Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически доказать, что фонетическая зарядка является средством формирования произносительных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку


Объект: формирование произносительных навыков.


Предмет: фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков.


Задачи:


1) Проанализировать научную литературу по данной теме;


2) Раскрыть понятия «навык»,«произносительный навык»;


3)Рассмотреть цели, задачи и технологию обучения произносительной


стороне;


4) Выявить особенности формирования слухо-произносительных навыков на уроках немецкого языка в начальной школе;


5)Определить роль и место фонетической зарядки на уроках немецкого языка;


6) Подобрать материал для проведения фонетической зарядки в начальной школе.

Содержание

Введение


ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНАСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ


1.1 Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку


1.2. Цели, задачи и содержание произносительной стороне речи


1.3. Технология обучения произносительным навыкам


1.4 Особенности формирования слухо-произносительных навыков немецкого языка


ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


2.1 Роль и место фонетической зарядки на уроке немецкого языка у младших школьников


2.2.Упражнения для обучения произносительной стороне речи


2.3. Подборка дополнительного материала для проведения фонетической зарядки на различных этапах урока


1) Для проведения фонетической зарядки в начале урока


2) На этапе формирования грамматических навыков


3) На этапе формирования лексических навыков


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку.docx

— 67.20 Кб (Скачать)

     Das ist unser Schulhof. Die Kinder spielen Ball. 

     6. Упражнения  на сверхфразовом уровне: 

     Задача: отработать дифференцировку интонационных  моделей: 

     Das ist ein Junge. - Ist das Jan? Wie ist das Wetter? - Ist es kalt? 

     Внутри  этой классификации упражнения  могут быть разграничены по  выполняемым операциям. Так, все  указанные примеры упражнений  строились на отработке следующих  операций: восприятия и воспроизведения  (примеры 1, 2, 4, 5), восприятия, дифференцировки  и выборочного воспроизведения  (примеры 3, 6). Последние требуют  большего анализа, самостоятельности  [2]. 

     Е.А.  Маслыко говорит, что формирование  фонетического навыка предполагает  перестройку привычной артикуляции  на основе установления сходства  и различий в произнесении  звуков в родном и иностранном  языках, формирование фонематического  слуха, а также овладение техникой  произнесения иноязычных звуков  в слове, словосочетании, предложении  и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения. 

     Овладение  иноязычной интонацией предполагает  формирование аудитивных навыков  восприятия интонационного рисунка  и его адекватное воспроизведение  в процессе говорения и чтения [9]. 

     Е.А.  Маслыко предлагает следующий  комплекс упражнений: 

     1) Упражнения  на артикуляторную гимнастику:

Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть  неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних  и нижних зубов. Губы свободны, не напряженны.

Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и  левой щеки.

Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в  альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.

Откройте рот, максимально  опустите челюсть.

Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней  губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.

Подтяните верхнюю  и нижнюю губу к деснам, обнажая  зубы, но не десны.

Максимально отведите углы губ назад, а затем вперед.

Быстро смените  положение губ.

Подожмите губы, затем  расслабьте их.

Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его  назад к корню.

Произнесите гласные  и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный  уклад (с помощью тактильных, двигательных, слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.

Сомкните спинку языка с мягким небом и произнесите  звук сначала отдельно, затем в  сочетании с гласными и согласными.

Сделайте краткий  выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение на придыхание).

     2) Упражнения  на развитие речевого (фонематического  и интонационного) слуха:

Прослушайте в магнитной  записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские  голоса.

Определите большую  или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм.

Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала  наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.

Устно распределите услышанное на звуки и назовите их.

Определите количество слогов в услышанных словах.

Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков.

Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым  звуком и запишите их в орфографии.

Определите количество слов в прослушанных предложениях.

Составьте слово  из прослушанных изолированных звуков и запишите их в орфографии.

Определите паузы  в звучащем речевом потоке. 

     3) Упражнения  на формирование произносительных  навыков: 

     * Многократно  прослушайте звук во фразе,  слове, затем прослушайте изолированный  звук. 

     * Прослушайте  ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое  произносит диктор.

Подчеркните в предложении  слово, на которое падает ударение.

Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем вслух.

Назовите слова, содержащие определенный звук.

Прочитайте предложения  в утвердительной форме, а затем  трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте  себя по ключу.

Произнесите слова  по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.

Повторите гласные  звуки в оппозиции: глухой/звонкий; носовой/неносовой; палатализованный/непалатализованный.

Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая  внимание на произношение заданного  звука.

Прочитайте текст  по синтагмам вслед за диктором.

Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.

Примите участие  в фонетическом конкурсе [9]. 

     Таким  образом, можно сказать, что  решающим фактором в создании  произносительных навыков, как  и любых других, являются упражнения  в данном случае фонетические. 

     Итак, при составлении и проведении  фонетических упражнений целесообразно  исходить из характера произносительных  трудностей.  

     2.3.Подборка  упражнений для проведения фонетической  зарядки  

     1)Для  проведения фонетической зарядки  в начале урока 

     Для  того чтобы речь была ясной,  разборчивой и понятной, неоценимую  помощь может оказать работа  со скороговорками. Они являются  лучшим средством достижения  чёткости речи при любом темпе,  так как не может быть темпа  более быстрого, чем скороговорка. 

     Использование  скороговорок на уроке иностранного  языка поможет учителю в непринуждённой  игровой форме отработать произношение  отдельных согласных, в особенности  тех, которые отсутствуют в  русском языке. Для совершенствования  или коррекции произношения мы  предлагаем следующие этапы работы  со скороговорками. 

     Первый  этап - демонстрация или презентация  скороговорки. 

     Вначале  скороговорка должна звучать  в быстром темпе, т.е. так,  как её следует произносить.  И лишь только затем медленно, по слогам. 

     Второй  этап - работа над содержанием  скороговорки. 

     Очень  важно не механически проговаривать  скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят. Значение  некоторых слов можно раскрыть  при помощи сигналов, антонимов,  комментария. Можно использовать  иллюстрации или предложить несколько  вариантов перевода скороговорки  на выбор. 

     Третий  этап - работа над произношением. 

     Необходимо  отработать изолированно каждый  звук, затем слово, содержащее  этот звук, словосочетания и, наконец,  всю скороговорку. Сначала скороговорка  внимательно прочитывается про  себя, затем произносится несколько  раз беззвучно с подчёркнуто  чёткой артикуляцией, потом медленно  шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка  произносится вслух, слитно, но  ещё достаточно медленно и,  наконец, громко и быстро. 

     Чтобы  работа над произношением была  более увлекательной, мы предлагаем  следующие виды работ.

Если вы хотите улучшить своё произношение, говорите хорошо и  быстро эти скороговорки: 

     *Die Katze tritt die Treppe krumm, krumm tritt die Katze die Treppe. 

     *Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas. 

     *Wir kaufen ein Pfund Pflaumen für fünfzig Pfennig. 

     *Zwischen zwei Zwetschenbaumen zwitschern zwei Spatzen. 

     2. Выучите  наизусть эти скороговорки: 

     *Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht. 

     *Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange. 

     *Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz. 

     3. Прочитайте  фразы-ловушки, где речь идёт  о: 

     а) продуктах  питания; 

     б) домашних  и диких животных; 

     в) птицах.

Welche Buchstaben schwimmen? («n»,  «т» - die Ente).

Wer hat einen Kamm und kommt sich nicht? (der Hahn).

Welche Buchstabe gibt uns Milch? («Q»  - das Kuh).

Welches Brot kann man am Morgen nicht essen?(das Abendbrot).

Welches Jahr hat nur einen Tag? (das Neujahr). 

     4. Назовите  скороговорки, в которых есть: 

     а) имена  собственные; 

     б) исторические  и географические названия; 

     в) числительные. 

     - Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz. 

     - Milch macht müde Männer munter. 

     - Bauerische Bierbrauer brauen bayrisches Bier. 

     - Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas. 

     В дальнейшем, чтобы ученики не забыли выученные  скороговорки, нужно использовать  следующие различные задания.

Учащиеся отгадывают скороговорку по одному названному учителем слову.

Учитель показывает один за другим рисунки, иллюстрирующие скороговорки. Дети, увидев рисунок, должны произнести ту скороговорку, иллюстрацией которой он является. Можно раздать  рисунки детям (которые они рисовали на прежних уроках при работе над  каждой скороговоркой). Учитель называет скороговорку, а дети должны показывают подходящий рисунок.

Ученикам предлагается из данных слогов или слов составить  знакомую скороговорку.

Учитель начинает произносить  скороговорку, дети хором завершают.

Учитель предлагает угадать, в какой скороговорке идёт речь о:

а) хлебе; б) молоке; в) кошке; г) собаке; д) рыбе и так далее. 

     7. Ученики  по очереди должны назвать  одно за другим слова скороговорки, стараясь не ошибиться, при  этом можно начинать как с  первого слова, так и с последнего. 

     8.Один  из учащихся «играет» скороговорку, используя мимику, жесты, и просит  других назвать скороговорку, о  которой идёт речь. 

     9.Начало  одной скороговорки соединено  с концом другой. Дети должны  назвать обе скороговорки полностью  и правильно. 

     10. Учащимся  даются вперемежку слова из  известных скороговорок, и предлагается  объединить их в группы, расположить  в правильном порядке и дополнить  недостающими словами. 

     11. Кто  из детей назовёт больше скороговорок. 

     12.Соревнования  в командах. Называются поочерёдно  по одной скороговорке. Выигрывает  та команда, которая последней  называет скороговорку. 

     Скороговорки  можно использовать как в начале  урока на начальном этапе обучения  немецкому языку, когда у детей  формируются произносительные навыки, так и в середине и конце  урока. 

     Заучивание  скороговорок не только развивает  память учащихся, но и позволяет  научиться адекватно отбирать  лексические единицы и развивает  эмоциональную выразительность  речи [15]. 

     Отработка  звука [h] 

     Данный  звук представляет собой шум  от выдоха гласным звуком. Чтобы  правильно произносить этот звук, нужно сначала подготовиться  к произнесению гласного, затем  произнести этот гласный с  легким шумом, выдохнув воздух. Контролируйте себя, следя за  образованием этого звука в  глотке (зеве), а не в ротовой  полости [7].

Ребята! Скоро зима. Представьте, что у вас замерзли руки. Погрейте их! Как вы будете дуть на руки? (Ha-ha-ha).

Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова: Haus, Hof, Herr, heiβen, haben, höflich, Hans, Holz, Hemd, hier.

Внимательно слушайте учителя (диктора) и хлопайте в ладоши только в том случае, если услышите слова со звуком [h]. 

Информация о работе Формирование произносительных наваыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку