Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.


Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:


1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.


2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.


3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков


1.2 Гигиеническое воспитание детей


1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка


1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков


2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков


2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков


2.3 Проверка эффективности проделанной работы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КГН-2.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

14 

14 

14 

44 

С  

Моисеев Ваня 

12 

14 

14 

43 

С  

Крылова Настя 

14 

14 

14 

45 

С  
 
 

Т 

Таблица. 2 Сформированность культурно-гигиенических навыков  у детей контрольной группы. 

Имя, фамилия  ребенка 

Сформированность  навыка мытья рук (в баллах) 

Кол- во баллов  

Сформированность  навыка опрятной еды 

(в баллах) 

Кол-во баллов 

Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) 

Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком  

( в баллах) 

Общее кол-во баллов 

Уровень сформированности  

7  

7  

7      

Буклеев Максим 

14 

32 

Н  

Дмитриева Оля 

14 

14 

14 

45 

С  

Мягков Кирилл 

14 

30 

Н  

Милихина Даша 

22 

Н  
 
 

Примечание. 

Навыки опрятной еды включают умение : 

1. Правильное  пользование столовой и чайной  ложками, вилкой, салфеткой; 

2. Не крошить  хлеб; 

3. Пережевывать  пищу с закрытым ртом; 

4. Не разговаривать  с полным ртом; 

5. Тихо выходить  по окончании еды из-за стола; 

6. Благодарить; 

7. Пользоваться  только своим прибором. 

Навыки мытья  рук и личной гигиены включают умение: 

1. Мыть лицо, уши, руки  

2. Закатать рукава; 

3. Смочить руки; 

4. Взять мыло, намыливать до появления пены; 

5. Смыть мыло; 

6. Сухо вытереть  руки, аккуратно сложить полотенце  и повесить в свою ячейку; 

7. Пользоваться  расческой. 

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 

1. Расстегнуть  пуговицы; 

2. Снять платье (брюки); 

3. Аккуратно  повесить; 

4. Снять рубашку  и аккуратно её повесить на  брюки; 

5. Снять обувь; 

6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье); 

7. Надеть в  обратной последовательности. 

Если ребенок  правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:  

правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла; 

действие выполненное  с небольшими неточностями -2 балла; 

неумение выполнять  действие - 1 балл. 

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок  по каждому критерию - 21.  

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков 

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно; 

Средний уровень (62- 40 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления; 

Ниже среднего (39-28 баллов) - один и более навыков  не сформированы. 

Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы. 

Так, Галкина  Катя, Моисеев Ваня, Крылова Настя  умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.  

У Ахметжанова  Айрата ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход. 

По результатам  проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Мягков Кирилл во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Дмитриеева Оля, Буклеев Максим). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Оли её. 

В обеих группах  было замечено, что дети не говорят  спасибо, выходя из-за стола по окончании  еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.  

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических  навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово. 

Для привития культурно-гигиенических  навыков педагоги данной группы применяют  показ, пример, объяснение. Очень редко  используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.  

Формирование  культурно-гигиенических навыков  должно осуществляться детским садом  в тесном контакте с семьей. В  данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков. 

По результатам  констатирующего эксперимента мы составили  диаграмму (Рис1, Рис.2) из которой видно  формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение . 

Информация о работе Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста