Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4
9
9
17
20
27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ
Ветерок, туман, разогнал, утренний, солнечные, выглянули, из-за, лучи, леса.
Крупные, заблестели, капли, на траве, росы.
Шли, узкой, по, тропинке, мы, поле, через.
Погоде, мы, хорошей, радовались.
Прогулка, наша, весёлой, была.
3. Составьте из данных групп слов предложения и запишите их.
Туристы, шли, тропинка, по, опушка, к, леса.
Бугор, на, около, речка, появились, проталинки.
За, ночь, крыша, на, сосульки, образовались.
Набухли, тополь, на, почки.
К, дом, телега, подъехала.
4. Составьте предложения. Подумайте, какое слово будет главным по смыслу, и поставьте его в конце.
Берёзы, стряхивали, листья, последние.
Готовили, к, зима, садоводы, растения.
Часто, дожди, шли.
Осень, наступила.
Приводили, порядок, в, пчеловоды, ульи.
И, птицы, днём, летели, ночью.
Запишите
предложения в таком порядке,
чтобы получился рассказ об осени.
Текст
1. Расскажите о видах предложения по цели высказывания и интонации.
2.
Подготовьтесь ответить на
Что называется приставкой?
Что называется суффиксом?
Что называется основой слова?
Как можно дополнить определение приставки и суффикса, если известно, что они входят в основу слова?
3. Расскажите, чем отличается научно-деловая речь от художественной.
4. Спишите рассказ мальчика о зоопарке.
В зоопарке живут бурые и белые медведи. На площадке для молодняка бурый медвежонок играет с лисёнком и козлёнком. На пруду плавают прекрасные белые лебеди.
Вы были в зоопарке? Дополните рассказ мальчика.
5. Прочитайте.
Как аукнется, так и откликнется
Сказка
В зелёном лесу, под пушистой ёлкой, жили два брата-боровичка. У них были серенькие шапки и толстенькие ножки. Боровички походили друг на друга. Только старший был высокий, а младший – коротыш.
Боровички жили дружно и во всём помогали друг другу. Они подгребали к себе жёлтые иглы, вместе грелись на солнышке. А когда шёл дождь, старший боровичок, как зонтиком, прикрывал своей шляпкой младшего. Спали они тоже вместе, укрывшись листом.
Так и шла их жизнь. Но скоро старший брат состарился, стал дряхлым, шляпка покрылась глубокими морщинками. Тяжело ему стало стоять.
Дай-ка я обопрусь на тебя обратился он к младшему брату.
Тот потерпел денёк, а потом заворчал
Долго ты ещё будешь так стоять? Не могу же я всё время поддерживать тебя! Гляди, какой я молодой, красивый, стройный! Мне жить надо, а ты солнце заслоняешь!
Не вынес обиды старший брат и рассыпался. Младший вздохнул облегчённо и подставил солнцу свой бок. Жизнь его вновь стала легка и безоблачна.
Так он жил день, другой. Но вскоре… (По Л. Тростенцовой).
Как вы понимаете смысл пословицы, которой озаглавлена эта сказка? Сочините продолжение сказки так, чтобы было понятно, почему у неё такое название. Запишите диалог героев сказки, используя нужные знаки.
6. Запишите 4 – 5 предложений о своём любимом домашнем животном.
7. Составьте и запишите небольшой текст-описание на тему «Приход весны».
8. Разделите текст на две части.
В поле стоит берёза, трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, и станет тебе легко и радостно. Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром. Зимним утром прилетят на берёзу тетерева, будут лакомиться бурыми серёжками (По Г. Снегирёву).
9. Расположите части текста в нужной последовательности.
Малышка с бантиком и малышка с косичками уже разливали чай.
После аварии на воздушном шаре Незнайка оказался в Зелёном городе. В городе жили малышки. Первой знакомой Незнайки стала Синеглазка.
- Медуница – наш врач. Она будет лечить вас. Вы должны быть послушными. Одевайтесь и приходите наверх пить чай, - пригласила Синеглазка.
Незнайка быстро оделся и поднялся в комнату по скрипучей деревянной лестнице.
- Вы к нам на воздушном шаре прилетели? – спросила Галочка.
- Должно быть, страшно на воздушном шаре летать? – сказала Ёлочка.
- А откуда вы прилетели? – спросила Маргаритка.
- Из Цветочного города, - ответил Незнайка (По Н. Носову).
Запишите текст в правильной последовательности. Какой это текст по типу речи: повествование или описание?
Прочитайте диалог. Чьи реплики в диалоге встречаются чаще?
10. Прочитайте.
Капли-серёжки
Дождь старательно подвешивал на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку.
Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Всё стихло, как будто замерло. Солнечный луч на миг озарил капли.
Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв, другой – ни одной серёжки (По Б. Павлову).
В этом тексте три части. Правильно ли они выделены? Не мешает ли такая запись этого текста его пониманию? Исправьте ошибки в выделении частей и запишите текст.
11. Определите, что есть в этом тексте – диалог или монолог. Докажите.
Лиса и тетерев
Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять (По Л. Толстому).
С какой интонацией нужно прочитать текст? Почему? Выразительно прочитайте текст.
12. Прочитайте текст.
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- Ещё для чего? – спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А ещё?
- Чтобы кошку гладить.
- А ещё?
- Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только обо всех судил по своим рукам, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится (По Е. Пермяку).
Чей разговор передаётся в тексте? Как называется разговор двух или нескольких лиц? Как называется высказывание (или высказывания) каждого из участников диалога? Как выделены реплики на письме?
13. Прочитайте.
Разговоры на переменке
1. - Ты знаешь, что такое [лук]?
- Конечно. Это растение такое. Оно на огороде растёт.
- А вот и нет! Это такое место, покрытое травой. Там коровы или кони пасутся.
2. - Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [лиса].
- Почему же она вокруг деревни бегает?
- Кто она? И как это [лиса] могут бегать? Они просто растут там.
Как вы думаете, одно и то же слово или разные слова имеют в виду участники каждого разговора? Чем можно объяснить, что они подменяют одно слово другим?
14. Определите жанр текстов: дразнилка, колыбельная, скороговорка, закличка.
1. Уж ты котя, коток,
Котя, серенький лобок,
Приходи, котя, коток,
На печурочке поспать,
Мне Володю качать.
2. Андрей-воробей!
Не гоняй голубей.
Пригодится носок
Клевать колосок.
15. Прочитайте текст.
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
Этот текст – поговорка, дразнилка, шутка? Какая это речь?
16. Какой это текст: научный или художественный?
Когда я первый раз спустился под воду, я растерялся. Как обо всём рассказать? «Я пробирался сквозь тростники» - и все представят, как я шагаю, раздвигая зелёные стебли с жёсткими листьями и пушистыми метёлками. Но под водой это выглядит не так! Ведь не шагаю я там, а лечу. И тростники под водой совсем без листьев и пушистых метёлок – они гладкие, как карандаши (По Н. Сладкову).
17. Прочитайте.
Кусты в лесу покрылись листьями. Мхи затянули как бы бархатом каждую ямку. Золотые первоцветы казались лучами солнца, которые светили с земли. В тенистых местах их бледное сияние походило на брызги света (По Ш. Бронте).
Эта речь художественная или деловая? Докажите.
18. Прочитайте.
Белые медведи имеют большие, широкие лапы, позволяющие им ходить по снегу. Они прекрасно плавают и могут проплывать без остановки много километров. Их белая шкура делает их среди снегов незаметными для тюленей, на которых охотятся медведи.
Это речь научная или художественная? Почему? Этот текст описание или повествование?
19. Прочитайте.
Ветерок дохнул, паутинку мотнул и понёс паучка. Ткёт, ткёт на лету паучок паутинку. Паутинка длиннее, а ветерку веселее. Перенёс ветерок паучка далеко.