Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4
9
9
17
20
27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ
Факт
единичного проявления фиксируется знаком
«+». Общее количество коммуникативных
проявлений определяется в %. Затем определяется
уровень проявления коммуникативной компетенции:
до 40 % – низкий, 40 – 70 % – средний, 70 – 100
% – высокий.
Таблица 8
Оценка
сформированности коммуникативной
компетенции (деятельностно-
|
Факт единичного действия фиксируется знаком «+». Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося: 40 % – низкий, 40 – 60 % – средний, 60 – 100 % – высокий.
Индивидуальные показатели оценки заносятся в сводную таблицу 9, которая помогает определить уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.
Окончательный результат (уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50 % обозначает низкий уровень, 50 – 70 % - средний, 70 – 100 % – высокий, оцениваем уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.
Таблица 9
Уровни относительной сформированности коммуникативной компетенции учащихся
|
Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности детей по данной теме. В итоге имеем следующие уровни:
высокий – 55,5 %;
средний – 33,3 %;
низкий
– 11,1 %.
Таблица 10
Проявление коммуникативной компетенции
|
Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком «+». Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень относительной сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося: 50 % – низкий, 50 – 70 % – средний, 70 – l00 % – высокий. Получаем:
высокий – 55,6 %;
средний – 22,2 %;
низкий – 22,2 %.
Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу 10 не входит, т. к. только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, их анкетирования, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.
Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у детей общелингвистической компетентности, что необходимо для успешного овладения другими предметами.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. На наш взгляд, регулярное использование данных форм в учебном процессе позволит судить о соответствующем уровне и когнитивного, и коммуникативного развития ребенка.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
Чтобы
формирование коммуникативной компетенции
было результативным, более успешным,
чтобы создать оптимальные
По
окончании эксперимента мы получили
позитивную динамику в формировании
коммуникативной компетенции
Данная
динамика подтверждает эффективность
проведенной нами опытно-экспериментальной
работы.
Выводы
по второй главе
Основными причинами низкого уровня коммуникативной компетенции обучающихся являются следующие:
1)
в практике преподавания
2) традиционные методы и приёмы обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся;
3) основное содержание предмета «Русский язык» сводится к обучению орфографии и пунктуации, а литературы - к пересказыванию уже выведенных кем-то догм и суждений.
Теоретической базой инновационной деятельности по формированию коммуникативной компетенции послужил ряд идей.
1. Идея деятельностного подхода. Она связана с педагогикой развития и воплощается в разработке теории и технологии организации различных типов воспроизводящей деятельности. Речевая деятельность в учебном процессе (именно деятельность) организуется таким образом, что каждый ребёнок становится активным деятелем. Он не просто складывает звуки в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а понимает прочитанное. И не только на уровне языковых значений. Ребенок не просто пишет сочинение на заданную учителем тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытается найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел.
2. Идея вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения. речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определённому речевому субъекту и может иметь разную протяжённость и структуру: от короткой реплики бытового диалога до большого научного, художественного или иного произведения.