Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Навыки у детей
достаточно быстро становятся прочными,
если они закрепляются постоянно
в разных ситуациях. Главное, чтобы
ребятам было интересно и чтобы
они могли видеть результаты своих
действий (кто-то стал значительно опрятнее,
красивее; приятно обедать за чистым, красиво
накрытым столом и т. п.).
На физкультурных
занятиях во время общеразвивающих
упражнений можно рассказать детям
о пользе тех или иных движений
для здоровья и развития, о том, как
важно выполнять их в хорошо проветренном
зале или на воздухе, о необходимости содержать
в порядке свою физкультурную форму, после
окончания занятий аккуратно ее складывать
и мыть руки с мылом до локтя (проводить
влажные обтирания до пояса). Во время
труда в помещении или на участке также
есть немало возможностей для закрепления
гигиенических навыков у детей. Например,
воспитатель объясняет, что нужно не только
выполнить работу хорошо, но и стараться
не поранить руки. А для этого важно правильно
пользоваться предметами труда и инвентарем.
Детям следует напоминать также и о необходимости
поддерживать чистоту на своем рабочем
месте, в рабочей зоне.
Очень важно, чтобы
уже в дошкольном возрасте дети знали
элементарные правила общественной
гигиены, которые неразрывно связаны с
личной гигиеной, например: соблюдать
чистоту в общественных местах, мыть грязные
руки надо для того, чтобы не заболеть
самим и не заразить других людей.
Овладение детьми
правилами личной, общественной гигиены
предполагает умение ребенка вести себя
в разных местах, где он бывает. Дети должны
твердо усвоить, что нельзя сорить не только
в квартире, групповой комнате, в общественных
зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах,
в транспорте.
Все сведения по
гигиене прививаются детям в повседневной
жизни в процессе разнообразных видов
деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте
режима можно найти благоприятный момент
для гигиенического воспитания.
Для эффективного
гигиенического воспитания дошкольников
большое значение имеет и внешний вид
окружающих и взрослых. Нужно постоянно
помнить о том, что дети в этом возрасте
очень наблюдательны и склонны к подражанию,
поэтому воспитатель должен быть для них
образцом.[4;76]
Для закрепления
знаний и навыков личной гигиены
желательно давать детям различные поручения,
например, назначить санитаров для систематической
проверки у сверстников состояния ногтей,
рук, одежды, содержания личных вещей в
шкафу. Навыки и детей быстро становятся
прочными, если они закрепляются постоянно
в разных ситуациях. Главное, чтобы детям
было интересно, и чтобы они могли видеть
результаты своих действий, (кто-то стал
значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным
условием формирования гигиенических
навыков у детей, воспитания привычки
к здоровому образу жизни является
высокая санитарная культура персонала
дошкольного учреждения. Где должны быть
созданы необходимые условия для сохранения
здоровья детей, полноценного физического
и гигиенического развития.
Следующее условие,
необходимое для успешного
1.2 Культурно-гигиенические
навыки, их значение в развитии
ребёнка
В дошкольном возрасте
следует воспитать у ребенка
привычку к чистоте, аккуратности, порядку,
причем большое значение этому следует
уделять не только в семье, но и в дошкольных
учреждениях, где дети проводят большую
часть дня. В эти годы дети могут освоить
все основные культурно-гигиенические
навыки, научиться понимать их важность,
легко, быстро и правильно выполнять.
Ребенка нужно
научить содержать в чистоте
свое тело, помещение и вещи, которыми
он пользуется в повседневной жизни.
Он должен уметь самостоятельно умываться,
чистить зубы, одеваться, поддерживать
порядок. Навыки и привычки, прочно
сформированные в дошкольном возрасте,
сохраняются на всю жизнь.
При воспитании
культурно-гигиенических
После утренней
гимнастики ребенку полезнее всего
принять душ. Он моет руки, лицо и
освежает все тело под струями
воды. Необходимо, чтобы после приема
душа или умывания ребенок вытерся
насухо. Перед дневным сном надо
мыть ноги. Особенно важно это правило
соблюдать летом.
Определенное
внимание следует уделить воспитанию
у детей культурно-
Необходимо добиваться
того, чтобы дошкольники выполняли
все гигиенические нормы и
правила с чувством удовлетворения
от самого процесса или от его результатов.
В доступной форме следует
разъяснять детям значение этих навыков
и привычек для укрепления здоровья.
С первых дней жизни
при формировании культурно-гигиенических
навыков идёт не просто усвоение правил
и норм поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, вхождения
малыша в мир взрослых. Нельзя этот
процесс оставлять на потом - пусть
пока ребёнок останется ребёнком, а приучить
его к правилам можно и позже. Это неверное
мнение! Психическое развитие - процесс
неравномерный, его линии идут не одновременно,
есть периоды наиболее быстрого развития
тех или иных функций, психических качеств.
Эти периоды называются сенситивными,
и период раннего и дошкольного детства
наиболее благоприятный для формирования
культурно-гигиенических навыков. Затем
на их основе строится развитие других
функций и качеств.
Культурно-гигиенические
навыки совпадают с такой линией
психического развития, как развитие воли.
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому
всякое действие даётся с большим трудом.
И не всегда хочется доводить начатое
дело до конца, особенно если ничего не
получается. Пусть мама или воспитательница
покормит, вымоет руки, ведь так трудно
удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает
из рук и не слушается. Очень тяжело встать
рано утром, да ещё и самому одеться: надо
помнить всю последовательность одевания,
уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки:
Мама это сделает лучше, да и быстрее. И
если взрослые спешат прийти на помощь
ребёнку при малейшем затруднении, освободить
его от необходимости прилагать усилия,
то очень быстро у него сформируется пассивная
позиция: "Застегните", "Завяжите",
"Оденьте".
Для того, чтобы
завершить действие, получить качественный
результат, сделать всё в правильной последовательности,
красиво и аккуратно, нужно приложить
волевые усилия.
Так для ребёнка
важным становится качество выполнения
действия, он учится доводить начатое
дело до конца, удерживать цель деятельности,
не отвлекаться. И теперь уже не взрослый
напоминает ему о необходимости того или
иного действия, а сам он по своей инициативе
его сам совершает, контролирует его ход.
При этом формируются такие волевые качества
личности, как целеустремлённость, организованность,
дисциплинированность, выдержка, настойчивость,
самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических
навыков создает условия для формирования
основ эстетического вкуса.
Так, девочка
начинает приглядываться к себе, сравнивать,
насколько она изменилась, когда её причесали,
завязали бантики. Важно, чтобы взрослый
при совершении бытовых процессов ненавязчиво
обращал внимание ребёнка на изменения
в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш
не только открывает себя, но и оценивает
свой внешний вид, соотносит его с представлением
об эталоне, устраняет неряшливость в
своей одежде и внешности. Таким образом,
складывается критическое отношение к
своему облику, рождается правильная самооценка.
Ребёнок постепенно переходит к контролю
за своим внешним видом.
Освоение культурно-
В четыре-пять лет
у детей начинаются складываться
моральные понятия "хорошо", "плохо".
Дети относят к ним поступки других
людей и на этом основании оценивают
поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно
оценить сложные поступки, гораздо легче
бытовое поведение.
Взаимосвязано
с формированием культурно-
Дети 3-4 лет только
начинают осознавать правила поведения,
но ещё не видят скрытых за ними нравственных
норм, часто не относят этих правил к другому.
Воспитателю надо помнить, что об активном
освоении правил поведения свидетельствует
появление жалоб-заявлений, адресованных
взрослому. Малыш замечает нарушение правил
другими детьми и сообщает об этом. Причина
подобных высказываний ребёнка в стремлении
убедиться, что он правильно понимает
правила поведения, получить поддержку
со стороны взрослого. Поэтому к таким
жалобам следует относиться с большим
вниманием. Подтвердите, что малыш правильно
понимает общественное требование, и подскажите,
как нужно поступить, если он замечает
его нарушение.
1.2.1 Методика
воспитания культурно-
Воспитание культурно-
В 1,5-2 года ребенок
почти все может снять с
себя, сложить и большую часть
одежды надеть. В значительной степени
дети сами умываются, вытираются.
На втором году
жизни ребенка необходимо систематически
прививать ему навыки культуры поведения:
спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать
при укладывании спать, благодарить за
оказанную помощь.
На третьем
году жизни малыш не только более
самостоятельно может одеваться, раздеваться
и т. д., но и знает определенный
порядок действий, входящих в каждый
процесс, приемы их выполнения.
Для первоначальных
действий ребенка существенное значение
имеет запоминание места для
отдельных вещей, своего места за
столом и т. п. В особенности это
важно, когда ребенок приходит в
детский сад из дома. В таких
случаях воспитатель вместе с малышом
выбирает метку, рассматривает ее, предлагает
запомнить рядом сидящего товарища.
При активном формировании
навыков самообслуживания важно
в первую очередь отработать те из
них, которые связаны с организацией
всего коллектива.
Дети отличаются
большой подражательностью, поэтому
взрослому нужно неоднократно показывать,
как выполнять новое действие,
сопровождая показ пояснениями,
чтобы выделить наиболее существенные
моменты данного действия, последовательность
отдельных операций.
Начиная со второго
года жизни с этой целью с детьми
проводятся специальные дидактические
игры, используются игровые приемы.
Дети третьего
года жизни все действия выполняют
быстрее. В этот период нужно чаще
приучать детей к взаимопомощи, поручать
им несложные задания, которые готовят
их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается
меньше в действиях, больше в постоянном
контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году
жизни дети должны уметь правильно
мыть руки (намылить кисть круговым
движением, смыть мыло и вытереть каждый
палец), чистить зубы (вначале просто влажной
щеткой, а с 4 лет порошком или специально
предназначенной для детей пастой), полоскать
рот после обеда, пользоваться носовым
платком, соблюдать правила культурного
поведения за столом (пользоваться ложкой,
вилкой, не проливать пищу на стол). Дети
приучаются бережно обращаться с игрушками,
поддерживать и чистоту и порядок.
Для привития культурно-гигиенических
навыков во всех возрастных группах
применяются показ, пример, объяснение,
пояснение, поощрение, беседы, упражнения
в действиях. Широко используются, особенно
в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические
игры, потешки, стихотворения. Содержание
культурно-гигиенических навыков осваивается
детьми прежде всего в самостоятельной
деятельности, в процессе обучения, в дидактических
играх и игровых ситуациях.