Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является: теоретическое изучение и экспериментальная проверка системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1 проанализировать теоретические источники по проблеме гигиенических навыков у дошкольников;
2 изучить особенности форм и методов развития гигиенических навыков у младших дошкольников;
3 выявить критерии и уровни сформированности гигиенических навыков у младших дошкольников;
4 экспериментально проверить программу по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности воспитания гигиенических навыков у дошкольников………………………………………
1.1. Особенности воспитания гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………..
1.2. Методика воспитания гигиенических навыков у младших дошкольников…………………………………………………………..
Вывод по главе 1…………………………………………………………….
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по проверке эффективности системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………
2.1. Изучение состояния уровня сформированности гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………
2.2. Содержание системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………….
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………………..
Вывод по главе 2………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Использованная литература
Приложение
Тема: Система работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности воспитания гигиенических навыков у дошкольников………………………………………
1.1. Особенности воспитания гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………..
1.2. Методика воспитания гигиенических навыков у младших дошкольников………………………………………………
Вывод по главе 1…………………………………………………………….
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по проверке эффективности системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………
2.1. Изучение состояния уровня сформированности гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………
2.2. Содержание системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………….
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………………..
Вывод по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Использованная литература
Приложение
Введение
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера [9;32].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада-привить ребятам навыки, укрепляющее их здоровье». В ходе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессам, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Исследованиям проблемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков посвящены работы таких авторов: М.Д. Маханевым, Т.Н. Дороновой, В.А. Ананьевым, Б.Б. Егоровым, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой, Ю.В. Змановским, Л.В. Кармановым.[3,36,232546768]
М.Д. Маханев и доктор психологических наук О.М.Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание). Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М.Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. М.Д. Маханевой разработаны: режим, питание, гигиенические процедуры.
Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук - в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада. Ею определены основные формы работы с детьми, и вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно- гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их.
Таким образом актуальность данной темы: «Система работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» обусловлена большими потенциалами воспитания у детей гигиенических навыков в современной практике дошкольного воспитания.
Целью работы является: теоретическое изучение и экспериментальная проверка системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Система работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1 проанализировать теоретические источники по проблеме гигиенических навыков у дошкольников;
2 изучить особенности форм и методов развития гигиенических навыков у младших дошкольников;
3 выявить критерии и уровни сформированности гигиенических навыков у младших дошкольников;
4 экспериментально проверить программу по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Методы исследования: изучение литературных источников, психолого-педагогического материала.
ГЛАВА I
Психолого-педагогические особенности воспитания гигиенических навыков у дошкольников.
1.1. Особенности воспитания гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользованием туалетом, игры, прогулки и т. д.Одновременно с этим взрослые стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею , руки, до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные процедуры.
Гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.(т л богина н т Терехова)
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство в условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть косточки из компота в блюдце, он всякий раз, когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку, пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки были на столе во время завтрака, обеда и ужина.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Педагог также учитывает, что, помимо привития детям гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.
Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
В воспитании гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Для привития гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, беседы, упражнения в действиях.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста и наиболее лучше они усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.(Богина терехова)
В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Гигиеническое воспитание является я то же время и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте.„Детей, посещающих детский сад, приучают выполнять необходимые требования: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, аккуратно есть, одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду, вешать ее на место, пользоваться носовым платком и т. д. Требования воспитателей должны обязательно поддерживаться в семье, А ведь иногда сердобольные мамы и бабушки «жалеют» ребенка и дома одевают и раздевают его, разрешают перехватить что-нибудь вкусное перед едой. Некоторые же родители просто не обращают внимания на то, как ребенок ест, как держит, вилку и ложку, не напоминают ему о мытье рук перед едой и после посещения уборной. В результате упорный труд воспитателей пропадает.