Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель этой брошюры – расширить знания об особенностях психологии и познавательных процессов у детей с умственными ограничениями; обучать практическим приемам работы с ними для успешной реабилитации и интеграции их в общество.

Содержание

Введение
Тяжело умственно ограниченные дети
Педагогические принципы
Группа общения и медицинское наблюдение
Задачи обучения и воспитания
Формирование и развитие основных навыков и умений

Работа содержит 1 файл

умственно отсталые дети.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

- определить  любимые блюда.  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • найти удобною посуду для ученика и учителя при приеме пищи;
  • при питье использовать пластическую посуду с отвернутым краем;
  • ложку осторожно вынимать изо рта, чтобы не ударять по зубам;
  • твердую пищу класть на зубы, вырабатывать жевательную функцию;
  • предлагать различную по вкусу пищу;
  • следить за каждым приемам пищи, вовремя прийти на помощь.
 

 

 

 Забота  о собственной  безопасности

 

Задачи  обучения:

Научить ребенка реагировать на запреты  и команды (слова «нет», «стой»)  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- для  упражнений использовать жизненные  ситуации: разогревая пищу (осторожно  горячо), зажигая свечку (осторожно  огонь) разрезая яблоко (осторожно  острый нож);   

Задачи  обучения:

Научить умению сообщать о потребностях и о затруднительных положениях  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • создать ситуацию, в которой ребенок чувствует себя уверено;
  • посредством речи или жестов спровоцировать на монолог.
 

 

Задачи  обучения:

Научить уверенно чувствовать себя во время опасности   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • пройти по узкой скамейке;
  • спрыгнуть с табуретки;
  • зажечь спичками свечу;
  • спуститься в темный подвал;
  • войти в помещение, где очень много людей (кино, театр, цирк).
 

 

Ориентация  ученика в окружающем мире 

     Основная  задача – познакомить ученика  с окружающим его миром в полном объеме и научить способности  ориентироваться в нем.  

Задачи  обучения:

Научить ребенка правильно воспринимать людей и окружающие предметы; уметь  различать, узнавать ситуации и предметы.   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • на занятиях рассматривается окружающая ученика среда, в которой он должен научиться ориентироваться. Предметы (игрушки, простые домашние приборы, инструменты) по форме и цвету подбираются для тяжело умственно отсталого ребенка;
  • совместно с учителем ученик берет предмет рассматривает, слышит, пробует, двигает. Цель - побудить готовность правильно обращаться с предметом;
  • ученик пробует узнавать предметы по одинаковому признаку;
  • ученик изучает предмет определенными тестами – визуально, акустически, по слуху, виду (картинки, звуки, запахи, ощущения кожей) для того чтобы закрепить образ в своем представлении;
  • ученик жестом, например движением головы, век руки подтверждает свое знание предмета стоящего перед ним.
 

 

Задачи  обучения:

Научить воспринимать близкое и далекое  окружение  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • на занятиях использовать вещи из семьи (жилого дома), школы, природы, улицы;
  • побуждать ребенка понимать простые, часто повторяющиеся действия, использовать их.
 

 

Задачи  обучения:

Научить воспринимать время суток  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • Рекомендуемое деление дня: с утра до обеда / от перемены до обеда / с обеда до отъезда домой
  • Связывать время суток с определенными понятиями: утро – рассветает, мы встаем; полдень – время обеда, мы садимся за стол; вечер – темнеет, мы идем спать; ночь – мы спим.
  • Использовать вспомогательный учебный материал картинки действия: утро – умываюсь и одеваюсь;

     полдень - накрываю на стол; вечер – собираюсь  идти спать.  

Задачи  обучения:

Научить ребенка распознавать часы  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

     - послушать, как ходят часы;

     - изображать движения маятника  часов;

     - хлопками в ладоши передать бой часов;   

Задачи  обучения:

Научить ребенка различать времена года   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- подбирать  картинки с изображением времен  года, соответствующие определенным  характерным явлениям природы.    

Социальные  отношения 

     Цель  – помочь ученикам, используя специальные  педагогические приемы, установить и  поддержать контакты с окружающими  людьми, находить общий язык сними.  

Задачи  обучения:

Восприятие  присутствия посторонних, педагогов  и воспитателей, партнеров группы.   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • способность воспринимать прикосновения, голоса, лица с помощью приветствия, утренних занятий, мероприятий по уходу, игры
  • сочетать имя с прикосновением, жестом, предметом;
  • сопровождать речь действием.
 

 

Задачи  обучения:

Контакт с окружающими: улыбнуться; повернуть  голову; подойти (отойти); обратиться;   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • поддержать ученика при установлении контактов;
  • помочь направить их в приятное русло;
  • находить контакт с теми, кто рядом лежит, сидит;
  • воспринимать мимику, жестикуляцию, разговорную речь и разговаривать на них;
  • вести других людей за руку;
  • показывать терпимое отношение в контакте с другими людьми.
 

 

Задачи  обучения:

Способы самовыражения: заметить; понять; повернуться к говорящему; выслушать;  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • уметь правильно выразить свое состояние мимикой, жестами;
  • при деятельности вне группы оставаться на месте;
  • принимать помощь и уметь обходиться без посторонней помощи;
  • приобретенные навыки суметь повторить в групповой ситуации;
  • узнавать собственные вещи или вещи учителя, друзей;
  • отстоять свою собственность;
 

 

Задачи  обучения:

Уметь жить в коллективе, ощущать себя членом группы;  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • совместное оформление классной комнаты;
  • посещение других классов и приглашение к себе;
  • участие в соревнованиях группы;
  • вместе браться за предмет;
  • вместе изготовлять какой либо предмет, где каждый может проявить свои способности;
  • проводить игры в кругу;
  • деятельность начинать и заканчивать вместе со всеми;
 

   

Трудовая  деятельность 

     Тяжело  умственно ограниченные дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься. Основными целями занятий трудом является попытка побудить детей  к трудовой деятельности; развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатую работу до конца.   
 

Задачи  обучения:

Научить правильно обращаться с предметами и материалами  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • Часто показывая ребенку различные предметы, необходимо добиться того, чтобы он стал проявлять к ним интерес.
  • начинать работу с хорошо знакомых в повседневных жизни предметов, постепенно переходя к менее знакомым, например мяч, стул, коробка, ведро; дерево птица, ручей, кораблик;
  • рассмотреть вещь ее, передвинуть, с одного места на другое, назвать, найти ее.
 

 

Задачи  обучения:

Уметь различать вещи: по форме; цвету; способам обращения с ними   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • Различать предметы по следующим признакам: съедобны- несъедобны; холодный –теплый; большой- маленький;
  • собирать раскладывать по банкам каштаны желуди, камешки, семена, пробки;
  • выяснять различные функции предметов (банка с соком – стакан, стол- стул);
 

 

Задачи  обучения:

Познакомить учеников со свойствами различных предметов, веществ: воды; бумаги; песка; глины; ткани;   

Методические  рекомендации по проведению занятий:

- Занятия  с бумагой:

  • запустить лист бумаги и поймать его (так дети узнают, что бумага легкая);
  • сложить стопкой газеты (много бумаги тяжело поднять);
  • скомкать бумагу и набить полиэтиленовый мешок (бумага шуршит, а мешок становиться похожим на подушку);
  • новый лист бумаги гладкий, если его скомкать, то разгладить практически невозможно;
  • заворачивать вещи в бумагу, снова разворачивать, прикрывать вещи бумагой;
  • резать бумагу, клеить, раскрашивать и т.д.

- Таким  же образом можно изучить свойства  других веществ и материалов. 

Развитие основных навыков, необходимых для производственной деятельности

 

Задачи  обучения:

Развить основные двигательные навыки:

  • брать предмет в руку;
  • держать его в руке;
  • выпускать из руки;
  • поднимать;
  • ударять по предмету;
  • сжимать его
 

 

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • работа с глиной: мять, бросать кусочки глины, рубить их, расплющивать, копать ямки в глине;
  • работа с канатом: перетягивать канат, сматывать в клубок, завязывать на нем узлы, переносить с места на место, выполнять парные упражнения с канатом;
  • работа с обручем: держать в руке, катать;
  • играть с кубиками, конструктором, подвижными игрушками;
  • отрабатывать различные двигательные системы (движение вперед-назад может пригодиться для выполнения пиления; удары по предмету для забивания гвоздей;
  • выполнять целенаправленные контролируемые движения телом, рукой, кистью пальцами;
  • обучать координации движений, выполняемых двумя руками, глазами.
 

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью