формы родительского всеобуча.

     Таким образом, эффективное развитие готовности родителей к доверительному общению  с детьми в семье возможно, если в учебных заведениях будут организованы специальные «школы» для родителей, в которых будет реализован следующий  комплекс педагогических условий:

    • занятия, проводимые с родителями, будут направлены на осознание и целенаправленное применение взрослыми основных механизмов, обеспечивающих формирование межличностного пространства в семье;
    • занятия должны быть обращены на адекватное понимание родителями мотивов ребенка для точной оценки его поступков и прогнозирования поведения в семье;
    • в процессе обучения у родителей необходимо развивать рефлексивные умения в построении речевых и невербальных форм сообщений с целью поддержания с детьми оптимального уровня психологической близости.
 

 

2. Организация социально-педагогического просвещения родителей

2.1. Формы социально-педагогической  работы с родителями

     Формы социально-педагогической работы - варианты организации взаимодействия социального  педагога с клиентами, направленные на создание условий для позитивной активности детей и молодежи, решения  соответствующих задач социализации, предоставление помощи и поддержки [4, с. 73].

     В практике социально-педагогической работы специалисты используют значительное количество разнообразных форм, однако все они имеют специфические  признаки:

    • функциональность (приоритетность для определенного направления социально-педагогической деятельности);
    • структурность (соответствие специальным требованиям к подготовке и проведению отдельных типов форм);
    • интегративность (результаты, полученные при использовании одних форм, способствуют внедрению других).

     В социально-педагогической работе формы  классифицируют по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые); доминирующим средством влияния: 

     словесные (лекции, беседы, диспуты); 

     практические (аукционы, тренинги, ярмарки услуг и т.п.);

     наглядные (газеты, плакаты, социальная реклама, показ видеофильмов и т.п.);

в соответствии с направлениями социально-педагогической деятельности: 

     социальная профилактика (лекции, беседы, тренинги, буклеты, видеоматериалы и т.д.); 

       коррекционно-реабилитационная роботы (упражнения по формированию определенных навыков, сопровождение, консультирование и т.д.); социально-педагогическая защита (патронаж, консультирование, переписка, оформление документов т. п.) [5. с. 319].

     Изучение  практики применения учителями и  социальными педагогами форм работы с родителями, теоретический обзор  научных трудов по вопросам организации  обучения взрослых позволяют говорить о том, что традиционно используется лекционная система, хотя доказано, что  лучше всего усваиваются знания, которые добыты самостоятельно, в  активной деятельности (А. Дистервег, В.И. Лозовая, П.И. Пидкасистый). И.М. Трубавина приводит примеры форм, которые позволяют активизировать познавательную деятельность родителей.

     Педагогический  десант - выступления педагогов на предприятиях, в учреждениях, где работают родители, в микрорайонах, на летних площадках по проблемам, которые волнуют родителей. Возможен предварительный опрос на предмет выявления актуальных тем. Осуществляется также по следам происшедшего нежелательного события, которое волнует родителей. Может включать в себя ответы на вопросы родителей, групповые и индивидуальные консультации, передвижные выставки педагогической литературы, тематические стендовики, анкетирование родителей.

     Цель: предоставление услуг просветительского характера, профилактика нежелательных явлений в семье, налаживание контакта с родителями, решения их проблем педагогическими методами, привлечение их к сотрудничеству в родительских клубах, комитетах, курсах и тому подобное [6, c. 132].

     Родительские  конференции - форма работы с родителями, которая была популярной в 60-ые годы. Предусматривала доклады педагогов и родителей по актуальным проблемам семейного воспитания, ответы на вопросы и обмен опытом семейного воспитания по определенной проблеме. Тема конференции сообщалась предварительно. Ее проведение сопровождалось выставкой педагогической и детской литературы, игрушек, детской одежды, блюд для детей, распространением памяток для родителей и детей. Поскольку в 60-ые годы эти конференции проводились с помощью партийных, профсоюзных, советских организаций, то сейчас эта поддержка отсутствует, необходимо привлекать спонсоров, стимулировать выступления родителей и педагогов на конференциях, разрабатывать буклеты, памятки, брошюры для родителей по актуальным проблемам семейного воспитания [7, c. 209].

     Консультации - форма работы с родителями, которая предусматривает предоставление специалистом помощи родителям, которые обратились за ней по разным проблемам семейного воспитания. Эти проблемы являются непредвиденными для консультанта, поэтому требуют от него не только глубокой подготовки, но и умений проанализировать проблемы, выделить их причины и следствия, владеть системным подходом в решении проблем. Консультации могут быть: а) по количеству семей: массовыми, групповыми, индивидуальными; б) по участию членов семьи: со всей семьей, с отцом, матерью и ребенком; в) по месту проведения: в стационарном помещении (школе, центрах социальной помощи) и не в стационарных условиях, выездные (на предприятиях, учреждениях образования, по месту жительства, клубах).

     Консультации  предусматривают проведение анкетирования, беседы, наблюдения, тестирования, и  поэтому консультанты должны иметь  все необходимые средства для  этого на своем рабочем месте.

     Целесообразным  было существование на предприятиях консультационных бюро, пунктов для  родителей по вопросам семейного  воспитания, потому что не все родители могут обратиться за консультацией  в центр социальной помощи, а на перерыве или после работы это  возможно. В таких бюро, пунктах  освещался опыт семейного воспитания отдельных семей, предлагалась литература для самостоятельной проработки, памятки, буклеты, брошюры.

     Семейная  шкатулка - подбор материалов из опыта семейного воспитания. Может включать описание традиций, семейных праздников, дневник матери, описание сложных ситуаций с вариантами их решения. Семьи приглашаются к чтению и обмену материалами.

     Еще одной формой социально-педагогической работы с родителями является распространение  среди них буклетов и брошюр о  правах ребенка, предотвращении насилия  в семье, преодолении стресса, конфликтов, детских капризов, об обучении детей  безопасному поведению.

       Эти буклеты содержат цитаты  из международных документов  о правах ребенка, разъяснение  их, советы по их применению, адреса  учреждений, куда следует обращаться  в случае нарушения этих прав, описание типичных ситуаций и  пути их решения, конкретные  советы и рекомендации относительно  поведения в экстремальных ситуациях.

     Аукцион знаний - активная, но малоизвестная форма проверки знаний. Аукцион предусматривает:

Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей