Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 1 Показатели
сформированности навыков у детей
экспериментальной группы (в баллах).
Рис.2. Показатели
сформированности навыков у детей
экспериментальной группы (в баллах).
Пояснение к
диаграммам.
Для показателей
сформированности навыков мытья рук, опрятной
еды, снимания и надевания одежды в определенном
порядке:
7-10 баллов - формирование
навыка вызывает сильные
11-17 баллов - формирование
навыка вызывает
18-21- формирование
навыка не вызывает затруднения.
Для показателя
навыка сформированности пользования
носовым платком:
1 - формирование
навыка вызывает сильные
2- формирование
навыка вызывает
3- формирование
навыка не вызывает затруднения
Таким образом,
исходя из результатов констатирующего
этапа эксперимента мы наметили дальнейшую
работу по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей
2.2 Мероприятия
по формированию культурно-
Для успешного
формирования культурно-гигиенических
навыков необходимы следующие условия:
1) организация
привлекательной и удобной для
выполнения действий и заданий
обстановки в детском саду и дома
(мебель, оборудование, соответствующие
росту детей, закрепленные места хранения
вещей, доступные для пользования и т.д.);
2) разделение
осваиваемых действий, следующих
в строго установленном
3) многократные
упражнения детей в действиях
с выделением способа и
4) индивидуальная
работа с каждым ребенком, учет уровня
его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими
навыками;
5) организация
ситуаций, обеспечивающих контроль
за выполнением осваиваемых
6) безукоризненное
выполнение взрослыми всех гигиенических
и культурных требований.
В ходе формирующего
этапа эксперимента были разработаны
мероприятия по формированию у детей
экспериментальной группы культурно-гигиенических
навыков. В ходе реализации данных мероприятий
мы использовали такие методы и средства
как:
- личный пример
работников детского сада, родителей;
- использование
художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность
этапов для отдельных режимных
моментов);
- полоскание
полости рта после приема пищи с
целью профилактики кариеса;
- обеспечение
чистоты среды;
- соблюдение
правил этикета;
- психологическая
культура взаимоотношений.
В процессе работы
нами были применены наглядные приемы
обучения навыкам - показ, пример, которые
занимают особенно большое место в работе
с маленькими детьми. Показы мы сопровождали
пояснениями. Показ любого действия давался
детям таким образом, чтобы были выделены
отдельные операции - вначале наиболее
существенные, затем дополнительные. Операции
шли в строгом порядке с небольшим интервалом(
не более 5-10 секунд). Показ действия малышам
обязательно сопровождался проговариванием
(«Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый
пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее
существенные моменты, осмыслить действие
в целом.
Объяснение нового
действия сначала давалось очень
подробно, потом постепенно сужалось
и сводилось к напоминанию
правила, которое было обращено ко всем
или отдельным детям. Особенно удачной
являлась косвенная форма, когда
мы заранее выражали уверенность в
том, что дети правильно выполнят наши
указания. Например, «Сейчас я посмотрю,
как дети поставят на место свои стулья.
Наверное, все это сделают бесшумно». Таким
образом, мы не только детям указывали
на их действия, но и напоминали как нужно
правильно выполнить это указание.
В своей работе
мы широко использовали прием поощрения,
но старались этим не злоупотреблять.
Мы старались делать так, чтобы выполнение
требований взрослого стало нормой
поведения, потребностью ребенка.
В некоторых
случаях приходилось использовать
порицание, но делали это в косвенной форме,
не называя имен детей.
Одним из ведущих
приемов, которые мы использовали, явился
прием повторения действий, упражнений.
Например, попросили перед мытьем:
«Покажите, как вы засучили рукава»
или после мытья посмотрели, насколько
чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой
упражнения детей в освоении культурно-гигиенических
навыков явились дидактические игры.
Существенной
частью педагогического процесса по
формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста являются игры-занятия с куклой.
Нами были спланированы и проведены следующие
игры: «Кукла Катя проснулась» (Приложение
2), «Кукла Катя обедает» (Приложение 3),
«Подбери посуду для куклы»(Приложение
4). Были изготовлены настольно-печатные
игры (Приложение 5).
Была проведена
беседа с педагогами и обслуживающим
персоналом, работающими на данной
группе о необходимости иметь
аккуратный внешний вид, подавать пример
по соблюдению культурно-гигиенических
правил. В противном случае дети никогда
не усвоят эти правила и не будут твердо
убеждены в том, что они действительно
необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать
ими совсем.
Обязательным
условием для формирования культурно-гигиенических
навыков является соблюдение детьми
режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими
работниками мы вели постоянный контроль
за выполнением режима дня детьми данной
группы. Режим- это твердо установленный,
педагогически, физиологически обоснованный
распорядок жизни детей, направленный
на полноценное физическое и психическое
развитие каждого ребенка.
Режимные моменты
способствуют воспитанию у детей
культурно-гигиенических
При рациональной
организации обстановки обязательным
условием явился индивидуально-
Знание особенностей
состояния нервной системы
Широко использовали
мы в своей работе художественное
слово, народный фольклор (потешки, прибаутки)
для создания положительных эмоций
у детей в процессе выполнения действий
культурно-гигиенических навыков.
Т.к. культурно-гигиеническое
воспитание, осуществляемое в дошкольном
учреждении, должно не прерываться
и в домашних условиях, были разработаны
рекомендации для родителей по формированию
данных навыков в период выходных дней
и на время отпуска.. Если в детском саду
педагог приучает каждого воспитанника
к самостоятельности при одевании, раздевании,
приеме пищи, во время других бытовых процессов,
а дома все это за ребенка делают взрослые,
то у ребенка не вырабатываются устойчивые
привычки, навыки, умения, он часто оказывается
беспомощным при необходимости выполнить
даже самые простые действия.
На этом формирующий
этап эксперимента был закончен.
2.3 Проверка эффективности
проделанной работы на формирующем этапе
эксперимента
Для проверки эффективности
проделанной нами работы на формирующем
этапе эксперимента был использован
тот же диагностический материал,
что и на констатирующем этапе.
Данные представлены
в таблицах 3,4.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность
навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности
навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Ахметжанов Айрат
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
1
2
2
9
2
2
1
1
1
1
1
9
3
35
С
Галкина Катя
3
3
3
3
3
3
3
21
3
3
2
2
2
2
3
16
3
3
3
3
3
3
3
21
3
62
В
Моисеев Ваня
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Крылова Настя
3
3
3
3
3
3
3
21
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
52
С