Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


6
1.1 КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА……………………………………………………………

6
1.2 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….


11
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………......


24
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


24
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


32
2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..


44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………...
51

Работа содержит 1 файл

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.docx

— 116.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дошкольной педагогике

на тему:

«Особенности  формирования культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА……………………………………………….

 

 

6

1.1 КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  НАВЫКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ  РЕБЕНКА……………………………………………………………

 

6

1.2 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….

 

 

11

1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА……………………………………………….

 

 

18

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………......

 

 

24

2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….

 

 

24

2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….

 

 

32

2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..

 

 

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………...

51


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурно-гигиенические  навыки в значительной степени формируются  в дошкольном возрасте, так как  нервная система ребенка в  высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В  детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка  в окружающей обстановке, а также  правильных взаимоотношений детей  друг с другом и со взрослыми [9;31].

Формирование привычек и  навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит  от ряда факторов: условий, своевременности  начала этой работы, эмоционального отношения  ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей  в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется  формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые  обязанности, новые вещи, новый вид  деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять  не только то, что им приятно, но и  то, что необходимо, преодолевая  трудности разного характера [9;32].

Воспитание у детей  навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  гигиенических правил и норм поведения  зависит не только их здоровье, но и  здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с  детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены  стало для них естественным, а  гигиенические навыки с возрастом  постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических  навыков детей занимались такие  отечественные авторы, как Выготский  Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков  осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы  она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Предметом исследования – организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  источники по проблеме формирования  культурно-гигиенических навыков.

2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Гипотеза исследования: овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации  и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике –  еще одним независимым авторским исследованием.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в  научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Экспериментальной базой  исследования явилось МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида»  г. Саранска.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух, глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Культурно–гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка

 

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его  в мир взрослых, хотя родители и  педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых  взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов  происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в  кровати, накрываться одеялом и  т.д. Способом удовлетворения потребности  ребенок сам не владеет и без  помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.

С первых дней жизни при  формировании культурно–гигиенических  навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно  важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир  взрослых. Психическое развитие –  процесс неравномерный, его линии  идут не одновременно, есть периоды  наиболее быстрого развития тех или  иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно  – гигиенических навыков сенситивный  период приходится на раннее детство [1; 17].

Ребенок начинает знакомиться  с миром предметов, созданных  человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно  выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет( ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим  дня - это четкий распорядок жизни  в течение суток. Включаясь в  режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических  навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку  делать это ловко и быстро, а  привычка умываться побуждает его  делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым  влияя на становление нового вида деятельности – игры [1; 18].

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых  процессов. Ребенок так относится  к кукле, как родители к нему в  соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым  закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят  за выполнением культурно – гигиенических  навыков: одежду куклы надо аккуратно  сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они  лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного  мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических  навыков влияет не только на игровую  и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми  и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина [26,15].

Освоение культурно –  гигиенических навыков дает возможность  сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так  через сравнение себя с другими  складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки  для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает  причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает  пену и грязь с рук, как с  помощью вилки можно разделить  котлету пополам, куда пропадает  сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Первоначально ребенок замечает причинно – следственные связи с  помощью взрослого, который, задавая  вопросы и поясняя, обращает на них  внимание малыша. Важно, чтобы вопросы  и пояснения, адресованные самым  маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться  на опыт малыша.

В период раннего детства  складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной  активности, отделение результата своих  действий от самих действий. Ребенок  начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам  умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть  медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым [5; 146].

Культурно-гигиенические  навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические  процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление  о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения [1;20].

Культурно-гигиенические  навыки совпадают еще с одной  линией психического развития – развитием  воли.

Малыш еще ничего не умеет  делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница  покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно  выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости  прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю. А. и Урунтаева Г. А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.

Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста