Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49
Творчество ребёнка, по определению О.В. Дыбиной, – это интегральное качество, характеризующееся уровнем знаний и представлений, способами действий, уровнем восприятия, воображения, стремления к преобразованию, активностью, самостоятельностью.
На основе данных исследований О.В. Дыбиной выделены критерии и показатели, характеризующие формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.
Критерии и показатели | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
1.Интеллектуальный
компонент: определяет уровень знаний
и представлений об окружающей действительности
и уровень развития способов действий
по освоению опыта творчества.
2.Эмоционально –чувственный компонент: включает эмоции и чувства, отражает отношение к созданию и преобразованию воображаемых образов. 3.Мотивационно – потребностный компонент: представляет систему потребностей в преобразовательной деятельности и её мотивов. 4.Поведенческий компонент: выражает степень сформи-ности и устойчивости умений и навыков по преобразованию действительности (предметного мира). |
Ребёнок владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданиями на группировку данных понятий; самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях (бережное отношение к предметам характеризует поведение ребёнка). | Ребёнок правильно называет предметы близких видов, устанавливает связи между назначением и строением предметов; группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков; описательный рассказ составляет с помощью взрослого; в собственной деятельности предметы использует по назначению. | Ребёнок часто
ошибается в назывании |
Изучение проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр проведено на основе рекомендаций, разработанных О.В. Дыбиной и включает следующие диагностические методы:
Диагностика проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр осуществлялась по следующим параметрам:
Диагностическая работа проводилась с учётом состояния ребёнка: его хорошего настроения, спокойного эмоционального состояния и физического самочувствия. У ребёнка не складывалось впечатление, что его проверяют.
По параметрам выделяются уровни проявления творчества в процессе ознакомления с предметным миром и критерии оценок:
Игровое задание «Найди лишнюю картинку»
Материал: карточки (не менее 5 шт.) с изображением групп из 5-7 предметов, относящихся к игрушкам (одежде, мебели, инструментам, посуде и т. д.). На каждой карточке – одна лишняя картинка, которую надо найти.
Содержание диагностического задания:
Инструкция ребёнку:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
1 БАЛЛ – ребёнок часто ошибается в названии предметов близких видов, затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет.
2 БАЛЛА
– ребёнок правильно называет
предметы близких видов, но
не может объяснить, как это
сделано, или выделяет не
3 БАЛЛА
– ребёнок правильно называет
предметы близких видов,
Полученные данные протоколировались. (См. протокол № 1.)
Богдан Г.: затрудняется найти и назвать лишнюю картинку, не внимательно отвечает на вопросы, с трудом классифицирует предметы, не знает из чего сделаны определённые игрушки. (Данные показатели соответствуют 1 баллу.).
Маша Г.: с подсказкой находит и называет лишнюю картинку, правильно называет предметы близких видов, но затрудняется в ответах на вопрос из чего сделаны предмет. (Данные показатели соответствуют 1 – 2 баллам).
Артур Д.: сразу находит лишнюю картинку, но часто ошибается в названии предметов близких видов, затрудняется в ответах на вопрос из чего сделан предмет. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).
Глеб Д.: правильно называет все предметы близких видов, сразу находит лишнюю картинку и называет существенные признаки отличия.(Данные показатели соответствуют 3 баллам).
Вика К.: правильно называет предметы близких видов, но затрудняется с ответом из чего они сделаны, выделяет несущественные признаки предмета. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).
Софья Н.: правильно называет предметы близких видов, классифицирует их, но затрудняется в ответе на вопросы из чего сделаны предметы.(Данные показатели соответствуют 2-3 баллам).
Кирилл
Л.: часто ошибается в названии предметов
близких видов, с трудом нашёл лишнюю картинку,
не может объяснить из чего сделан предмет,
или выделяет несущественные признаки.
(Данные показатели соответствуют 1-2 баллам).
Игровое задание «Что здесь лишнее?».
Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).
Содержание диагностического задания:
Я (воспитатель) раскладываю картинки по принципу «Четвёртый лишний» (2-3 различных варианта).
Инструкция ребёнку:
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
1 БАЛЛ
– ребёнок не вычленяет
2 БАЛЛА – ребёнок по указаниям взрослого правильно применяет обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств предметов и материалов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью воспитателя.
3 БАЛЛА
– ребёнок способен
Полученные данные протоколировались. (См. протокол № 1.)
Богдан Г.: сразу находит лишний предмет, но с трудом отвечает на вопрос - почему он лишний и из чего он сделан. Зато сам отвечает что с предметом можно делать и различает зимнюю и летнюю обувь. (Данные показатели соответствуют 1-2 баллам).
Маша Г.: по моим указаниям правильно применяет обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств предметов и материалов. С интересом рассказывает что можно сделать с предметом, но с трудом может объяснить из чего он сделан. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).
Артур Д.: с подсказкой находит лишнюю картинку, не выделяет существенные особенности, делает ошибки при группировке предметов, описательный рассказ составить не может. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).
Глеб Д.: сразу находит лишнюю картинку, с интересом рассказывает о качествах и свойствах предмета. Пробует сам разложить предметы так, чтобы один из них был лишним. С удовольствием составляет описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. (Данные показатели соответствуют 3 баллам).
Вика К.: сразу находит лишний предмет, но с трудом объясняет почему он лишний. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью воспитателя. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).
Софья Н.: сразу находит лишний предмет и объясняет почему он лишний, но с затруднением рассказывает из чего сделан предмет и что с ним можно делать
Кирилл
Л.: с трудом находит лишнюю картинку
и не может объяснить почему она лишняя.
Делает ошибки при группировке предметов,
но сразу показал зимнюю и летнюю обувь.
С трудом составляет описательный рассказ.
(Данные показатели соответствуют 1 баллу).
Материал: сюжетные и предметные картинки с изображением материалов и инструментов.
Содержание диагностического задания:
Создаётся проблемная ситуация, требующая помощи в выборе материалов и инструментов.
- Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему потребуются и почему? (на картинках изображены топор, пила ручная, пила электрическая, ножницы, нож.)
- Какие правила нужно соблюдать при работе с данными инструментами?
- Чем опасны инструменты?
- Гномик
хочет сшить новые зимние
- Какой материал лучше выбрать и почему? Какие инструменты нужны Гномику? (На предметных картинках нарисованы швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, ткань.).