Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4
9
9
17
20
27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ
3. Идея эписистемного знания как потенциального итога всего процесса совместной деятельности учителя и каждого ученика. Эти знания представляют собой цепочку вопросов, ответ на которые требует умственных усилий. Данные вопросы обращены и к самому тексту, и к личному опыту ученика. Искусство производства искомого знания с помощью вопросов к собеседнику восходит к сократовскому диалогу, майевтике: поэтапное продвижение к смыслу совершается путём решения связанных с содержанием текста микрозадач, в совокупности подготавливающих выход к итоговому знанию-обобщению. Доступные каждому микрозадачи в итоге позволяют открыть искомую истину во всей её непростой сути.
Из
этого вытекают основные методические
положения, которыми мы руководствовались
в опытно-экспериментальной
1. Выстраивать деятельность ребёнка при изучении русской речи как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.
2. Соотносить материал учебного курса, средств и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, ориентироваться на ведущую деятельность.
3. Опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка.
4. Осознавать, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Обязательным условием такой работы является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.
5. Иметь в виду, что текст – основная дидактическая единица.
6. Создавать речевую ситуацию на уроке с помощью структурно- логических схем.
7. Акцентировать внимание на том, что одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является сочинение.
Коммуникативную компетенцию следует рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативная компетенция - это готовность ученика к самостоятельному решению задач на базе знаний, умений, качеств личности. Из этого мы исходили при определении уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции и реализации системы специальных уроков общения и коммуникативных упражнений.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение года в 3 классе Миякитамакской школы Миякинского района РБ. Мы проводили специальные уроки общения и предлагали детям выполнять на каждом уроке русского языка хотя бы одно коммуникативное упражнение.
В результате по окончании эксперимента мы получили позитивную динамику в формировании коммуникативной компетенции третьеклассников. Так, количество детей, продемонстрировавших низкий уровень, уменьшилось на 45,6 %; количество же учеников, показавших средний и высокий уровни, увеличилось соответственно на 11,3 % и 44,5 %. Средний показатель положительной динамики составил 33,8 %.
Данная
динамика подтверждает эффективность
проведенной нами опытно-экспериментальной
работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
1. Главной целью компетентностного подхода в начальном языковом образовании является формирование развитой языковой личности младшего школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
2. Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения; проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция представляет собой способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
3. Коммуникативная направленность обучения обеспечивается не только благодаря диалогическому образовательному пространству на уроках русского языка, но и засчет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка в учебниках. Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.
4. Сравнительный анализ упражнений в учебниках по русскому языку для начальной школы Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной показывает, что учебники Т.Г. Рамзаевой эффективнее формируют коммуникативную компетенцию младших школьников.
5. При формировании коммуникативной компетенции детей на уроках русского языка в начальной школе следует:
1) выстраивать деятельность ребёнка при изучении русской речи как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие;
2) соотносить материал учебного курса, средств и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, ориентироваться на ведущую деятельность;
3) опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка;
4) осознавать, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации; обязательным условием такой работы является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания;
5) иметь в виду, что текст – основная дидактическая единица;
6) создавать речевую ситуацию на уроке с помощью структурно- логических схем;
7) акцентировать внимание на том, что одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является сочинение.
6. Коммуникативную компетенцию следует рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся.
7. В соответствии с этим опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение года в 3 классе Миякитамакской школы Миякинского района РБ, где проводились специальные уроки общения и на каждом уроке русского языка детям предлагались для выполнения специальные коммуникативные упражнения.
По окончании эксперимента средний показатель положительной динамики составил 33,8 %, что подтвердило эффективность проведенной нами опытно-экспериментальной работы.
На основе проведенного исследования мы разработали для учителей начальной школы методические рекомендации по эффективному формированию у детей коммуникативной компетенции.
1. Проводить уроки русского языка в режиме активного диалога: учитель – ученик, ученик – ученик – или полилога: учитель – ученики, ученики – ученики.
2.
Инициировать со стороны
3. Активизировать групповую работу исследовательского характера с обязательным обсуждением результата совместной деятельности.
4. При анализе языковых (речевых) единиц активно использовать приемы варьирования, подстановки, трансформации и т. п.
4. Приучать детей к аргументации своих высказываний. Воспитывать культуру участия в споре, дискуссии.
5.
Организовывать на уроках
6.
Развивать умение
7. Обучать русскому языку на текстовой основе: все виды языковых и речевых упражнений – на базе текста.
8. Формировать у детей умение продуцировать текст-рассуждение.
9. Инициировать устный рассказ учащихся либо о ком-чем-нибудь из жизни, либо о какой-нибудь языковой (речевой) единице или языковом (речевом) факте по предложенному учителем плану или плану, составленному самим ребенком.
10. Учить детей адаптировать один и тот же текст (устный – письменный) к различным ситуациям общения, например дома, в школе, в гостях и др.
11. Предлагая младшим школьникам сочинение, четко обозначать его жанр, стилистическую принадлежность и тип речи, который необходимо реализовать в тексте.
12. Систематически развивать в учащихся такое коммуникативное качество речи, как точность словоупотребления, через специальные упражнения с пропущенными словами или словами, предложенными для выбора.
13. Инициировать объяснение детьми смысла языковых (речевых) единиц.
14. Активно использовать на уроках русского языка прием театрализации; проводить ролевые игры.
15.
Строго и постоянно контролировать собственную
речь, которая должна быть образцовой,
и речь младших школьников.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - № 8.
2. Арасланова Е.В. Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008. - № 4. – С. 13 – 14.
3. Аркадьев А.Г. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). - М., 2002. – 272 с.
4. Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей. 1 - 4 класс. - М.: Рольф, 2001.
5. Байденко В.И., Оскарссон Б.Н. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002.
6. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУВШЭ, 2002. – 357 с.
7. Баранов Г.Н. Развитие речи в школе. - М.: Проспект, 2000.
8. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с.
9. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - № 3.
10. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. - № 1.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 1 класса – М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 2 класса – М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 3 класса – М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
14. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 4 класса – М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
15. Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. - Издание 2-е, исп. – М: «Баласс», 2003.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
17. Гетманская
А.А. Модульный подход в формировании ключевых
компетенций у учащихся // Интернет-журнал
«Эйдос». - 2005.- http://www.eidos.ru/jornal/