Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4
9
9
17
20
27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ
Коммуникативная направленность обучения также предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процесс рассмотрения различных разделов и тем курса. В 1-м классе внимание обучающихся необходимо привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма. Так, в 1-м классе на первом уроке важно с учениками выяснить:
- Почему речь должна быть понятной?
- Потому
что человек говорит для того,
чтобы его услышали и поняли
его сообщение, просьбу,
На последующих уроках необходимо вырабатывать требования к письменной речи.
- Как вы хотите писать: так, чтобы смешить того, кто читает, или так, чтобы вас хорошо понимали?
- Никто
не хочет, чтобы над ним
- Писать правильно - значит не допускать описок и ошибок. Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.
Во 2-м классе школьников целесообразно учить избегать ошибок при помощи «окошек», когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет «дырку» или записывает выбор возможных букв. Главной должна быть мысль о том, что стыдно писать на родном языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у детей желания безошибочно выражать мысли на родном языке.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и засчет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике надо подавать по-особенному. Все задания должны быть адресованы непосредственно ученику. Авторам следует обращаться к каждому из них: советовать, подсказывать, напоминать, предлагать. Только тогда происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока лучше формулировать в виде вопроса. Дети могут выдвинуть множество мнений. А чем больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа.
Уроки надо строить, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников. Учитель лишь высказывает свое мнение и направляет деятельность учеников. Обосновать актуальность обсуждения того или иного вопроса, поставить учебную задачу, обеспечить осознание выполняемых действий часто помогают ученикам различные персонажи. «Общение» с ними позволяет достаточно часто ставить учеников в «педагогическую позицию», что повышает их интерес к работе, делает для них учебный процесс более значимым.
На всех уроках важно заострять внимание обучающихся на значимости всех языковых единиц (и прежде всего - слова), на их функцию в речи. На уроках нужно вырабатывать у детей привычку в случае необходимости самостоятельно обращаться за справками к словарям. В приложениях к учебникам русского языка содержатся краткие толковые словари, небольшие орфографические словари, орфоэпические справочники и т.п., что способствует обучению школьников умению пользоваться словарями разных типов. Так, в 1-м классе перед тем, как расставить слова по алфавиту, дети читают их: банты, шарфы, торты, краны, брала, дала, клала, делая ударение на разных слогах. Возникает вопрос: «А как правильно?» - обращаются к справочной странице учебника «Правильно ставь ударение» и решают учебную задачу.
При обучении построению предложений и текстов надо обращаться к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников. Это записка, поздравление, телеграмма, письмо, воспоминание, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка, инструкция, объявление, дневниковая запись. Урок целесообразно начинать с проблемной ситуации: выделить структуру текста, после чего обучающиеся должны создать собственные произведения.
В некоторых классах существует традиция поздравлять детей с днями рождения. В качестве подарка ребята на отдельных листочках, по всем законам жанра, могут оформить поздравление имениннику и дополнить поздравление своими рисунками. Вручая поздравление, ребята проговаривают свои пожелания однокласснику, сопровождая это жестами, мимикой, соответствующими моменту. Листочки сшиваются в книжку и остаются имениннику на память.
В
конце учебного года первоклассников
можно учить писать письма. За лето
большинство ребят могут
Приведем
отрывки из некоторых писем. «Здравствуйте,
…!
Как Вы отдыхаете летом? Расскажу о себе.
В конце июля мы со знакомыми
ездили в Красноусольск. Было очень интересно!
Днем мы купались и загорали, а ночью спали
в палатке. Надеюсь, что Вы тоже хорошо
проводите время летом. Жду встречи с Вами
1 сентября. Диниев Рустам».
«Здравствуйте,… ! Я провожу лето у бабушки с дедушкой в Уфе. Мне подарили котенка. Он любит играть. Мне с ним весело. Мы ездили на Белую купаться и загорать. Я научилась кататься на велосипеде. Мне тут нравится. До свидания. Ахметова Альфия».
«...В июле я ездил отдыхать в лагерь «Мечта». Там я познакомился с новыми ребятами. В лагере было интересно. К нам приезжал цирк. По вечерам были дискотеки. В конце смены нам подарили шоколадные наборы. Жалко, что никто из ребят нашего класса не был в лагере. Сейчас я готовлюсь к школе. А Вы как провели лето? Я прошу Вас ответить на мое письмо. Желаю Вам хорошо отдохнуть и с новыми силами встретить нас в школе. До встречи. Сахипова Алсу».
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик должен привыкнуть сначала редактировать свою работу. Затем можно предложить нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих.
Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.
Судить о сформированности коммуникативной компетенции выпускника начальной школы, конечно, рано, но уже после проведения таких видов работ можно отметить у учеников потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять об особенностях своего языка. В пятом классе они будут сотрудничать друг с другом и с учителями.
Таким
образом, в целом к концу обучения
в 4-м классе у учеников создается база
для дальнейшего успешного обучения устной
и письменной речи в основной школе, для
развития коммуникативных качеств.
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева,
Е.В.
Бунеевой и О.В. Прониной)
с точки зрения эффективности
формирования у детей
коммуникативной компетенции
На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание языкового образования. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных. Потому, что сложившаяся сегодня в России вариативная система образования требует от учителя методической подготовки к работе по выбранному учебнику и знаний особенностей учащихся того или иного класса, уровня их подготовки. Изменение целей обучения, а именно смещение акцентов в преподавании на формирование ключевых компетенций учащихся, заострило проблему выбора учебника, соответствующего новым требованиям.
Современный учебник должен быть «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов (УМК). Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию.
Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Тот минимум, без которого никак невозможно ту или иную тему рассмотреть, в учебнике присутствовать обязан.
С другой стороны, учебник должен ориентировать и учителя, и ученика на поиск дополнительной информации, которую никакой учебник сегодня вместить в себя не может.
Это значит, что «учебник-навигатор» необходимо снабжать дополнительными материалами, которые развивают сам учебник. Нужны системы заданий для учителя и ученика, рабочие тетради, методические пособия, минимальные целевые хрестоматии, справочники школьника, электронные носители на дисках - для того, чтобы в человеке включалось абсолютно все для восприятия комплекса знаний. Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.
Формирование
коммуникативной компетенции
Таблица 1 показывает, что самыми распространенными являются устный рассказ о чем-ком-либо; упражнения на постановку в словах ударения, объяснение значения слова, вставку или выбор слова по смыслу, составление предложений, определение темы и идеи текста, его озаглавливание, сочинение.
Из них доминируют составление предложений, устный рассказ о ком-чем-либо, озаглавливание текста, постановка в словах ударения, сочинение. Это вполне закономерно: предложение является основной коммуникативной единицей; тексты создаются в устной и письменной форме; каждый текст имеет тему, которая отражается в заголовке; в звучащей речи все фонетические слова имеют ударение.
Также многочисленны упражнения на определение темы и идеи текста, объяснение значения слова, раскрытие смысла пословицы или поговорки, определение типа речи, реализуемого в тексте; устный пересказ.
Таким образом, можно говорить о текстоцентрическом подходе в обучении детей русскому языку по учебникам Т.Г. Рамзаевой.
Из таблицы 2 видно, что в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной преобладают упражнения на составление предложений, объяснение значения слова; озаглавливание текста; устный рассказ о ком-чем-либо. Их поддерживают упражнения на постановку в словах ударения, определение типа речи, реализуемого в тексте; сочинение.
Данные
учебники, безусловно, имеют коммуникативную
направленность, однако, на наш взгляд,
основной упор делается на развитии устной
речи, т.к. из собственно письменных упражнений
представлены только составление предложений
и сочинение.