Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 1960-е годы в связи с разработанной теорией сенсорного воспитания (Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.). Большой вклад в теорию и практику дидактических игр внесла А.К. Бондаренко, которая обосновала их (как форму обучения, как самостоятельную деятельность, как средство всестороннего воспитания ребёнка), исследовала стадии развития дидактической игры, а также определила этапы руководства дидактическими играми.
Современные
психологические и
В теории и практике дошкольного образования дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других – иные.
Чаще всего игры соответствуют содержанию обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром (природой, предметным миром и т.д.), по математическому, речевому развитию, по развитию детского интеллекта и т. д.
Широкое
использование дидактических
Представления
у детей о предметном мире, как
основу для его творческого
Дидактические игры обеспечивают процесс познания ребёнком своих творческих возможностей через ситуации, связанные с выполнением творческих заданий, создают условия для выполнения различных по статусу ролей («ученика», «знатока», «незнайки», «друга» и т. п.). Дидактические игры разработанные Дыбиной О.В. создают условия для проявления потребности быть самостоятельным, умным, знающим, как взрослый; эмоциональный характер игры позволяет усиливать появившуюся потребность, закреплять и повышать степень её выраженности. Кроме того, у детей появляется желание «творить».
Информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность дидактических игр в исследованиях Дыбиной О.В. определяется как содержанием, так и другими структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфические способы решения задач. Например, в игре «Петрушка идёт трудиться», для детей пятого года, предлагается такая мотивация: «Приходит письмо от Петрушки, в котором тот рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а ещё помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь, полить цветы, навести порядок в комнате (убрать на место игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Однако Петрушка запутался в предметах – орудиях труда и просит ребят помочь».
Таким образом, мотивация определяет «программу» игровых действий. Эмоциональная насыщенность игровых действий в дидактических играх, разработанных Дыбиной О.В. для ознакомления с предметным миром, очевидна. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием соединяют точки, выбирают предмет, доделывают и ремонтируют его, устанавливают на место недостающие части, собирают разрезные картинки, подпрыгивают, приседают, загадывают, отгадывают и т. д.
Особая роль отводиться играм, стимулирующим творческие проявления. Детям предлагалось видоизменять знакомые игры (придумывать новые игровые действия) и создавать новые варианты. Здесь имеет большое значение взаимоотношение воспитателя и детей. Важно увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, определить его сильные стороны и опираться на них в решении задач, помочь отдельным детям почувствовать уверенность в себе, использовать предвосхищаемую положительную оценку.
В соответствии
с разработанной моделью
Каждая группа дидактических игр имеет внутреннее деление по использованию тех или иных игровых действий.
Игры первой группы направлены на рассмотрение предмета с трёх позиций: предмета как такового; предмета как результата деятельности взрослого; предмета как творения человеческой мысли. Их целями являются обогащение опыта детей представлениями и сведениями об окружающих предметах; развитие понимания ретроспективны и перспективы предметного окружения, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.
Дидактические игры представлены в определённой последовательности. Усложнение дидактических игр идёт от умения детей определять только способ действия конкретных предметов к умению называть способ использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и далее к умению устанавливать причинно – следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой (что не дала человеку природа, он создал сам), к ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.
К играм
первой группы относятся следующие
серии игр:
Игры второй группы направлены на развитие у детей способов действий разного характера. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост, творческие проявления.
К играм
второй группы относятся следующие
серии игр:
Серию «Игры – эксперименты» составляют игры: « Почему птицы могут летать, а человек нет?», «Морской бой», «Теневой театр», «Мы – фокусники», «Как согреть руки?», «Удивительное стекло» и т.д. «Игры – опыты»: «Уличные тени», «Световой луч», «Мир бумаги», «Мир тканей», «Вкусный опыт», «Коробка с секретом» и т.д.
Восприятие и усвоение представлений о предметном мире, овладение способами действий улучшаются при использовании серии «алгоритмические игры». Разработанные игры направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предмета как продукта творческой мысли взрослых, понимать причинно – следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
Игры третьей группы направлены на приобщение дошкольников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как ещё можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.
Дыбиной Ольгой Витальевной была разработана серия дидактических игр, моделирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором появляются возможности для развития воображения, мышления (актов творчества), раскрытия творческого потенциала. Чтобы обучить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать у них навыки находить как можно больше вариантов и способов использования предметов (многообразие форм использования), расширять понимание многофункциональности. Это серия «Игры – преобразования», к которым относятся игры типа «используй по – другому»: «Магазин», «Назови по – другому», «Сделай по – другому», «Можно – нельзя» и т. д.
Данные игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, применяя имеющиёся опыт, используя действия разного характера. При этом игры – преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В ходе игр – преобразований дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников). В среднем дошкольном возрасте они учатся умению ставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также учатся умению проявлять инициативу и творчество в решении задач.
Разработанная
Дыбиной О.В. система дидактических
игр имеет педагогическую ценность
и направлена на формирование творчества
как интегрального качества личности.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.
2.1. Изучение сформированности творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.
Констатирующий этап опытно – экспериментальной работы проводился на базе МДОУ детского сада №15 Узловского района, п.г.т. Дубовка, в группе детей пятого года жизни. В опытно – экспериментальной работе принимали участие 7 детей пятого года жизни из числа, постоянно посещающих детский сад, с нормой развития:
Цель констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы – определить уровень сформированности творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр. Задачи: