Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически доказать, что фонетическая зарядка является средством формирования произносительных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку


Объект: формирование произносительных навыков.


Предмет: фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков.


Задачи:


1) Проанализировать научную литературу по данной теме;


2) Раскрыть понятия «навык»,«произносительный навык»;


3)Рассмотреть цели, задачи и технологию обучения произносительной


стороне;


4) Выявить особенности формирования слухо-произносительных навыков на уроках немецкого языка в начальной школе;


5)Определить роль и место фонетической зарядки на уроках немецкого языка;


6) Подобрать материал для проведения фонетической зарядки в начальной школе.

Содержание

Введение


ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНАСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ


1.1 Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку


1.2. Цели, задачи и содержание произносительной стороне речи


1.3. Технология обучения произносительным навыкам


1.4 Особенности формирования слухо-произносительных навыков немецкого языка


ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


2.1 Роль и место фонетической зарядки на уроке немецкого языка у младших школьников


2.2.Упражнения для обучения произносительной стороне речи


2.3. Подборка дополнительного материала для проведения фонетической зарядки на различных этапах урока


1) Для проведения фонетической зарядки в начале урока


2) На этапе формирования грамматических навыков


3) На этапе формирования лексических навыков


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку.docx

— 67.20 Кб (Скачать)

     Итак, достаточный уровень развития  слухо-произносительных навыков  у учащихся является непременным  условием успешного формирования  разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание  на слух), чтения (вслух и про  себя) [17]. 

  

      1.2. Цели, задачи и содержание обучения  произносительной стороне речи  

     Согласно  методике И.Л. Бим, обучение  произносительной стороне речи - это овладение слухо-произносительной  стороной говорения и чтения, а именно:

умениями слушать  и слышать, развитие фонематического  слуха;

навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой немецкого  языка, способами     интонирования 

     3) развитие  внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы  для внешней речи. 

     В программных  требованиях курса начального  обучения перед учителем ставятся  следующие задачи, направленные  на постановку произношения младших  школьников:

Формирование слухо-произносительных навыков, т.е. фонемно - правильного  произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при восприятии речи других людей;

Формирование ритмико-интонационных  навыков, т.е. интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание  речи других людей, а также развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы для  внешней речи [3]. 

     От  умения слушать и слышать зависит  умение произносить. И то и  другое влияет на развитие  внутренней речи, а последняя  во многом определяет развитие  произносительных навыков и внешней  речи в целом. Учащиеся должны  уже на первом году обучения  овладеть: 
 

     Произношением  немецких звуков, доведенным до  автоматизма, изолированно в составе  слова, словосочетания, в потоке  речи;

Созидательно управлять  воспроизведением звуков, не имеющих  аналогов в родном языке;

Изолированно в  слове, словосочетании, в потоке речи различать звуки на слух (как смыслоразличительные признаки фонем, так и не смыслоразличительные признаки речи). 

     Ко  всему перечисленному младшие  школьники должны усвоить две  основные интонационные модели  предложения: с понижающейся в  логике мелодией (например, в утвердительном  предложении, вопросительном предложении  с вопросительным словом и  др.) и с повышающейся мелодией (вопросительные предложения без  вопросительного слова) для выражения  сомнения, удивления. Разумеется, эти  модели не охватывают всего  многообразия немецкой интонации,  но, с точки зрения принципа  минимизации, могут считаться,  по мнению И.Л.Бим, для начальной  ступени достаточными [2]. 

     Она  считает, что по окончании курса  начального обучения произношению  учащиеся должны уметь не только  слушать и слышать немецкие  звуки в речи других людей  и владеть доведенным до автоматизации  произношением, но и правильно  воспроизводить интонацию изучаемого  языка, выражая при этом различные  эмоциональные оттенки (удивление,  грусть, радость,...), различать интонационную  структуру фраз изучаемого языка. 

     Если  учащийся, пользуясь речью, достигает  взаимопонимания, следовательно,  он в основном владеет немецким  произношением. 

     Таким  образом, необходимо добиваться  от школьников относительно правильного  произношения. Речь идет об опоре  на принципы аппроксимации, т.е.  о приближении к желаемому  результату. 

     К сожалению,  следует сказать, что в условиях  начальных классов вряд ли  можно добиться абсолютно правильного,  близкого к речи носителя языка  произношения. Здесь критерием нормативности  выступает так называемая интеллигибельность  речи. Имеется в виду ее понимаемость. Если учащийся, пользуясь речью,  достигает взаимопонимания, следовательно,  он в основном владеет немецким  произношением. 

     Цели  и задачи обучения произносительной  стороны речи определяют его  содержание. Содержание обучения  немецкому произношению составляют  единицы языка данного уровня, т. е. звуки, звукосочетания, интонемы (интонационные модели) и единицы  речи: фразы, в частности, разные  коммуникативные типы предложения  и связный текст (в том числе  стихотворный), а также конкретные  действия с этими единицами.  С одной стороны, это действия  по их восприятию, расчленению и синтезированию в целостные значимые образы, удержание их в памяти, с другой -- их проговаривание, воспроизведение, продуцирование. 

     Обычно  считается, что овладение немецким  произношением не вызывает особых  трудностей у учащихся. Однако  в условиях школы существенно,  сколько времени учитель будет  на это затрачивать. Необходимо  так организовать обучение произносительной  стороне речи, чтобы в поле  зрения учителя с первых шагов  работы в начальных классах  были бы фонетические явления,  вызывающие наибольшие трудности  у учащихся. 

     Обычно  все немецкие звуки делят на: 

     -сходные  со звуками русского языка,  т. е. не имеющие особо существенных  различий, например: [a], [d], [m], [n]; 

     -имеющие  некоторые различия, например: [о], [u], [t]; 

     -имеющие  большие различия, например: [е:], или  полностью отсутствующие в русском  языке: [с.], лабиализованные гласные. 

     Можно  считать, что фонетический минимум  для начальных классов должен  включать все звуки и фонетические  явления, характерные для немецкого  произношения и вызывающие определенные  трудности у учащихся. Это прежде  всего:

долгота и краткость  гласных, их закрытость и открытость;

звуки: [е:], [с], [h], [1], лабиализованные гласные, а также  дифтонги;

стабильность артикуляции  долгих гласных;

твердый приступ  в начале слова и слога;

аспирация глухих согласных;

приглушенность звонких  согласных;

отсутствие палатализации;

фразовое ударение (безударность артикля, отрицания) и  других служебных слов;

ударение в словах с отделяемыми и неотделяемыми  приставками;

ударение в сложных  словах;

интонация вопросительного  предложения без вопросительного  слова; 

     Работа  над всеми этими явлениями  предусмотрена в действующих  учебно-методических комплектах  для начальных классов по немецкому  языку. 

     Подводя  итог, можно сделать вывод, что  главной задачей при формировании  фонетических навыков на начальном  этапе является овладение слухо-произносительной  стороной говорения и чтения  и развития внутренней речи  как психофизиологической основы  для внешней речи [3]. 

     Рассмотрев  методику обучения произносительной  стороне речи в начальных классах  И.Л. Бим, можем заметить, что  цели и задачи обучения определяют  его содержание.  

     1.3. Технология  обучения произносительных навыков  

     Продуктивное  владение фонетической стороной  иноязычной речи (произношением  и интонацией) необходимо для  овладения всеми видами иноязычной  речевой деятельности. [1] 

     Произношение  усваивается младшими школьниками  в основном в ходе имитации  произношения учителя, диктора.  Основным материалом для этого  служат считалки, рифмовки, в которых  вычленяются отдельные звуки,  звукосочетания, целые предложения  и отрабатываются путем многократных  повторений. В отдельных случаях  учителем даются пояснения касающиеся  артикуляции некоторых звуков, а  так же ударений и мелодий.  Особое внимание, по методике  И.Л.Бим, уделяется таким явлениям, как долгота и краткость, открытость  и закрытость немецких гласных  придыхание глухих согласных,  отсутствие палатализации, ударение. Проговаривание может сопровождаться  жестами, мимикой, простукиванием  ритма.[5] 

     В методике  Н.Д. Гальсковой известны три  основных подхода к обучению  данному аспекту языка. Современные  методы построены на эклектике  (механическое соединение разнородных,  часто противоположных принципов,  взглядов, теорий, художественных элементов  и т.п.) или различных вариантов  сочетания основных положений  этих двух подходов. 

     Рассмотрим  подробнее каждый из них и  определим их достоинства и  недостатки. 

     Артикуляторный  подход. Основные теоретические  положения данного подхода были  разработаны советскими учеными-лингвистами:  И.А.Грузинской и К.М.Колосовым. 

     Обучая  согласным звукам, надо обращать  особое внимание на артикуляцию,  палатализацию и аспирацию. 

     Помимо  долготы и краткости, при работе  с гласными звуками следует  обратить особое внимание и  на дифтонги. Иногда начинающие  не слышат разницы между гласным  звуком и производным от него  дифтонгом. 

     Выявив  указанные несовпадения, авторы  данного подхода, сформулировали  основные положения артикуляторного  подхода к обучению. Кратко сводятся  к этому: 

     1.Начинать  обучение иностранному языку  следует с постановки звуков. А для этого необходим вводный  фонетический курс. 

     2.Каждый  звук должен быть тщательно  отработан в отдельности. 

     3. Для  обеспечения чистоты произношения  необходимо изучить работу органов  артикуляции при произнесении  каждого звука. 

     4. Формирование  произносительных и слуховых  навыков идет раздельно. 

     Отсюда  были определены и основные  этапы работы со звуком. 

     1.Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся  с тем, в каком положении  должны быть органы артикуляции  при произнесении звука. 

     2.Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые  должны поставить свои органы  артикуляции в нужное положение. 

     3.Артикулирование,  или собственно произнесение  звука. 

     4.Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое  время сохранить органы артикуляции  в нужном положении, чтобы лучше  запомнить и зафиксировать это  положение. 

     5.Отработка  звука в системе фонетических  упражнений, построенных с учетом  как межъязыковой, так и внутриязыковой  интерференции. Изучаемый звук  произносится в различных комбинациях  с другими звуками, в словах  и словосочетаниях (при этом  считается совсем необязательным  знать значение произносимых  слов). 

     Безусловной  заслугой данного подхода можно  считать создание системы фонетических  упражнений с учетом возможной  интерференции, также то, что формированию  фонетических навыков впервые  стали уделять заслуженное внимание. Однако у этого подхода есть  значительные недостатки. Так профессор  Р.К. Миньяр-Белоручев считает,  что подобные вводные фонетические  курсы отнимают неоправданно  много времени у начинающих, на  частоты навыков при этом не  дают. При переходе от одного  звука к другому наступает  деавтоматизация навыка, что особенно  очевидно при обучении экспрессивной  речи. Обучение произношению в  отрыве от слуховых аудитивных  навыков также слишком эффективно  сегодня, когда целью обучения  является формирование различных  составляющих коммуникативной компетенции. 

     Однако  этот подход не утратил своей  актуальности и сегодня. Его  по-прежнему при работе с определенной  аудиторией. 

     Широкое  применение в методике преподавания  иностранных языков нашел и  другой подход. Он стал основой  разработки многих методов. 

     Акустический  подход. В данном случае упор  делается не на сознательное  усвоение особенностей артикуляции,  а на слуховое восприятие речи  и ее имитацию. Усвоение звуков  идет не изолированно, а в речевом  потоке, в речевых структурах  и моделях. Чистоте фонетического  навыка в данном случае не  придается большое значение. 

     В условиях  краткосрочных курсов обучения  иностранному языку этот подход  полностью оправдывает себя. За  один - два месяца слушатель подобных  курсов должен освоить разговор  на язык, чтобы уметь выжить  в стране изучаемого языка.  Умение говорить почти без  акцента, и умение понимать  беглую речь является частью  фонетического навыка, но обеспечить  их в полном объеме за столь  короткий срок практически невозможно. Интенсив отдает предпочтение  формированию аудитивных навыков,  именно поэтому столь высок  процент аудирования на этих  занятиях. 

Информация о работе Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку