Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель этой брошюры – расширить знания об особенностях психологии и познавательных процессов у детей с умственными ограничениями; обучать практическим приемам работы с ними для успешной реабилитации и интеграции их в общество.

Содержание

Введение
Тяжело умственно ограниченные дети
Педагогические принципы
Группа общения и медицинское наблюдение
Задачи обучения и воспитания
Формирование и развитие основных навыков и умений

Работа содержит 1 файл

умственно отсталые дети.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
  • погрузить ребенка в ванну с мыльной пеной;
  • засыпать тело ребенка песком, сеном, шариками, кусочками пенопласта;
  • части тела ребенка раздражать различным материалом (мехом, тканью, щеткой);
  • тело помассировать, втирая масло; закутать в одеяло; окутать лентами;
  • раздеть или одеть ребенка.

Деятельность сопровождать спокойным голосом (или петь), наблюдая за реакцией ребенка. Занятия длятся не более 15 –20 минут.   
 

Понимание изменения положения  собственного тела в  пространстве 

Задачи  обучения:

Научить ребенка целостному восприятию тела с помощью упражнений.

а) в  положении «лежа»

б) в  положении «сидя»

Методические  рекомендации по проведению занятий:

а)

  • перекатывать ребенка на полу;
  • учить лежа на воздушной подушки, на перекидной доске, в гамаке, на качелях (подселив покрывало, клеенку, меховую подстилку);
  • вращать;

б)

  • предложить ребенку лечь и подняться;
  • посадить на вращающейся стул, кресло-качалку, на стул с откидной спинкой;
  • покататься на трех колесном велосипеде, деревянной лошадке;
  • скатиться с горки.
 

 

Задачи  обучения:

Удержанию равновесия 

Методические рекомендации по проведению занятий:

  • на наклонной плоскости;
  • на поролоновых подушках (упражнение не должно вызывать чувство страха).
 

 

Задачи  обучения:

Самостоятельно  удержать равновесие  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- создать  ситуацию, при которой ребенок должен сам изменить положение тела, подбадривать его словами.  
 

Развитие  функций кисти 

Задачи  обучения:

Научить ученика узнавать предметы, ощупывая их руками 

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • наполнить миски горохом, водой, рисом, песком и предложить ученику выполнять движения в заполненной посуде;
  • предложить ученику коснуться рукой тела, погладить его;
  • касаться поверхностей различных материалов;
  • предложить ощутить рукой холод и тепло через воду, песок, камень, печь, грелку.
 

Задачи  обучения:

Брать предмет в руку и удержать его.   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • использовать предметы, которые привлекают к себе внимание цветом, формой, величиной, звуковым эффектом, температурой;
  • взять предмет из рук взрослых;
  • взять предмет, который лежит на собственном теле;
  • достать предмет, находясь в различных положениях;
  • достать предмет со стола, снять со стены, вынуть из сосуда (предметы: резиновая игрушка, связка ключей, половник, мяч, кольца).
 

 

Задачи  обучения:

Брать предметы различными способами:

- прием  «плоскогубцы» (все пальцы руки  должны быть вытянуты);  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • взять бумажную тарелку, книгу, печенье;
  • ученик осуществляет прием лучше если берет предмет из рук учителя, а не со стола;
  • на первом этапе элемент поверхности, на которых лежат предметы, должны иметь грубую структуру.
 

 

Задачи  обучения:

прием «пинцет» (выполняется вытянутым  указательным и большим пальцами);   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • бросать монету в копилку;
  • поднять лист бумаги;
  • собрать спички в коробку;
 

 

Задачи  обучения:

прием «ножницы» (все пальцы должны быть согнуты);   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- взять  со стола изюм, щепки, маленькие  камешки, бусинки и т.д.  

Задачи  обучения:

Научить ученика осознанно и целенаправленно  выпускать предмет из руки.  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- ученик  держит в руке горох- учитель  проносит его руку над жестяной  банкой - в нужный момент слегка  ударяет по руке и просит разжать ее - ученик раскрывает ладонь, горошины падают в банку.  

Нормализация  моторики лица  

Задачи  обучения:

Развивать мимику ученика 

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • рассмотреть себя в зеркале;
  • повторить мимику учителя;
  • высунуть язык, облизать губы, раздуть щеки;
  • в ролевых играх мимически выразить гнев, боль удивление, радость.
 

 

Задачи  обучения:

Научить правильно дышать  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • делая вдох то ртом, то носом, почувствовать разницу между органами дыхания;
  • дозировано пользовать ингалятором для рта и носа;
  • вдыхать эфирные масла и пары.
 

 

Задачи  обучения:

Выполнять движения органами артикулирующего  аппарата  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • произносить звук, стоя перед зеркалом;
  • напротив друг друга;
  • рядом друг с другом;
  • показать язык, зубы.
 

 

Задачи  обучения:

Научить ребенка ухаживать за лицом  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • мыть лицо;
  • сморкаться;
  • чистить зубы;
  • вытирать рот.

На занятиях стремиться исправить или облегчить патологические рефлексы такие, как прикус, западание языка слюноотделение. 

Восприятие

 

     «Восприятие» - это способность ощущать и  осознавать раздражение организма  и окружающего мира. Цель этого  раздела – развитие способности  ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность.   

Задачи  обучения:

Научить ученика воспринимать звуки и  различные шумы  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • многократное воспроизведение звука возле уха ученика (бормотание, жужжание, разговор, пение, щелканье, кашель);
  • многократно проигрываемые на магнитофоне звуки, издаваемые самим ребенком; игрушки типа погремушек, колокольчиков;
  • серии ритмических звуков возникающих при ходьбе, беге хлопках;
  • звуки собственного организма услышанные через стетоскоп;
  • шумы, воздействующие на слух благодаря сильной вибрации (громкоговоритель, гонг);
  • высокие (низкие, громкие, тихие) звуки музыкальных инструментов;
  • удаляющиеся или приближающиеся шорохи (звуки);
  • двигаться в ритме музыки.
 

 

Задачи  обучения:

Формировать познание запаха и вкуса  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • предложить контрастную пищу лимон, горчицу, соль, сахар;
  • создать приятную уютную обстановку для приема пищи;
  • найти удобную позу для принятия пищи;
  • подносить к носу ученика бутылочки с пахучими веществами;
  • орошать игрушки различными запахами.
 

 

Задачи  обучения:

Формировать оптические (зрительные) впечатления  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • предлагать в затемненном помещении различные зрительные раздражители;
  • ловить зеркалом солнечный «зайчик» и направлять его в помещении;
  • направлять лицо ученика на то место, на которое следует смотреть;
  • показывать фото с лицами людей;
  • мигать настольной лампой;
  • обращаться к ученику из того места, которое находиться вне поля зрения;
  • при индивидуальных занятиях все время смотреть на ученика.
 

   

Самообслуживание 

     Навыки  самообслуживания имеют большое  значение для развития самостоятельности  и независимости ученика от ситуации.   

Пользование туалетом 

Задачи  обучения:

Научить ребенка правильно пользоваться туалетом и содержать в чистоте  свое тело  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • показать, где находиться туалет;
  • выработать чистоплотность и порядок путем бесед разъяснений, похвалой;
  • порядок должен ассоциироваться с приятными переживаниями;
  • регулярно спрашивать ребенка - не хочет ли он в туалет;
  • учить пользоваться различными туалетами;
  • объяснить ребенку, как принято сообщать о своей нужде;
  • научить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в туалете, мыть руки;
  • следить за особенностями каждого для того, чтобы вовремя прийти на помощь.
 

 

Уход  за телом 

  • Научить следить  за чистотой тела мыть и вытирать руки, лицо сморкаться, чистить зубы, подстричь ногти, купаться, принимать душ как позитивное событие в жизни;
  • во время купания ребенка необходимо знакомить с его телом;
  • учить уметь пользоваться краном, мочалкой, полотенцем;
  • учить правильно пользоваться расческой и щеткой для этого привлечь ученика к аналогичным действиям с куклой.
 

Все действия повторять до тех пор, пока их не усвоит ученик, стараться вовремя  прийти на помощь.  

Еда 

Задачи  обучения:

Научить ученика не сопротивляться кормлению:

- попросить  есть или пить;

- дождаться  еды;

- жевать  и глотать пищу;

- понять  связь между едой, тарелкой и  чашкой;

- сказать,  что сыт;

- сообщить  о своих предпочтениях в пищи;

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью