Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе начального языкового образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4


9

9
17
20


27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ

Работа содержит 1 файл

ВКР Фаттаховой Л.Ф.2.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     1. Отдых у озера.

     2. Странный лось.

     3. Спасение от хищницы.

     Получился ли у вас текст? Что помогло  вам превратить набор высказываний в текст?

     31. Прочитайте.

     Пёстрый дятел

     По  стволу осины, прямо по коре, прыжками поднимается пёстрый дятел. До чего он хорош! Белый с чёрным, а шапочка и подхвостье ярко-красные.

     Клюв  у дятла – настоящий  плотничий инструмент. Клювом он выдалбливает глубокое дупло для  гнезда, из-под коры жуков-короедов и  личинок вытаскивает, шишки раздалбливает и семена достаёт.

     Интересно дятел с шишками  управляется. Найдёт шишку поспелее и  несёт её в «кузницу» - на дерево, где заранее  облюбовал щель или  трещину в древесине. Вставит дятел  в эту щель шишку, обопрётся хвостом  о кору дерева – и работает клювом, только чешуйки с шишки летят! А новую шишку принесёт, старую обязательно из щели вытащит и бросит. Целая гора шишек под такой «кузницей» накапливается (В. Флинт).

     Вот какие планы к этому тексту составили Маша и Алёша.

     1. Пёстрая птица.

     2. Чудо-клюв.

     3. Столовая, похожая на кузницу.

     1. Как выглядит дятел?

     2. Какой клюв у дятла?

     3. Как дятел управляется с шишками?

     Правильны ли эти планы? Можно ли пересказать  этот текст по плану Маши? А по Алёшиному плану? А чем отличаются друг от друга эти планы?

     32. Прочитайте описания оляпки.

     1. Оляпка – водяной  воробей. Это маленькая  птичка, с чёрно-бурой  головкой, серой спинкой  и коричневатым  брюшком. Туловище  у неё широкое,  а хвост коротенький.

     Обычно  птицы ищут себе пищу на земле, на деревьях или в воздухе. А оляпка ловит водяных жучков, их личинки и рыбьих мальков на дне горных речушек и ручьёв. Верно в народе говорят: у каждой пташки свои замашки.

     И летом, и в мороз  смело ныряет оляпка в воду. Побегает по дну, выскочит, отдохнёт и снова в воду. Настоящая птичка-водолаз!

     2. И летом, и в морозы можно увидеть, как по дну горных ручьёв и речушек бегает маленькая птичка. Побегает, выскочит, отдохнёт и снова в воду. Настоящая птичка-водолаз! Это оляпка, водяной воробей.

     Ростом  оляпка невелика. У неё чёрно-бурая головка, серая спинка и коричневатое брюшко. Туловище у оляпки широкое. А хвост совсем коротенький.

     В народе говорят: у  каждой пташки свои замашки. И верно. Оляпка не ищет себе пищу на земле, на деревьях или в воздухе, как другие птицы. Она ловит рыбьих мальков, водяных жучков и их личинки на дне ручьёв и речушек.

     Сравните  оба описания. Отличаются ли они  друг от друга? Чем именно? Подумайте, по какому из трёх планов составлено каждое из этих описаний.

     1.

     1. Почему оляпку прозвали водолазом?

     2. Как выглядит оляпка?

     3. Какими повадками отличается  оляпка от других птиц?

     2.

     1. Какими повадками отличается  оляпка от других птиц?

     2. Почему оляпку прозвали водолазом?

     3. Как выглядит оляпка?

     3.

     1. Как выглядит оляпка?

     2. Какими повадками отличается оляпка от других птиц?

     3. Почему оляпку прозвали водолазом?

     Теперь  расскажите об оляпке по оставшемуся  плану. Запишите свой рассказ.

     33. Прочитайте.

     Сыроежка

     Через лесное оконце открылась  поляна в лесу. Посередине поляны стояли две  берёзы. Под берёзами у пня виднелась в зелёном брусничнике красная сыроежка.

     Сыроежка  была огромная и такая  старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся  сыроежка была как  большая глубокая тарелка. В её углублении держалась вода.

     Вдруг слетает с берёзы серая птичка, садится на край сыроежки и носик погружает в воду. Потом головку вверх поднимает, чтобы капля в горло прошла (По М. Пришвину).

     Какой это текст по стилю речи? Какова главная мысль текста? Сколько  в тексте частей? Отвечают ли части  общей теме и главной мысли? Попробуйте доказать. Как вы думаете, есть в тексте и описание, и повествование?

      34. Прочитайте текст. Озаглавьте.

      Свистит косая метель –  белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы  и крыши. Рушатся  с сосен белые  водопады. Скользит яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах.

      Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут  в белых волнах заборы. За каждым столбом  – снеговорот. Над  каждой елью – белые  флаги. Тучи сыплют снег сверху. Солнце запуталось в снежных вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба! (По Н. Сладкову)

      35. Прочитайте текст. Озаглавьте.

     Сидит маленький енот в  клетке. Чёрный, пушистый, блестящий. На морде  две полосы светлые  красуются, две полосы чёрные. Сидит и  лапками что-нибудь перебирает. Дадут ему мелкой рыбёшки, енот её вымоет и чешую лапками обдерёт.

     Чтобы не скучал енот в  клетке, придумали  для него игру: посудину маленькую с водой  поставили и тряпочку дали. Сидит енот целый день и в  воде тряпочку стирает. Мнёт её лапками, полощет. Выполощет и на решётку повесит. Высохнет тряпочка, он её опять в воде трёт. Выглядит он всегда оживлённым и деловитым, точно мохнатая прачка игрушечное бельё стирает (По А. Газухиной).

     36. Прочитайте текст. Из какой он сказки?

     На  другой день погода стояла чудесная. Утка с семьёй отправилась к канаве. Бултых! – и она очутилась в воде.

     - Кряк-кряк! – позвала  она, и утята  один за другим  тоже бултыхнулись  в воду. Сначала  вода покрыла их  с головой. Но  утята сейчас же  вынырнули и отлично  поплыли вперёд. Лапки у них так и заработали. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других (По Х.-К. Андерсену).

     Сформулируйте главную мысль текста. Как его  можно озаглавить?

     37. Спишите стихотворение И. Белоусова.

     Верба распустилась

     И весну зовёт;

     Скоро к нам красавица –

     Скоро к нам придёт.

     С песней соловьиною,

     С зеленью лугов,

     С серебром-журчанием

     Светлых ручейков.

     Выберите  заглавие: «Приход весны» или «Ожидание  весны».

     38. Прочитайте.

     За  одну ночь вершины  гор стали белыми от снега. На солнце заполыхали красные костры среди зелёных кедров. Это лиственницу опалило морозом. Иголки на ветвях покраснели и теперь будут так гореть до самой зимы.

     С каждым днём огонь  осени всё больше разгорался в горах. Осень спускалась в долину (По Г. Снегирёву).

     Озаглавьте  текст и спишите его.

     39. Прочитайте.

     Осенний пожар

     В лесу теперь светлей  и тише,

     Видна сквозь ветви вышина.

     Его вершина, словно крыша,

     Огнём осенним сожжена.

     Среди стволов туман  пушистый,

     Как дым, клубится на заре.

     Слетают листья, словно искры,

     И догорают на земле (В. Орлов).

     Нужно ли тушить пожар, о котором рассказано в стихотворении? Какой огонь, дым, какие искры увидел поэт в осеннем  лесу? Не приходилось ли и вам  видеть такой пожар? Где вы его  видели? В какое время дня? Расскажите об этом. Запишите свой рассказ.

     40. Прочитайте.

     Сережа  заболел и не был  в школе. Пришёл к  нему Коля, но Серёжина мама не пустила гостя  к больному. Пришлось Коле писать другу  записку. Вот что  он написал:

     «Унас в классе новый  ученик. Унего большая  коллекция марок. Поправляйся быстрее. Я тебя сним познакомлю».

     Сережина  мама взглянула на записку и охнула:

     - Да у тебя тут  целых три ошибки!

     Коля  только рукой махнул:

     - Да ну их! Пускай  остаются! Это ведь  не урок русского  языка.

     Согласны  ли вы, что грамотно писать нужно  только на уроках русского языка? Попробуйте найти ошибки в Колиной записке. Какие слова он не умеет писать? Перепишите его записку без ошибок. 

     2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 

     На  заключительном этапе с помощью  повторной диагностики мы определили эффективность работы. Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки используем таблицы 7 – 10.   
 
 
 

Таблица 7

Оценка проявления коммуникативной компетенции

  Информационно-предметная
Ф.И. учащегося знает источник информа-ции знает способы преобразова-ния информации знает стили подачи информации общее кол-во коммуни-кативных проявле-ний,

%

уровень проявле-ния
1. Ахметова А.

2. Валиахметов  А.

3. Гареева  Д.                        

4. Диниев  Р.

5. Игдеева  В.

6. Муратшина  Р.

7. Сахипова  А.

8. Хабибуллин  Л. 

9. Шаяхметов  Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

-

100

67

67

33

100

67

100

67

33

высокий

средний

средний

низкий

высокий

средний

высокий

средний

низкий

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе начального языкового образования