Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В воспитании культурно-гигиенических
навыков, так же как в любом
другом виде педагогической деятельности,
важно единство требований сотрудников
детского учреждения и родителей. Поэтому,
нужно выработать общие критерии в оценке
отдельных действий, установить общий
порядок выполнения этих действий, четко
определить места расположения вещей,
игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические
навыки нуждаются в постоянном закреплении.
Изменение системы воспитательной работы,
отсутствие внимания к формированию и
использованию навыков может привести
к их быстрой утрате.
1.3 Пути формирования
культурно-гигиенических
Формирование
культурно-гигиенических
По мере освоения
культурно-гигиенические навыки обобщаются,
отрываются от соответствующего им предмета
и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым влияя на становление
нового вида деятельности - игры. В играх
ребёнок отражает (особенно поначалу)
бытовые действия, прежде всего потому,
что они ему хорошо знакомы и неоднократно
совершались по отношению к нему самому.
Игровые действия детей этого возраста
максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь
лет ребенок может заменить действие словом,
например, "уже поели", то в раннем
возрасте он старательно кормит мишку
первым, вторым и третьим блюдом.
Чтобы ускорить
формирование культурно-гигиенических
навыков необходимо в процессе игр
напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь
руки перед едой. Не забыл ли ты помыть
руки своей дочке?". Таким образом,
усвоенные культурно-гигиенические навыки
обогащают содержание детских игр, а игры
в свою очередь становятся показателем
усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические
навыки связаны не только с игрой.
Они лежат в основе первого
доступного ребёнку вида трудовой деятельности
- труда по самообслуживанию. Малыш научился
одевать платье, колготки, туфли и начинает
осваивать последовательность одевания:
что сначала, что потом. При этом сформированные
навыки объединяются, образуя схему действий
в ситуациях одевания, умывания, укладывания
спать и т.д. То есть происходит укрупнение
единиц действия, когда малыш работает
уже не с одним элементом, а с их группой.
Постепенно трудовые действия объединяются
в сложные формы поведения. При этом он
переносит отношение к себе на отношение
к предметам, начинает следить за чистотой
не только своего внешнего вида, но и своих
вещей, за порядком.
Таким образом,
можно утверждать, что сформированные
культурно-гигиенические навыки обеспечивают
переход к более сложным видам
деятельности, стимулируют их развитие,
обогащают содержание этой деятельности.
Дошкольник 3-х
лет осознает необходимость выполнения
культурно-гигиенических
В дошкольном возрасте
у ребенка расширяется круг культурно-
гигиенических навыков, совершенствуются
способы выполнения бытовых действий,
и изменяется их структура. Дети, как
правило, хорошо ведут себя за столом,
контролируют свой внешний вид, чистоту
тела, умеют самостоятельно замечать и
устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические
навыки выступают как важная составная
часть культуры поведения (С.В. Петерина).
Действия ребенка все более автоматизируются,
а его сознание освобождается для анализа
условий, в которых они протекают, и для
контроля за качеством их выполнения.
Навыки усложняются и постепенно превращаются
в системы поведения. Например, на протяжении
всего дошкольного возраста культурно-гигиенические
навыки все больше объединяются с трудовыми.
Теперь ребенок следит за чистотой одежды
и приводит ее в порядок, самостоятельно
подготавливает условия для бытового
процесса.
Ребенок регулирует
свое поведение в соответствии со
сформированным представлением о способе
поведения в бытовых процессах.
Высокое качество
выполнения одного действия приносит
ребенку удовлетворение и позволяет
перейти к другому. Поэтому он
сначала раздевается после
Таким образом,
освоенные культурно-
Привычки выполнять
требования личной гигиены и культурного
поведения проявляются в разных
жизненных ситуациях. А бытовые
процессы выполняются без напоминания
взрослых. Постепенно возрастает сознательное
отношение к своему поведению и контроль
за ним. То есть дошкольник переходит от
импульсивного поведения к личностному,
произвольно регулируемому на основе
усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет
могут самостоятельно выполнять бытовые
процессы. Режим дня в дошкольном возрасте
продолжает играть важнейшую роль в организации
бытовой деятельности и усвоении правил
поведения.
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Воспитание культурно-
Контроль над
правильностью выполнения движений
должен осуществляться поэтапно. Важно
применение различных средств поощрения
и наглядных средств для
В соответствии
с требованиями Программы воспитания
и обучения в детском саду ребенок
к 4 годам должен следить за своим внешним
видом, уметь правильно пользоваться мылом,
аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце
на место, пользоваться расческой и носовым
платком, освоить элементарные навыки
поведения за столом: правильно пользоваться
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым
ртом, не разговаривать с полным ртом.
Нами были определены
задачи экспериментальной части
исследования:
1. Изучить условия
воспитания культурно-гигиенических навыков
у детей второй младшей группы.
2. Определить
сформированность культурно-
3. Разработать
мероприятия по формированию
культурно-гигиенических
4. Определить
эффективность разработанных
Эксперимент состоял
из 3-х этапов:
1. Констатирующего;
2. Формирующего;
3. Контрольного.
База исследования:
воспитанники второй младшей группы
ДОУ № 17 г.Сызрани.
2.1 Выявление
уровня сформированности
Для участия
в дальнейшем исследовании нами было
отобрано 2 группы детей по 4 человека
в каждой (Приложение 1). Одну группу
мы определили как экспериментальную,
а другую как контрольную.
Цель констатирующего
эксперимента: изучить объем и
уровень сформированности навыков
и умений и определить условия
воспитания культурно-гигиенических
навыков у детей второй младшей
группы. Для этого необходимо:
а) установить объем
культурно-гигиенических
б) выявить и
оценить уровень сформированности
навыков: рациональность и последовательность
операций, их быстрота и качество, самостоятельность
детей.
г) выявить условия,
созданные в группе для формирования
культурно-гигиенических
д) выявить формы
организации, приемы обучения и приучения,
их специфику и эффективность;
е) выяснить отношение
детей к требованиям и
Мы вели наблюдение
за работой воспитателя и восьмью
детьми экспериментальной и
Таблица 1. Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность
навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности
навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Ахметжанов Айрат
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
2
24
Н
Галкина Катя
2
2
2
2
2
2
2