Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.
Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
1. Подготовку:
а) прием заявок на участие в аукционе (с ответами). Заявки могут быть коллективные и индивидуальные, их принимает аукционное товарищество (3-4 организатора);
б) оформление кабинета (молоток, кафедра);
в) призы с ценами в жетонах.
2.
Проведение аукциона: ведущий сообщает
о заявке, выслушивает ответы, спрашивает
«кто больше?», закрывает
3. Подведение итогов: те, кто получил жетоны, выбирают призы. Призы присуждаются также наиболее активным участникам.
Формой
просветительства родителей является
анализ воспитательных ситуаций на собраниях.
Воспитательная ситуация - это специально
заданное педагогом состояние
Интеллектуальные семейные вечера - сложная форма, которая соединяет в себе несколько форм с целью организации содержательного досуга, просветительства, профилактики негативных явлений, коррекции семейных отношений. С.В. Толстоухова разработала следующие темы вечеров.
1.
«Круглый стол». Тема
2.
«Докладчик-оппонент».
3.
«Утопические игры». Строится
на выдвигании нереальных в
это время и в данном виде
идей. Из предложенных идей
4. «Дебаты». Предлагается тема. Участники разделяются на две группы: тех, кто отстаивает утверждение, и тех, кто его отрицает. Судья на основе предварительно определенных критериев определяет, можно ли эту идею претворять в жизнь, при каких условиях.
5.
«Круг». 5-6 участников садятся вокруг
стола для обсуждения проблемы.
Обязательное условие: каждый
последовательно выступает по
кругу несколько раз.
6.
«Техника сотрудничества».
7. «Продуктивная игра».
I
этап. «Постановка проблемы». Цель
- методом мозгового штурма
II
этап. «Выработка идей». Цель - найти
решение проблемы на уровне
идеи, без детальной конкретизации.
Эксперты анализируют идеи, отбирают
наиболее продуктивные для
III
этап. «Моделирование». Цель - конкретизировать
идеи на уровне детальной
IV
этап. «Защита моделей». Проходит
как открытое заседание
Проблемы для решения: «Идеальная семья», «Искоренение насилия в семье», «Предупреждение негативных привычек у членов семьи», «Борьба семьи с алкоголизмом, наркоманией, курением», «Нормализация ребенка в семье», «Моральное воспитание в семье» (экономическое, трудовое, эстетическое…).
8. Мозговая атака - метод, в основе которого лежит генерирование новых идей. Осуществляется в соответствии с особенностями мышления людей: те, кто способен к фантазии, становятся генераторами новых идей, те, кто является реалистами, - критиками. Решение проблемы осуществляется по этапам:
1.
Мотивация к коллективному
2. Постановка проблемы, сущность, причины возникновения, пути решения, которые уже применялись, эффективность этих мер, традиционные пути, которые вообще существуют, и возможности их применения, последствия для будущего, ключевой вопрос: Как предотвратить…? Как устранить…? Как улучшить…?
3.
Генерация идей группой
4. Анализ и критика идей. Поиск и запись негативного в идеях.
5.
Выбор лучшего варианта
Завершаются интеллектуальные семейные вечера подведением итогов
и анализом проведенных мероприятий [6. c. 132].
Таким образом, формы социально-педагогической работы с родителями - это варианты организации взаимодействия социального педагога со взрослыми, направленные на создание условий для активизации познавательной деятельности родителей, решение необходимых задач, предоставление помощи и поддержки.
Для того чтобы работа с родителями была наиболее эффективной социальный педагог должен использовать также различные методы работы, наиболее распространенными среди которых являются:
Педагогический лекторий. Предусматривает предоставление родителям систематизированных знаний по теории воспитания, привлечение их внимания к актуальным проблемам воспитания с помощью лекций, бесед.
Университет педагогических знаний. Предусматривает серьезную подготовку по теории воспитания. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. Родители участвуют в обсуждении проблем.
Посещение родителей дома. Это способствует налаживанию контактов с семьей, выяснению ее общей и педагогической культуры, условий жизни ученика, консультированию относительно единых требований к ребенку, обсуждению отклонений в его поведении, принятию необходимых мер по их предотвращению и т.д. Посещать родителей учеников можно имея приглашение от них или договорившись заранее. Неожиданный приход социального педагога вызывает неловкость, смущение родителей. Во время встречи педагог должен подчеркнуть позитивное в ребенке, тактично обратить внимание на недостатки, вместе поразмышлять над тем, как устранить их. Очень важно создать атмосферу доверия и доброжелательности.
Консультации. Предусматри
Тематические вечера вопросов и ответов. Способствуют глубокому познанию методики семейного воспитания. На них приглашают работников правоохранительных органов, врачей, психологов, социальных работников, специалистов, которые занимаются проблемами воспитания.
Ознакомление
родителей с психолого-
Таким образом, методы социально-педагогической работы с родителями - это совокупность приемов и способов, используемых для стимулирования и развития возможностей родителей, развития их педагогических знаний и привлечения их к воспитательной работе.
По определению Холостовой технология социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия [5, c. 197].
К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.
Не
менее значимы и частные
Родители
из разных типов семей, которые имеют
проблемы во взаимоотношениях, воспитании
детей, организации своей
Работа
с родителями из неполных семей предполагает
оказание помощи в воспитании ребенка,
предотвращение негативного влияния,
которое может оказывать
Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей