Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.


Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:


1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.


2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.


3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков


1.2 Гигиеническое воспитание детей


1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка


1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков


2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков


2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков


2.3 Проверка эффективности проделанной работы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КГН-2.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. 

Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. 

1.3 Пути формирования  культурно-гигиенических навыков 

Формирование  культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. 

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. 

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических  навыков необходимо в процессе игр  напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь  руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками. 

Культурно-гигиенические  навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого  доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.  

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. 

Дошкольник 3-х  лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо  мыть руки, потому что потом будем  есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.  

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как  правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.  

Культурно-гигиенические  навыки выступают как важная составная  часть культуры поведения (С.В. Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.  

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.  

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет  перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого  садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.  

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.  

Привычки выполнять  требования личной гигиены и культурного  поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые  процессы выполняются без напоминания  взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.  

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Воспитание культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений  воспитательной работы в детском  саду. Работа по формированию культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. 

Контроль над  правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно  применение различных средств поощрения  и наглядных средств для повышения  заинтересованности детей. Хорошие  результаты дает применение системы М. Монтессори - упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори. [9;67] Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.  

В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. 

Нами были определены задачи экспериментальной части  исследования: 

1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. 

2. Определить  сформированность культурно-гигиенических  навыков у детей второй младшей  группы. 

3. Разработать  мероприятия по формированию  культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста 

4. Определить  эффективность разработанных мероприятий. 

Эксперимент состоял  из 3-х этапов: 

1. Констатирующего; 

2. Формирующего; 

3. Контрольного. 

База исследования: воспитанники второй младшей группы ДОУ № 17 г.Сызрани.  

2.1 Выявление  уровня сформированности культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста 

Для участия  в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой (Приложение 1). Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.  

Цель констатирующего  эксперимента: изучить объем и  уровень сформированности навыков  и умений и определить условия  воспитания культурно-гигиенических  навыков у детей второй младшей  группы. Для этого необходимо: 

а) установить объем  культурно-гигиенических навыков, предусмотренный  для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания  порядка в костюме и прическе; 

б) выявить и  оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей. 

г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков; 

д) выявить формы  организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность; 

е) выяснить отношение  детей к требованиям и указаниям  взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь. 

Мы вели наблюдение за работой воспитателя и восьмью  детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду». 

Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы.  

Имя, фамилия  ребенка 

Сформированность  навыка мытья рук (в баллах) 

Кол- во баллов  

Сформированность  навыка опрятной еды 

(в баллах) 

Кол-во баллов 

Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) 

Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком  

( в баллах) 

Общее кол-во баллов 

Уровень сформированности  

7  

7  

7      

Ахметжанов Айрат 

24 

Н  

Галкина Катя 

Информация о работе Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста