Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически доказать, что фонетическая зарядка является средством формирования произносительных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку


Объект: формирование произносительных навыков.


Предмет: фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков.


Задачи:


1) Проанализировать научную литературу по данной теме;


2) Раскрыть понятия «навык»,«произносительный навык»;


3)Рассмотреть цели, задачи и технологию обучения произносительной


стороне;


4) Выявить особенности формирования слухо-произносительных навыков на уроках немецкого языка в начальной школе;


5)Определить роль и место фонетической зарядки на уроках немецкого языка;


6) Подобрать материал для проведения фонетической зарядки в начальной школе.

Содержание

Введение


ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНАСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ


1.1 Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку


1.2. Цели, задачи и содержание произносительной стороне речи


1.3. Технология обучения произносительным навыкам


1.4 Особенности формирования слухо-произносительных навыков немецкого языка


ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


2.1 Роль и место фонетической зарядки на уроке немецкого языка у младших школьников


2.2.Упражнения для обучения произносительной стороне речи


2.3. Подборка дополнительного материала для проведения фонетической зарядки на различных этапах урока


1) Для проведения фонетической зарядки в начале урока


2) На этапе формирования грамматических навыков


3) На этапе формирования лексических навыков


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку.docx

— 67.20 Кб (Скачать)

Проводит одновременное  декламинирование учителем и детьми рифмовки в целом.

     Последнее  прочтение рифмовки рекомендуется  проводить громко. 

     Во  время разучивания учитель должен  подойти к каждому ребёнку  и прислушаться, правильно ли  он проговаривает материал. Если  требуется, откорректировать. Поскольку  с третьего раза чтения рифмовки  внимание детей ослабевает, а  текст ещё недостаточно хорошо  заучен, учитель меняет форму  повторения. Он может предложить  детям встать и повторять за  ним стоя. При прочтении учитель  делит детей на две группы. Каждая проговаривает строчку  за строчкой, или соревнуется  - «чей шепот громче». 

     Во  время декламинирования рифмовок  учитель должен обращать внимание  на правильность и рациональность  использования выдоха, приучая детей  произносить небольшие фразы  на одном дыхании. Совершенствованию  речевого дыхания способствует  произнесение рифмовок в замедленном  темпе, что в свою очередь  позволяет тщательно отработать  произношение звуков, слов. 

     Для  того чтобы развить чувство  темпа-ритма, учителю необходимо  включать задания на размеренное  чтение рифмовок и хоровое  исполнение в заданном темпе  (медленно - умеренно - быстро). 

     Для  формирования силы голоса рифмовка  произносится громче - тише шёпотом  или шёпотом - тише - громче. 

     Каждая  новая рифмовка вводится после  повторения уже выученных. Отсюда  возрастает запас выученных рифмовок. Чтобы сохранить интерес к  данному виду работы и чтобы  ученики не забыли в дальнейшем  выученные рифмовки, можно использовать  следующие задания: 

     *учитель  начинает произносить рифмовку, дети хором её завершают; 

     *учащиеся  отгадывают рифмовку по одному  названному учителем слову или  названию рифмовки; 

     *ученики  по очереди должны назвать  одно за другим слова рифмовки, стараясь не ошибиться. При  этом можно начинать как с  первого слова, так и с последнего; 

     *один  из учащихся «играет» рифмовку, используя мимику и жесты, и  просит назвать рифмовку, о которой  идёт речь; 

     *учащимся  даются вперемежку слова из  известных рифмовок, и предлагается  объединить их в группы, расположить  в правильном порядке и дополнить  недостающими словами; 

     *кто  из детей назовёт больше рифмовок; 

     *соревнования  в командах. Называется поочерёдно  по одной рифмовке. Выигрывает  та команда, которая назовёт  больше рифмовок [24,с.56]. 

     Вопросно-ответные  упражнения по рифмовке: 

     War es ein kleiner Junge?- Ja, es war. 

     Wie war er?- Er war mal brav,mal bose. 

     Welche Haare hatte er? - Er hatte blonde Haare. 

     Kann er Roller fahren? -Ja,Er kann. 

     Hatte er einen Hund? -- Ja,Er hatte einen Hund. 

  

      3)На  этапе формирования лексических  навыков 

     На  этом этапе лучше применять  песни. В песнях часто встречаются  имена собственные, географические  названия, религии страны изучаемого  языка, знакомит с его стилистическими  особенностями. 

     На  песенной основе значительно  легче усваивается лексический  материал. 

     Для  фонетической зарядки подойдут  короткие, лёгкие песенки с частыми  повторами и чётким ритмом. Для  этой цели хорошо подходят  детские песенки, например: 

     Wir sind hier. 

     Hier sind wir. Wir lernen Deutsch. Deutsch lernen wir. 

     Или: Eins, zwei, drei, vier, 

     Deutsch lernen wir. 

     Eins, zwei, drei nur zu! 

     Deutsch lernst du im Nu! 

     Из  песенки они узнают, немцы при  встрече обязательно зададут  вопрос: «Wie geht es?», а в ответ  могут услышать: «Danke, primal», «Danke, gut!». 

     Все  эти подробности дети узнают  из весёлых, ритмичных песенок.  С их помощью учащиеся запоминают  без труда этикетные формы  общения. 

     С помощью  песен учениками значительно  легче усваивается как лексический,  так и грамматический материал. К каждой теме можно подобрать  соответствующую песню. Например, при изучении спряжения глаголов  можно работать с песней «Elen-Mehlen-Manze, schau mal, wie ich tan 

     Формирование  устойчивых слухо-произносительных  и ритмико-интонационных навыков  является длительным процессом,  поэтому работа над произношением  должна иметь место на всех  ступенях обучения. 

     Упражнения, направленные на формирование  слухо-произносительных навыков,  принято делить на две большие  группы: 

     1. Упражнения  в слушании. 

     2.Упражнения  в воспроизведении. 

     Эти  две группы тесно связанны  друг с другом, и они обе  необходимы для развития как  слуховых, так и произносительных  навыков. 

     Упражнения  в слушании. Количество видов  собственно фонетических упражнений  в слушании сравнительно невелико, и все они направлены преимущественно  на развитие фонетического слуха  и установление дифференцированных  признаков изучаемых или повторяемых  фонем и интонем. 

     Слушание  должно быть активным, поэтому  оно всегда должно сопровождаться  заданием, концентрирующим произвольное  внимание ученика на определенной  характеристике фонемы или интонемы. 

     Упражнения  могут выполняться на слух  и с использованием графической  опоры. 

     В качестве  примера первых упражнений можно  привести следующие задания: 

     Прослушайте  ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте  пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы;  прослушайте предложение и скажите,  сколько раз в нем встретился  звук [...]. 

     Упражнения  в воспроизведении. Эффективность  данной группы упражнений, направленных  на формирование собственно произносительных  навыков учеников, значительно возрастает, если воспроизведению предшествует  прослушивание образца, независимо  от того, тренируется новый материал  или повторяется ранее изученный. 

     Материалом  этих упражнений служат отдельные  звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Они могут быть  организованны:

По принципу аналогии (все примеры содержат один и тот  же признак).

По принципу оппозиции (примеры подобраны так, что в  них противопоставляется какой-либо признак). 

     * Либо  даны в произвольной последовательности. 

     В первых  двух случаях упражнения выполняют  тренировочную функцию, а в  последнем - преимущественно контрольную.  Примеры заданий выполняемых  на слух: 

     Произнесите  звуки/ слоги/ слова/ словосочетания/ предложения, 

     обращая  внимание на  (указывается признак)  вслед за учителем; 

     припомните  слова содержащие звук [...]; повторите  предложение, добавляя к нему  подсказанное учителем слово. 

     Помимо  специальных упражнений для подстановки,  поддержания и совершенствования  произношения учеников широко  используется заучивание наизусть  скороговорок, рифмовок, стихотворений,  диалогов, отрывков из прозы и  чтение вслух отрывков текстов,  изучаемых по учебнику. Эти виды  работ преследуют две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности  произношения и, во-вторых, его  беглости. 

     Соответственно  различают две стадии работы. На первой стадии текст заучивается  под руководством учителя, в  результате ученики получают  оценку за правильность чтения. Только после этого наступает  вторая стадия работы, направленная  на ускорение чтения уже разученного  стихотворения/ диалога/ отрывка  из текста: от ученика требуется  не только правильное, но и  беглое произношение. 

     Перечисленные  выше и аналогичные им упражнения  используются на всех ступенях  обучения, хотя их назначение  при этом несколько различно: на начальной ступени их' целью  является формирование слухо-произносительных  навыков; на средней и старшей  ступенях они направлены на  предупреждение ошибок. Поэтому  их следует выполнять при овладении  новым языковым материалом, перед  соответствующими упражнениями  в устной речи и перед чтением  текстов. 

     С теми  же целями в начале каждого  урока рекомендуется производить  так называемые фонетические  зарядки, в которые учитель  включает наиболее трудный в  фонетическом отношении материал  из предстоящего урока: ту или  иную ритмико-интонационную модель, группу звуков и т. д. Зарядка  может включать 1-2 задания приведенных  выше видов, которые выполняются  учеником и хором, и по очереди. 

     Упражнения, направленные на формирование  ритмико-интонационных навыков в  различных типах предложений:  вопросительных, побудительных, сложноподчиненных  и сложносочиненных предложениях [39]. 

     При  оценке правильности речи ученика  следует различать фонетические  и фонологические ошибки. Первые  искажают качество звучания, но  не нарушают смысла высказывания; вторые искажают содержание высказывания  и тем самым делают речь  непонятной для собеседника. В  соответствии с принятой аппроксимацией  наличие ошибок первого вида  допускаются в речи ученика  и при оценке ответа во внимание  не принимаются, фонологические  же ошибки расцениваются как  нарушение правильности речи. 

     Бим  И. Л. говорит о том, что  можно разграничить фонетические  упражнения по уровням организации  материала; а именно: 

     1. Упражнения  на уровне отдельных звуков. 

     Задача: отработка произношения изолированных  звуков, например, в упражнениях  типа Hört zu und sprecht nach. Beachtet...(указывается,  на что обратить внимание): а,  е, i, о, u - aus bist du! 

     2. Упражнения  на уровне звукосочетаний. 

     Задача: предотвратить "палатализацию  и т. п. Задание может быть  сформулировано так же, как в  1: 

     Didi-dada-dede-dudu; didl-dadl-dumm-dumm; li- li, le-le, la-la, lo-lo, lu-lu и т.д. 

     3. Упражнения  на уровне слова. 

     Задача: отработать развитие фонематического  слуха, например: Hort zu und sprecht nur die Worter mit [e:] nach: 

     Liegen - legen; LieB - lesen; sehen - sieht; ihr - er и т.д. 

     Сюда  относятся упражнения на ударение  в простых, производных и сложных  словах. 

     4. Упражнения  на уровне словосочетания. Задача: отработать твердый приступ. Задание  как в 1: 

     Ich auch; aus bist du; ich heiβe; auch du; das ist и т. д.  Особое значение имеет работа  над интонационным оформлением  словосочетания, например: 

     Hort zu und sprecht nach. Macht keine Pausen in der Mitte: In der Schile; in der Klasse; auf dem Tisch и т. д. 

     5. Упражнения  на уровне предложения. 

     Задача: отработать звуки в речевом  целом, фразовое предложение и  т. д. Задание как в 1: 

     Das ist unser Schulhof. Die Kinder spielen Ball. 

     6. Упражнения  на сверхфразовом уровне: 

     Задача: отработать дифференцировку интонационных  моделей: 

     Das ist ein Junge. - Ist das Jan? Wie ist das Wetter? - Ist es kalt? 

     Внутри  этой классификации упражнения  могут быть разграничены по  выполняемым операциям. Так, все  указанные примеры упражнений  строились на отработке следующих  операций: восприятия и воспроизведения  (примеры 1, 2, 4, 5), восприятия, дифференцировки  и выборочного воспроизведения  (примеры 3, 6). Последние требуют  большего анализа, самостоятельности  [5]. 

     Маслыко  Е. А. говорит, что формирование  фонетического навыка предполагает  перестройку привычной артикуляции  на основе установления сходства  и различий в произнесении  звуков в родном и иностранном  языках, формирование фонематического  слуха, а также овладение техникой  произнесения иноязычных звуков  в слове, словосочетании, предложении  и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения. 

Информация о работе Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку