Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Работа содержит 2 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать)

 

Итак, из таблицы видно, что у всех детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.

Аня К.- Лучше стала различать звуки: та и да, на и ба.  Не путает: ка, га.

Витя Е.- Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба.  Не путает: ка, га.

Таня А. Все звуки поставлены. Слышит правильно.

Слава Х. – не приглушает звуки г и д. Иногда путает па и ба.

Оля Т. - Все фонемы слышит правильно.

Тимур Г. - Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба.  Не путает: ка, га

Карина А. - Приглушает звук Г. Озвончение Д исчезло.

Вова Г. - Все звуки поставлены. Слышит правильно.

Валера Б. - Все фонемы слышит правильно.

Павел Д. - Все фонемы слышит правильно.

Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:

Таблица 8.

Особенности языкового анализа детей с ФФНР

 

ФИО

Анализ состояния предложения

Слоговый анализ

и синтез

Фонематич.

анализ

Фонематич. синтез

Фонематич. Предст-ия

Средний

балл

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Аня К.

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

1,8

2,8

Витя Е.

3

3

2

3

2

3

2

3

1

2

2

2,8

Таня А.

2

3

1

2

2

3

2

3

1

2

1,6

2,6

Слава Х.

1

3

1

3

1

2

1

2

1

2

1

2,4

Оля Т.

1

2

1

3

1

3

1

2

0

2

0,8

2,4

Тимур Г.

2

3

2

3

2

3

2

3

1

3

1,8

3

Карина А.

2

3

1

3

2

3

2

3

1

3

1,6

3

Вова Г.

2

3

1

2

2

3

2

3

1

3

1,6

2,8

Валера Б.

2

3

1

2

2

3

2

3

1

3

1,6

2,8

Павел Д.

1

2

1

2

1

2

1

3

0

2

0,8

2,2

 

Представим полученные результаты в диаграмме:

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4.

Состояние языкового анализа и синтеза у детей с ФФН

Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.

Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого; у 2 детей –Тимур и Карина, – показали самый высокий результат в пределах - 3 балла. Остальные 8 человек показали результат в пределах нормы.

Состояние речевых процессов по окончании коррекционной работы отразим в диаграмме:

Уровни развития языкового анализа у детей с ФФНР:

0-2            балл – низкий уровень;

1-2 балла – средний уровень;

2-3 балла – высокий уровень

 

 

Диаграмма 5.

Уровень овладения языковым анализом и синтезом по окончании формирующего исследования

10 детей – 100%

1 ребенок – 10%

Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза на контрольном этапе позволило сделать вывод, что по окончании коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы – 100%.

В целом по исследованию можно сделать вывод:

      Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

      Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

      Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

 

 

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

 

Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических процессов посредством игр, занятий и упражнений.

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений.  Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Эксперимент проводился в течение четырех месяцев.

В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию: в I периоде – 2 за­нятия, во II – 3, в III – 4 занятия. Фронтальные логопедичес­кие занятия проводились с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия – с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи.  В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:

      Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

      Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

      Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в  системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Целью нашего исследования было выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработка и апробация методики коррекционной работы.

Мы предположили, что формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному.

- Развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

- У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формиро­вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Целью констатирующего этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений у детей дошкольного возраста с ФФНР.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Для эксперимента была сформирована группа детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..

Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:

I.Обследование звукопроизношения:

II.Исследование языкового анализа и синтеза:

В целом по констатирующему исследованию можно сделать следующие выводы:

                 у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма, на втором месте ламбдацизм и ротацизм, и реже всего встречаются искажения звуков;

                 все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов;

                 изучение состояния языкового анализа и синтеза показало, что у большинства детей (70%) отмечается средний уровень развития анализа и синтеза, 30% - показали низкий уровень владения языковым анализом и синтезом. Высокий уровень не был  выявлен ни у кого;

                 нарушено четкое восприятие речевого потока, они не могут выделить законченные в смысловом отношении единицы речи.

                 дети затрудняются определит количество слогов с слове;

                 Неправильно определяют в составе слова количество звуков и букв.

                 в ходе исследования было установлено, что у детей наблюдались различные виды специфических ошибок. Следует сказать, что среди спе­цифических ошибок большую часть состав­ляют ошибки языкового анализа и синтеза. На втором месте - ошибки фонематическо­го характера. Ошибок языкового анализа и синтеза характеризуются тем, что происходят замены букв, соответствующих артикуляторно или акустически близким звукам.

Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических представлений посредством игр, занятий и упражнений.

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений.  Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).

В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи.  В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:

      Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

      Практически все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

      Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

2.   Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе . – Спб: Лань, 1998.

3.   Актуальные проблемы логопедии.//Сборник научных  трудов . - М. – 1980.

4.   Амбрукайте И.А. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология. – 1981. – № 5.

5.   Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.– 1984. – №6 

6.   Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.

7.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

8.   Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста