- определить
любимые блюда.
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- найти удобною
посуду для ученика и учителя при приеме
пищи;
- при питье
использовать пластическую посуду с отвернутым
краем;
- ложку осторожно
вынимать изо рта, чтобы не ударять по
зубам;
- твердую пищу
класть на зубы, вырабатывать жевательную
функцию;
- предлагать
различную по вкусу пищу;
- следить за
каждым приемам пищи, вовремя прийти на
помощь.
Забота
о собственной
безопасности
Задачи
обучения:
Научить
ребенка реагировать на запреты
и команды (слова «нет», «стой»)
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- для
упражнений использовать жизненные
ситуации: разогревая пищу (осторожно
горячо), зажигая свечку (осторожно
огонь) разрезая яблоко (осторожно
острый нож);
Задачи
обучения:
Научить
умению сообщать о потребностях и о затруднительных
положениях
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- создать ситуацию,
в которой ребенок чувствует себя уверено;
- посредством
речи или жестов спровоцировать на монолог.
Задачи
обучения:
Научить
уверенно чувствовать себя во время опасности
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- пройти по
узкой скамейке;
- спрыгнуть
с табуретки;
- зажечь спичками
свечу;
- спуститься
в темный подвал;
- войти в помещение,
где очень много людей (кино, театр, цирк).
Ориентация
ученика в окружающем
мире
Основная
задача – познакомить ученика
с окружающим его миром в полном
объеме и научить способности
ориентироваться в нем.
Задачи
обучения:
Научить
ребенка правильно воспринимать
людей и окружающие предметы; уметь
различать, узнавать ситуации и предметы.
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- на занятиях
рассматривается окружающая ученика среда,
в которой он должен научиться ориентироваться.
Предметы (игрушки, простые домашние приборы,
инструменты) по форме и цвету подбираются
для тяжело умственно отсталого ребенка;
- совместно
с учителем ученик берет предмет рассматривает,
слышит, пробует, двигает. Цель - побудить
готовность правильно обращаться с предметом;
- ученик пробует
узнавать предметы по одинаковому признаку;
- ученик изучает
предмет определенными тестами – визуально,
акустически, по слуху, виду (картинки,
звуки, запахи, ощущения кожей) для того
чтобы закрепить образ в своем представлении;
- ученик жестом,
например движением головы, век руки подтверждает
свое знание предмета стоящего перед ним.
Задачи
обучения:
Научить
воспринимать близкое и далекое
окружение
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- на занятиях
использовать вещи из семьи (жилого дома),
школы, природы, улицы;
- побуждать
ребенка понимать простые, часто повторяющиеся
действия, использовать их.
Задачи
обучения:
Научить
воспринимать время суток
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- Рекомендуемое
деление дня: с утра до обеда / от перемены
до обеда / с обеда до отъезда домой
- Связывать
время суток с определенными понятиями:
утро – рассветает, мы встаем; полдень
– время обеда, мы садимся за стол; вечер
– темнеет, мы идем спать; ночь – мы спим.
- Использовать
вспомогательный учебный материал картинки
действия: утро – умываюсь и одеваюсь;
полдень
- накрываю на стол; вечер – собираюсь
идти спать.
Задачи
обучения:
Научить
ребенка распознавать часы
Методические
рекомендации по проведению занятий:
-
послушать, как ходят часы;
-
изображать движения маятника
часов;
-
хлопками в ладоши передать бой часов;
Задачи
обучения:
Научить
ребенка различать времена года
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- подбирать
картинки с изображением времен
года, соответствующие определенным
характерным явлениям природы.
Социальные
отношения
Цель
– помочь ученикам, используя специальные
педагогические приемы, установить и
поддержать контакты с окружающими
людьми, находить общий язык сними.
Задачи
обучения:
Восприятие
присутствия посторонних, педагогов
и воспитателей, партнеров группы.
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- способность
воспринимать прикосновения, голоса, лица
с помощью приветствия, утренних занятий,
мероприятий по уходу, игры
- сочетать
имя с прикосновением, жестом, предметом;
- сопровождать
речь действием.
Задачи
обучения:
Контакт
с окружающими: улыбнуться; повернуть
голову; подойти (отойти); обратиться;
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- поддержать
ученика при установлении контактов;
- помочь направить
их в приятное русло;
- находить
контакт с теми, кто рядом лежит, сидит;
- воспринимать
мимику, жестикуляцию, разговорную речь
и разговаривать на них;
- вести других
людей за руку;
- показывать
терпимое отношение в контакте с другими
людьми.
Задачи
обучения:
Способы
самовыражения: заметить; понять; повернуться
к говорящему; выслушать;
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- уметь правильно
выразить свое состояние мимикой, жестами;
- при деятельности
вне группы оставаться на месте;
- принимать
помощь и уметь обходиться без посторонней
помощи;
- приобретенные
навыки суметь повторить в групповой ситуации;
- узнавать
собственные вещи или вещи учителя, друзей;
- отстоять
свою собственность;
Задачи
обучения:
Уметь
жить в коллективе, ощущать себя
членом группы;
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- совместное
оформление классной комнаты;
- посещение
других классов и приглашение к себе;
- участие в
соревнованиях группы;
- вместе браться
за предмет;
- вместе изготовлять
какой либо предмет, где каждый может проявить
свои способности;
- проводить
игры в кругу;
- деятельность
начинать и заканчивать вместе со всеми;
Трудовая
деятельность
Тяжело
умственно ограниченные дети не всегда
имеют возможность чем-либо заниматься.
Основными целями занятий трудом
является попытка побудить детей
к трудовой деятельности; развить и
скоординировать основные двигательные
навыки ребенка и на их основе выработать
специальные производственные навыки,
научить ребенка откладывать свои сиюминутные
желания и доводить начатую работу до
конца.
Задачи
обучения:
Научить
правильно обращаться с предметами
и материалами
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- Часто показывая
ребенку различные предметы, необходимо
добиться того, чтобы он стал проявлять
к ним интерес.
- начинать
работу с хорошо знакомых в повседневных
жизни предметов, постепенно переходя
к менее знакомым, например мяч, стул, коробка,
ведро; дерево птица, ручей, кораблик;
- рассмотреть
вещь ее, передвинуть, с одного места на
другое, назвать, найти ее.
Задачи
обучения:
Уметь
различать вещи: по форме; цвету; способам
обращения с ними
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- Различать
предметы по следующим признакам: съедобны-
несъедобны; холодный –теплый; большой-
маленький;
- собирать
раскладывать по банкам каштаны желуди,
камешки, семена, пробки;
- выяснять
различные функции предметов (банка с
соком – стакан, стол- стул);
Задачи
обучения:
Познакомить
учеников со свойствами различных предметов,
веществ: воды; бумаги; песка; глины; ткани;
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- Занятия
с бумагой:
- запустить
лист бумаги и поймать его (так дети узнают,
что бумага легкая);
- сложить стопкой
газеты (много бумаги тяжело поднять);
- скомкать
бумагу и набить полиэтиленовый мешок
(бумага шуршит, а мешок становиться похожим
на подушку);
- новый лист
бумаги гладкий, если его скомкать, то
разгладить практически невозможно;
- заворачивать
вещи в бумагу, снова разворачивать, прикрывать
вещи бумагой;
- резать бумагу,
клеить, раскрашивать и т.д.
- Таким
же образом можно изучить свойства
других веществ и материалов.
Развитие
основных навыков, необходимых
для производственной
деятельности
Задачи
обучения:
Развить
основные двигательные навыки:
- брать предмет
в руку;
- держать его
в руке;
- выпускать
из руки;
- поднимать;
- ударять по
предмету;
- сжимать его
Методические
рекомендации по проведению занятий:
- работа с
глиной: мять, бросать кусочки глины, рубить
их, расплющивать, копать ямки в глине;
- работа с
канатом: перетягивать канат, сматывать
в клубок, завязывать на нем узлы, переносить
с места на место, выполнять парные упражнения
с канатом;
- работа с
обручем: держать в руке, катать;
- играть с
кубиками, конструктором, подвижными игрушками;
- отрабатывать
различные двигательные системы (движение
вперед-назад может пригодиться для выполнения
пиления; удары по предмету для забивания
гвоздей;
- выполнять
целенаправленные контролируемые движения
телом, рукой, кистью пальцами;
- обучать координации
движений, выполняемых двумя руками, глазами.