Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
1 БАЛЛ
– ребёнок не всегда
2 БАЛЛА
– в свободной деятельности
ребёнок пользуется предметами
и материалами в соответствии
с их назначением и свойствами,
успешно осваивает способы
3 БАЛЛА
– поведение ребёнка
Полученные данные протоколировались. (См. протокол № 1.).
Богдан Г.: с ошибками находит нужные инструменты и с помощью воспитателя называет правила использования в работе инструментов. Затрудняется с ответами на вопросы о шитье.(Данные показатели соответствуют 1 баллу).
Маша Г.: с трудом, но справляется с заданиями при помощи и подсказок воспитателя, правильно называет нужные инструменты для шитья и заготовки дров, успешно осваивает способы разумного поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 1-2 баллам).
Артур Д.: не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; приходиться разъяснять о безопасном способе поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).
Глеб Д.: сразу выбрал необходимые инструменты и рассказал как и для чего ими пользоваться, с удовольствием порассуждал о соблюдении правил безопасности с данными инструментами. (Данные показатели соответствуют 3 баллам).
Вика К.: пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами, успешно осваивает способы разумного поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).
Софья Н.: показала необходимые инструменты для заготовки дров и шитья штанишек, но путается в правилах безопасного использования предметов. (Данные показатели соответствуют 2-3 баллам).
Кирилл Л.: с помощью воспитателя находит нужные инструменты, но затрудняется с объяснениями о назначении и свойствах предмета. Безопасный способ детского поведения в предметном мире требует советов, разъяснений и указаний со стороны взрослого. (Данный показатели соответствуют 1 баллу).
По результатам проведённой диагностики:
Глеб Д. имеет высокий уровень компетенции, он владеет видовыми и простейшими понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданиями на группировку данных понятий; самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, бережно относиться к предметам.
Маша Г., Вика К. и Софья Н. имеют средний уровень компетенции, они правильно называют предметы близких видов, устанавливают связи между назначением и строением предметов; группируют предметы, но затрудняются в обосновании существенных признаков; описательный рассказ составляют с помощью взрослого; в собственной деятельности предметы используют по назначению.
Богдан
Г., Артур Д. и Кирилл
Л. имеют низкий
уровень компетенции, они часто ошибаются
в названии предметов близких видов; затрудняются
в ответах на вопрос, из чего сделан предмет;
не выделяют существенные особенности;
задание на группировку предметов по родовым
признакам не понимают.
На основе
анализа работ нескольких авторов,
в частности Дж. Смита Б.Н. Никитина,
О.В. Дыбиной и Л.Кэррола можно
выделить следующие основные условия
успешного формирования творчества
у детей пятого года жизни:
Во –
первых, необходимо создание обстановки,
опережающей развитие детей.
Насколько это возможно заранее
окружить ребенка такой средой
и такой системой отношений,
которые стимулировали бы его
самую разнообразную творческую
деятельность и исподволь развивали бы
в нем именно то, что в
соответствующий момент способно наиболее
эффективно развиваться.
Второе условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности,
в чередовании дел, в продолжительности
занятий одним каким- либо делом,
в выборе способов и т.д. Тогда желание
ребенка, его интерес, эмоциональный
подъём послужат надежной, гарантией
того, что уже большее напряжение
ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает
ненавязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых – это и есть
третье условие успешного развития
творчества. Самое главное здесь
- не превращать свободу во
вседозволенность, а помощь
в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный
среди родителей способ "помощи"
детям, но она только вредит
делу. Нельзя делать что-либо
за ребенка, если он может сделать сам.
Нельзя думать за него, когда
он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому четвёртое условие успешного развития творчества – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в дошкольном учреждении. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание
благоприятных условий
Формирование творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе я, на основе изучения литературы по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по формированию творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
На пятом году жизни ребёнка необходимо способствовать накоплению и совершенствованию знаний о предметах (назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Воспитатель должен учитывать, что на 5-м году жизни у ребенка возрастает интерес к выполнению трудных заданий. Например, педагог раздает воспитанникам мелкие предметы (карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др.) и предлагает не только называть их, но и определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задает наводящие вопросы («Может быть, предметы одинакового цвета? одинаковой формы?). Постепенно подводит к выводу, что все предметы сделаны из дерева, деревянные.
На занятиях
следует систематически упражнять детей
в различении и назывании цвета, воспитывать
умение определять основной цвет предмета
и окраску его частей («Медвежонок черный,
а грудка у него беленькая»).
В течение года дети должны научиться
узнавать предметы глины, дерева, бумаги,
ткани, металла, выделять признаки от 1
до 3-х материалов; аргументировать свои
суждения. Всякий раз ознакомление с новым
материалом надо организовывать так, чтобы
каждый ребенок мог практическим путем
выявить его свойства.
В средней группе у ребенка продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между, около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Детей учат ориентироваться «от себя» («Впереди меня дверь, сзади окно, справа — шкаф», «Рядом со мной сидит Игорек» и т. п.). В этих целях используются специальные дидактические упражнения: «Расскажи, что слева от тебя, а что справа (спереди, сзади)»; «Кто что заметил слева?»; «Где сейчас Незнайка и Петрушка?» (Незнайка впереди, около двери, а Петрушка сбоку, около окна); «Матрешки гуляют» (большая матрешка впереди, маленькая — за ней, а самая маленькая — рядом с большой и т. п.); «Кто, где спрятался?» и др.
Благодаря этим
педагогическим условиям и рекомендациям
успешнее формируется творчество у детей
пятого года жизни в процессе ознакомления
с предметным миром.
Заключение:
В результате проведённой опытно – экспериментальной работы по формированию творчества у детей средней группы в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр можно сделать следующие заключения:
1.Необходимо продолжать использовать новые информационные технологии; проводить специальные занятия, для которых необходимо правильно подбирать наглядный материал. Знакомить с различными материалами, чтобы ребенок имел возможность выделить их свойства. Не ограничиваясь при этом только демонстрацией свойств и качеств материала, а предоставлять каждому ребёнку свой материал.
2.Продолжать обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов; учить группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия, как «посуда», «транспорт», классификации посуды — кухонная, столовая, чайная. Тем самым у детей будет воспитываться умение, объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом использовать соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребенок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в том, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки.
3.Для знакомства с предметами можно использовать загадки. К сожалению, дети, как правило, не умеют их отгадывать. Поэтому в средней группе желательно проводить занятия по выработке умения отгадывать загадки. На этом занятии воспитатель должен учить детей выделять те признаки предмета, которые описаны в загадке.
4.Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях очень удобно использовать дидактические игры.
5.При знакомстве детей с предметным миром, воспитатель должен объяснить им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Он придумывает предметы, которые ему необходимы, затрачивает на их изготовление много труда, и поэтому ко всему нужно относиться бережно. Необходимо учить этому детей, например: напоминать, что накрывая на стол, нужно аккуратно обращаться с посудой, потому что она может разбиться; рассматривая книгу, аккуратно переворачивать страницы, так как бумага — материал непрочный и книга может порваться и т.д.
По результатам, проведённой мною диагностики, видно, что необходимо продолжать формировать творчество у детей в процессе ознакомления с предметным миром и особо уделить внимание Богдану Г., Артуру Д., Кириллу Л. С ними необходимо чаще заниматься: учить выделять свойства предметов, их признаки; показывать, как группировать и классифицировать предметы по признакам; знакомить с обобщающими признаками предметов используя при этом сам материал и дидактические игры, разработанные О.В.Дыбиной, такие как: «Будь внимателен», «Найди предметы», «Не ошибись», «Назови предмет», «Что лишнее», «Угадай, что из чего сделано», «Мастерская по ремонту», «Найди пару», «Отгадай материал», «Что из чего изготавливают…?» и др. (См. приложение №…). Учить составлять полный развёрнутый рассказ о предмете, вызывая при этом интерес к занятию.