Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Итак, из таблицы видно, что у всех детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.
Аня К.- Лучше стала различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.
Витя Е.- Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.
Таня А. Все звуки поставлены. Слышит правильно.
Слава Х. – не приглушает звуки г и д. Иногда путает па и ба.
Оля Т. - Все фонемы слышит правильно.
Тимур Г. - Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га
Карина А. - Приглушает звук Г. Озвончение Д исчезло.
Вова Г. - Все звуки поставлены. Слышит правильно.
Валера Б. - Все фонемы слышит правильно.
Павел Д. - Все фонемы слышит правильно.
Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:
Таблица 8.
Особенности языкового анализа детей с ФФНР
ФИО | Анализ состояния предложения | Слоговый анализ и синтез | Фонематич. анализ | Фонематич. синтез | Фонематич. Предст-ия | Средний балл | ||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Аня К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1,8 | 2,8 |
Витя Е. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2,8 |
Таня А. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1,6 | 2,6 |
Слава Х. | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2,4 |
Оля Т. | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0,8 | 2,4 |
Тимур Г. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1,8 | 3 |
Карина А. | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1,6 | 3 |
Вова Г. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1,6 | 2,8 |
Валера Б. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1,6 | 2,8 |
Павел Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 0 | 2 | 0,8 | 2,2 |
Представим полученные результаты в диаграмме:
Диаграмма 4.
Состояние языкового анализа и синтеза у детей с ФФН
Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.
Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого; у 2 детей –Тимур и Карина, – показали самый высокий результат в пределах - 3 балла. Остальные 8 человек показали результат в пределах нормы.
Состояние речевых процессов по окончании коррекционной работы отразим в диаграмме:
Уровни развития языкового анализа у детей с ФФНР:
0-2 балл – низкий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
2-3 балла – высокий уровень
Диаграмма 5.
Уровень овладения языковым анализом и синтезом по окончании формирующего исследования
10 детей – 100%
1 ребенок – 10%
Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза на контрольном этапе позволило сделать вывод, что по окончании коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы – 100%.
В целом по исследованию можно сделать вывод:
Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;
Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ
Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических процессов посредством игр, занятий и упражнений.
На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Эксперимент проводился в течение четырех месяцев.
В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию: в I периоде – 2 занятия, во II – 3, в III – 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводились с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия – с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:
Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;
Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Целью нашего исследования было выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработка и апробация методики коррекционной работы.
Мы предположили, что формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному.
- Развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
- У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Целью констатирующего этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений у детей дошкольного возраста с ФФНР.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Для эксперимента была сформирована группа детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..
Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:
I.Обследование звукопроизношения:
II.Исследование языкового анализа и синтеза:
В целом по констатирующему исследованию можно сделать следующие выводы:
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма, на втором месте ламбдацизм и ротацизм, и реже всего встречаются искажения звуков;
все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов;
изучение состояния языкового анализа и синтеза показало, что у большинства детей (70%) отмечается средний уровень развития анализа и синтеза, 30% - показали низкий уровень владения языковым анализом и синтезом. Высокий уровень не был выявлен ни у кого;
нарушено четкое восприятие речевого потока, они не могут выделить законченные в смысловом отношении единицы речи.
дети затрудняются определит количество слогов с слове;
Неправильно определяют в составе слова количество звуков и букв.
в ходе исследования было установлено, что у детей наблюдались различные виды специфических ошибок. Следует сказать, что среди специфических ошибок большую часть составляют ошибки языкового анализа и синтеза. На втором месте - ошибки фонематического характера. Ошибок языкового анализа и синтеза характеризуются тем, что происходят замены букв, соответствующих артикуляторно или акустически близким звукам.
Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических представлений посредством игр, занятий и упражнений.
На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).
В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:
Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
Практически все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;
Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
2. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе . – Спб: Лань, 1998.
3. Актуальные проблемы логопедии.//Сборник научных трудов . - М. – 1980.
4. Амбрукайте И.А. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология. – 1981. – № 5.
5. Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.– 1984. – №6
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
8. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.
Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста