Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе начального языкового образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………………..
1.1. Компетентностный подход в условиях реализации новых образовательных стандартов по русскому языку для начальной школы.…………………………………………………………………………
1.2. Понятие коммуникативной компетенции………………………...
1.3. Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка……………….
1.4. Сравнительный анализ учебников русского языка
для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции……………………………………………..
4


9

9
17
20


27
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ……….
2.1. Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы…………………………………
2.2. Анализ исходного уровня относительной сформированности у младших школьников коммуникативной компетенции…………………...
2.3. Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 3 классов…………………………………………...
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛОССАРИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА………………………
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ

Работа содержит 1 файл

ВКР Фаттаховой Л.Ф.2.doc

— 443.00 Кб (Скачать)
 

      Факт  единичного проявления фиксируется знаком «+». Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции: до 40 % – низкий, 40 – 70 % – средний, 70 – 100 % – высокий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 8

Оценка  сформированности коммуникативной  компетенции (деятельностно-коммуникативная)

Ф.И. учащегося Умения  владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи Зона бли-жай-шего разви-тия % реалии-зации Уровень реализа-ции
Проявление  видов коммуникативных действий делать устное сообщение на лингвисти-ческую тему писать изложения, сочинения вести диалог сам    
1. Ахметова А.

2. Валиахметов  А.   

3. Гареева  Д.                         

4. Диниев  Р.

5. Игдеева  В.

6. Муратшина  Р.

7. Сахипова  А.

8. Хабибуллин Л.

9. Шаяхметов  Р.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

100

75

25

50

50

50

100

75

25

высокий

высокий низкий

средний

средний

средний

высокий

высокий

низкий

 

     Факт  единичного действия фиксируется знаком «+». Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося: 40 % – низкий, 40 – 60 % – средний, 60 – 100 % – высокий.

      Индивидуальные показатели оценки заносятся в сводную таблицу 9, которая помогает определить уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

     Окончательный результат (уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50 % обозначает низкий уровень, 50 – 70 % - средний, 70 – 100 % – высокий, оцениваем уровень относительной сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.

Таблица 9

Уровни  относительной сформированности коммуникативной компетенции учащихся

Ф.И. учащегося Предметно-информационная, % Деятельностно-коммуникативная, % Уровень сформированности, %
1. Ахметова  А.

2. Валиахметов  А.   

3. Гареева  Д.                         

4. Диниев  Р.

5. Игдеева  В.

6. Муратшина Р.

7. Сахипова  А.

8. Хабибуллин  Л. 

9. Шаяхметов  Р.

100

67

67

33

100

67

100

67

33

100

75

25

50

50

50

100

75

25

100

71

46

42

75

59

100

71

29

 

      Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности детей по данной теме. В итоге имеем следующие уровни:

     высокий – 55,5 %;

     средний – 33,3 %;

     низкий – 11,1 %. 
 
 
 
 
 

Таблица 10

Проявление  коммуникативной компетенции

Ф.И. учащегося Соб-ственное по-нят-ное вы-ска-зы-ва-ние Культура общения Умение прояв-лять личную граждан-скую позицию в общении Умение принимать  общечело-веческие ценности Умение мыслить  крити-чески Оценка,

%

1. Ахметова А.

2. Валиахметов А.  

3. Гареева  Д.                         

4. Диниев  Р.

5. Игдеева В.

6. Муратшина  Р.

7. Сахипова  А.

8. Хабибуллин  Л. 

9. Шаяхметов  Р.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

100

80

40

60

80

60

100

80

40 

 

      Факт  единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется  знаком «+». Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень относительной сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося: 50 % – низкий, 50 – 70 % – средний, 70 – l00 % – высокий. Получаем:

     высокий – 55,6 %;

     средний – 22,2 %;

     низкий – 22,2 %.

      Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу 10 не входит, т. к. только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, их анкетирования, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.

     Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у детей общелингвистической компетентности, что необходимо для успешного овладения другими предметами.

     Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. На наш взгляд, регулярное использование данных форм в учебном процессе позволит судить о соответствующем уровне и когнитивного, и коммуникативного развития ребенка.

     Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:

  • в начальной школе происходит становление школьника как субъекта учебной деятельности и как субъекта активного межличностного общения,  владеющего коммуникативными компетенциями;
  • диалогическая компетенция – это способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге; способность к диалогу формируется коммуникативным опытом и реализуется в нем;
  • сформированные умения конструктивного речевого взаимодействия будут результатом формирования коммуникативных компетенций ребенка.

     Чтобы формирование коммуникативной компетенции  было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия  для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности детей младшего школьного возраста. Необходимым условием эффективности диагностической работы явилось создание условий, вызывающих положительные эмоции. Определив уровни относительной сформированности данных качеств, устанавливаем учебные возможности каждого: высокий уровень обучения составил 55,6 %, средний – 33,3 %, низкий -11,1 %.

     По  окончании эксперимента мы получили позитивную динамику в формировании коммуникативной компетенции третьеклассников  (Таблица 11). Так, количество детей, продемонстрировавших низкий уровень, уменьшилось на 45,6 %; количество же учеников, показавших средний и высокий уровни, увеличилось соответственно на 11,3 % и 44,5 %. Средний показатель положительной динамики составил 33,8 %.

     Данная  динамика подтверждает эффективность  проведенной нами опытно-экспериментальной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по второй главе 

     Основными причинами низкого уровня коммуникативной компетенции обучающихся являются следующие:

     1) в практике преподавания предмета  недостаточно внимания уделяется  работе с текстом;

     2) традиционные методы и  приёмы  обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся;

     3) основное содержание предмета «Русский язык» сводится  к обучению орфографии и пунктуации, а литературы  - к пересказыванию уже выведенных кем-то догм и суждений.

     Теоретической базой инновационной деятельности по формированию коммуникативной компетенции послужил ряд идей.

     1. Идея деятельностного подхода.  Она связана с педагогикой развития и  воплощается в разработке теории и технологии организации различных типов воспроизводящей деятельности. Речевая деятельность в учебном процессе (именно деятельность) организуется таким образом, что каждый ребёнок становится активным деятелем. Он не просто складывает звуки в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а понимает прочитанное. И не только на уровне языковых значений. Ребенок не просто пишет сочинение на заданную учителем тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытается найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел.

     2. Идея  вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения. речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определённому речевому субъекту и может иметь разную протяжённость и структуру: от короткой реплики бытового диалога до большого научного, художественного или иного произведения.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе начального языкового образования