Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49
Благодаря сенсорным
играм дети узнают о своих физических
и чувственных возможностях, о
свойствах окружающих их вещей.
В моторных
играх дети получают огромный эмоциональный
заряд, упражняются в координировании
движений своего тела. Как свидетельствуют
недавние исследования, игра
– возня также приносит ребёнку немалую
пользу. Она учит сдерживать свои чувства,
контролировать импульсивные желания
и помогает избавиться от многих негативных
привычек, которые не одобряются группой.
Замечено, устраивать «кучу – малу», свойственно
детям всех стран мира.
В языковых
играх дети экспериментируют с ритмическим
строением и мелодикой речи; охотно объединяют
слова друг с другом, придавая им свежее
и оригинальное значение. По меткому замечанию
Г. Крайга, дети играют со словами, чтобы
посмеяться над миром и проверить, насколько
хорошо они его понимают.
Сюжетно
– ролевая игра включает в себя
не только имитацию чьего – то поведения,
но также значительный элемент фантазии
и новые способы взаимодействия. В ролевых
играх дошкольники проверяют свои социальные
знания. Исполняя какие – то роли, подражая
героям сказок или взрослым, дети развивают
способность к символической репрезентации:
они начинают замещать конкретные объекты
и события символами. Ролевая игра – это
своего рода эксперимент с различными
моделями поведения ребёнка. Например,
играя в больницу с куклами, дети выступают
в разных ролях: врача, больного,медсестры,
водителя «скорой помощи». Подобные игры
помогают детям выразить свои чувства,
разрешить внутренние конфликты.
Игра
– мощный ресурс,
которым ребёнок
распологает, чтобы
по возможности совладать
с этими проблемами,
страхами, неясными
порывами, психической
и физической слабостью,
неуверенностью в
себе и в любви
ближних. Патриарх игровой психотерапии,
американский профессор Г. Л. Лендрет утверждает,
что ребёнок может самостоятельно справиться
с любой психологической травмой. Главное
условие для этого – не мешать ребёнку
выразить свои переживания в игре. «Обыграв»
травму, ребёнок изживает её, вырабатывает
своего рода стратегию поведения в новом
мире.
Игры
с правилами
и игры – состязания
требуют от детей, становящихся старше,
владения определёнными когнитивными
навыками – необходимо знать правила,
учитывать последствия тех или иных действий,
уметь выигрывать и проигрывать. Подобные
игры одновременно способствуют развитию
этих навыков.
Играя
с физическими
объектами и материалами
(например с песком, водой, камнями, глиной,
мелом и др.), дети узнают об их свойствах
и тех законах, которым эти объекты подчиняются.
Конструктивная
игра обогащает ребёнка информацией,
которую он может использовать для расширения
своих знаний, для достижения ещё более
высокого уровня понимания и умения. Согласно
Г. Крайгу, постепенно дети научаются сравнивать
и классифицировать объекты и начинают
лучше разбираться в различных понятиях
– таких как размеры, форма, материал.
Вдобавок, благодаря активной игре, дети
приобретают разнообразные умения, которые
позволяют им чувствовать себя более уверенно
и в физическом и эмоциональном отношении
(Г. Крайг Психология развития. /Пер. с англ.
: Н. Мальгина и др. С.- П. 2000г.).
Для ребёнка
игра – дело серьёзное. Он хорошо различает,
где игра, а где реальность. В
этом ему помогают объективные ограничения
вещей и опыт взрослых.
Исследователи
детских символических и ролевых
игр обнаружили, что с возрастом дети всё
более умело разграничивают вымышленное
и реальное. Дети совершают всё более частые
и резкие переходы от реальности к фантазии
и обратно.
Не случайно
наиболее показательным признаком
нездоровья ребёнка является отсутствие
интенции играть. Игра позволяет ребёнку
пережить свой опыт возможного. «Игра
есть исключительная возможность человеческого
бытия» (Е. Финк). Возможность как модус
человеческого бытия наиболее полно обнаруживается
в форме игры. Педагоги периода детства
единодушны в выводах: чем увлекательнее
будут взрослые истории для детей, чем
занимательнее будут игры, тем интереснее
и насыщеннее будет страна бетсва. В своеобразном
тандеме «ребёнок – взрослый» от последнего
требуется максимальная отдача. В творческом
тандеме «педагого – ребёнок» (взрослый
– ребёнок) первый несёт начало значимости,
второй – начало новизны.
В сущности, играя
с чем – то и с кем –
то, ребёнок играет с самим собой,
со своими собственными стихиями. Через
игру он овладевает этими стихиями только
ему присущим индивидуальным способом.
В игре репрезентируются, исполняются,
проигрываются различные ситуации, фантастические
проекты, переживания, состояния. В игровой
форме достигается наибольшая возможность
для их «варьирования и перекомбинирования».
Причём в большой степени, чем с реальными
предметами. Творческие возможности в
игре превращаются в способности.
Ребёнок с увлечение
играет один. Но подлинная игра возникает
тогда, когда он играет с кем
– то. Он верит в неповторимость
и уникальность своего существа. Игра
(в широком смысле) выводит ребёнка за
пределы его собственной телесной ограниченности.
Он попадает в мир трансперсональной возможности,
приобретает опыт трансцендентности.
Игра есть « язык трансцендентности» (М.
Хайдеггер).
В игре формируется
не только опыт возможного, фантазии, воображения,
но и опыт подражания, сочувствия и
сопереживания. Ребёнок обогащается
наиважнейшим опытом неартикулированного
(ещё не адекватного) понимания целостности
игровой ситуации. К примеру, время,
пространство и игроки – это одна ситуация,
а время детских обязанностей, пространство
должного и необходимого – другая. Ребёнок,
который не различает игровую ситуацию
и ситуацию реальности, скорее болен. Доказано,
что столкновение возможного и реального
приводит к переживанию ограниченности.
Сильный прессинг обстоятельств и взрослых
вызывает ощущение ущербности, инфантильности
с тенденцией к комплексу неполноценности,
к инфантильности (А. Адлер).
Как уже отмечалось,
игра способствует интенсивному развитию
мышления, эмоций, воображения, сознания.
Кроме того, игра упорядочивает не только
поведение ребёнка, но и его внутреннюю
жизнь. Игра является практически единственной
областью, где ребёнок может проявить
инициативу и творческую активность. И
в то же время в игре ребёнок учится контролировать
и оценивать себя, понимать свои поступки.
« Именно самостоятельное регулирование
действий превращает ребёнка в сознательного
субъекта жизни, делает его поведение
осознанным и произвольным» ( Смирнова
Е. «Современный дошкольник: особенности
игровой деятельности» Дошкольное воспитание.
– 2002г. № 4).
По наблюдениям
психологов, важнейшей ступенью в развитии
мышления ребёнка является тот момент,
когда он начинает обращать внимание на
то, что между предметами, с которыми он
действует, может быть установлена связь.
Во всяком предмете важно то, как данный
предмет используют люди. Ребёнок не в
состоянии самостоятельно «разглядеть»
это скрытое внутрь свойство вещей. Именно
открытие назначения предметов с помощью
взрослых, утверждает Л. Павлова, как раз
и превращает простое манипулирование
в предметную деятельность. Действия с
предметами – орудиями (игрушками –орудиями)
оказывают наиболее существенное влияние
на интеллектуальное развитие ребёнка.
С помощью ознакомительных игр, в основе
которых лежит познание свойств предметов,
ранний период детства наполнен смыслом
и творческим содержанием.
Дошкольный возраст
справедливо назван самым благодатным
периодом для формирования личности.
Вот почему ни родителям, ни воспитателям
не следует предаваться иллюзиям, что
эти способности разовьются сами по себе,
без помощи взрослых в более зрелом возрасте.
Джудит Спитлер
Мак – Ки, доктор педагогики, специалист
в области развивающей
На мой взгляд,
ценность этих простых игровых ситуаций
в том, что они позволяют участникам
не бояться проиграть или оказаться не
на высоте. При этом дети убеждаются в
том, что у них надёжные тылы (понимающие
и любящие родители). У детей появляется
искреннее желание сотрудничать со взрослыми
и ровесниками. « Эта уверенность, в свою
очередь, рождает надежду на ближайшее
будущее и принципиальную веру в то, что
в этом мире существует определённый порядок,
некие «правила игры», благодаря которым
многое в жизни становится возможным»
(Кэрролл Л., Тоубер Д. « Дети Индиго. Новые
дети уже пришли» 2001г.).
Замечено, что
на рубеже веков происходит и смена
концепции в области
1.3. Роль дидактической игры в формировании творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
В дошкольной педагогике издавна одним из эффективных форм обучения детей рассматривается дидактическая игра (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А. П. Усова, А.Н. Давидчук и др.), посредством которой решаются различные образовательные и воспитательные задачи. Эта форма обучения специально создаётся и организуется взрослым, который является автором и организатором игры, определяет её содержание, правила, игровые действия и учит детей играть. Как отметил А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой форму переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым составителем был народ, подметивший удивительную особенность детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были изданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью культуры. Анализ этнографического, фольклорного ( Е.А. Покровский, Т.С. Виноградов, О.И. Капица, М.Н. Мельников и др.), педагогического изучения дидактических игр ( К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Г.Н. Гришина и др.) даёт основание считать, что в их содержании отразились быт, характер, национальные традиции каждого народа.
По мнению Т.А. Куликовой, содержание народных дидактических игр «событийно», т. е. отражает какой –либо случай, происшествие, вызывающее определённый эмоциональный отклик у ребёнка и обогащающее его социальный опыт («Фанта», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и т. д.). все народные дидактические игры независимо от создателя характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий и ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф.Фребель, утверждал, что ядром педагогической работы с детьми является игра. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка – влечение, инстинкт, основная деятельность, жизнь. Фребель Ф. разработал систему дидактических игр с разными игрушками, материалами ( мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), в которой игры расположены строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками для усиления обучающего воздействия игр. Однако жёсткая регламентированность деятельности ребёнка, усвоение знаний в ущерб занимательности, методика проведения дидактических игр, основанная только на копировании действий взрослого, вызвали критику известных педагогов ( К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, Е.И. Тихеевой).
Согласно педагогической системе Марии Монтессори, игра должна быть только обучающей, иначе это «пустая игра», не влияющая на развитие ребёнка. М.Монтессори создала дидактический материал для игр: клавишные доски, кубы – вкладыши, числовые штанги, рамки с застёжками и др. Действия с дидактическим материалом обеспечивают сенсорное развитие детей. Ребёнок приобретает знания, упражняет свою активность, наблюдательность и дисциплину.
Иной подход к дидактическим играм представлен в педагогической системе Е.И. Тихеевой (в первой половине 20 века). Во-первых, дидактическая игра рассматривается как один из компонентов воспитательно - образовательной работы с детьми; во-вторых, выбор игры должен быть обусловлен интересами ребёнка и его возможностями; в-третьих, задачи дидактической игры должны обеспечивать формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени и пространстве; в-четвёртых, содержанием дидактических игр должна стать окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Дидактический материал, разработанный Е.И. Тихеевой, актуален и используется в работе дошкольных образовательных учреждений.