Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 3. Сформированность
культурно-гигиенических
Таблица. 4 Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности
навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Буклеев Максим
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
2
2
2
10
1
1
1
1
1
1
1
7
2
33
Н
Дмитриева Оля
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Мягков Кирилл
2
2
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
7
2
2
2
2
2
2
2
14
2
32
Н
Милихина Даша
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
1
1
1
2
11
2
41
С
Как мы можем
увидеть из таблицы 4, у одного ребенка
повысился уровень до высокого (Галкина
Катя), у Ахметжанова Айрата уровень
повысился до среднего, но мальчик по
прежнему испытывает трудности в применении
навыка опрятной еды. Мальчик не умеет
пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно
раскрошив его, набивает полный рот пищей
и при этом разговаривает. У Крыловой Насти
уровень остался прежним, но девочка хорошо
овладела навыком мытья рук. Приводим
запись наблюдения за Настей.
Настя подходит
к раковине, открывает кран, обращается
к Ване.: Дали уже воду, да, Ваня?
Ваня: Где мое
полотенце?
Настя: Там вот
висит.
Ваня намыливает
руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается
от брызг. Подходит Катя.
Настя берет
мыло, намыливает руки и смывает
пену с рук, обращаясь к Кате: Я
уже все. Вот, иди, вот (показывает на
раковину).
Девочка подходит
к полотенцу, рассматривает свою
картинку, достает полотенце из своей
ячейки, тщательно вытирает руки, складывает
полотенце и вешает его в свою ячейку,
выбегает из туалетной комнаты.
Кроме того, после
сна девочка самостоятельно подходила
к своей ячейке, брала от туда
расческу и подходила к воспитателю
с просьбой причесать её.
Двое детей
остались на среднем уровне, но у
них совершенствовались действия по
выполнению отдельных навыков.
Есть и положительные
моменты, все дети экспериментальной
группы освоили навык пользования
носовым платком.
На рис. 3 можно
проследить динамику сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей
экспериментальной группы отдельно по
каждому навыку.
Рис. 3 Динамика
сформированности культурно -гигиенических
навыков у детей
В контрольной
группе изменения произошли незначительные.
Один ребенок повысил свой уровень до
среднего, один остался на том же уровне,
что и на констатирующем этапе эксперимента.
Двое детей немного улучшили свои результаты
при выполнении отдельных навыков.
Приведем пример
наблюдения за Олей.
Воспитатель: Ребята,
сегодня нам на завтрак приготовили
рисовую кашу, чай с молоком
и булочку с маслом. Приятного
аппетита.
Оля. (вместе со
всеми): Спасибо! (Берет ложку в
правую руку, пододвигает поближе
тарелку, приговаривает негромко.) Кашка,
кашка!.. (Обращается к соседке по
столу к Насте.) А мне мама вчера
сварила кашку! (Поворачивается в
сторону соседнего стола, к Роме.)
За столом не разговаривают. Слышишь меня!
Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку
на тарелку, придвигает чашку, берет булочку,
откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку
на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко.
Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
Наметилась положительная
динамика и у детей, которые не
принимали участие в нашей
исследовательской работе, т.к. воспитатели
стали часто в своей работе
сопровождать действия показа словами,
стали добавлять художественное
слово. В самостоятельной деятельности
дети стали часто пользоваться дидактическими
играми, способствующими закреплению
культурно-гигиенических навыков.
Мы составили
график (Рис.4), из которого можно увидеть
результативность проделанной нами
работы.
Рис.4. Результативность
проделанной работы на формирующем
этапе эксперимента.
Таким образом
после проведенного нами эксперимента
мы можем говорить о том, что рациональная
организация обстановки в ДОУ, которая
включает не только обеспечение воспитательно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным
задачам воспитания маленького ребенка
следует отнести воспитание культурно-гигиенических
навыков.
Прежде всего,
необходимо вызвать у детей желание
действовать определенным образом.
Этому во многом могут способствовать
условия детского сада: благоустроенное
помещение, мебель, соответствующая
возрасту детей. Но мало вызвать желание,
надо научить ребенка действовать соответствующим
образом. Деятельность детей носит ярко
выраженный подражательный характер,
поэтому необходимо больше уделять внимание
показу как держать ложку, чашку, как двигать
руками при умывании.
Показ, сопровождаемый
объяснением, позволяет быстро перейти
к словесным указаниям или
требованиям. Следует учитывать, что
маленькому ребенку трудно отказаться
от своих желаний, трудно затормозить
свои действия, ему гораздо легче
что-то сделать, поэтому в своих требованиях
надо стараться отвлечь ребенка от ненужного
действия и переключить его на нужное.
Если постоянно
пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться
водой, нельзя трогать вещи, нельзя
бросать куклу», то у малыша уже
в этом возрасте может развиться упрямство
и своеволие. Ведь складывается понятие,
что взрослые «мешают» ребенку интересно
действовать: вертеть, крутить, двигать,
стучать. А действовать ему просто необходимо,
поэтому и нужно переключить малыша с
ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая
требования к ребенку, необходимо проводить
работу с семьей. Приглашать родителей
в группу, показывать условия жизни
их детей и приемы обучения. Чаще
посещать ребенка дома, смотреть какие
условия созданы для развития
самостоятельности у детей, а в индивидуальных
беседах рассказать, чему уже научился
их ребенок и что нужно продолжать закреплять
дома.
Анализ теоретических
положений и методических выводов
позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной
работы, проведённой на базе ДОУ № 17
. Была прослежена динамика изменения
уровня сформированности культурно-гигиенических
навыков в процессе экспериментальной
работы. При прочих равных условиях на
начальном этапе эксперимента уровень
сформированности детей был приблизительно
одинаков. Анализ результатов до и после
формирующего эксперимента свидетельствует
об эффективности разработанной нами
методики совершенствования работы. Результаты
детей улучшились. Один ребенок достиг
высокого уровня, также возросли показатели
среднего уровня.
В процессе работы
были замечены такие изменения: дети
стали опрятнее одеваться, стали
следить за своим внешним видом,
по назначению использовать носовой
платок, без напоминания убирать
за собой игрушки, благодарить друг
друга и взрослых. Некоторые заметно
улучшили свое поведение во время приема
пищи свои знания, за счет общения с другими
детьми. Малыши стали больше проявлять
инициативы в подготовке к занятиям или
приему пищи. Дети начали замечать неполадки
во внешнем виде друг друга или окружающей
обстановке. Большинство ребят стали бережно
обращаться с игрушками, поддерживать
чистоту и порядок.
Разумеется, данное
исследование не претендует на достаточно
полное, и вопрос остаётся актуальным.
Однако в плане рациональной организации
обстановки в ДОУ переработаны известные
методические аспекты и адаптированы
для детей младшего дошкольного возраста
в конкретных условиях детского учреждения.
Исходя из анализа
опытно-экспериментальной
Теоретико-методологическую
базу исследования составили три группы
источников. К первой отнесены авторские
издания по исследуемой проблематике.
Ко второй отнесена учебная литература
(учебники и учебные пособия, справочная
и энциклопедическая литература, комментарии
к законодательству). К третьей отнесены
научные статьи в периодических журналах
по исследуемой проблематике.