Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. Ф.И. ребенка……Виктор………………
3. Возраст…………6 лет………………………………………………….
4. Домашний адрес…ул. Победы д.17………………………………………………
5. Откуда поступил ребенок……детский сад «Елочка»……………………..
6. Жалобы родителей……не правильно произносит звуки в словах, неверное построение предложений…………………………………………………
7. Данные о речевом развитии:
гуление………………………не помнят………………………..…………….
лепет………………………… не помнят …………………………………….
первые слова……………………2 г……………………………………………
речь фразой……………………3 г……………………………………………..
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями)……нет…………...
8. Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа:
как тебя зовут?…Меня зовут Витя
сколько тебе лет?………………..Мне шесть лет……………………….……
где ты живешь?…Я зиву на улице Победы в доме номел семнадцать
(Я живу на улице Победы в доме семнадцать)…………
как зовут папу? маму?….Маму зовут Люда, папу зовут Саса (Маму
зовут люда, папу зовут Саша)…………………...
какие игрушки есть дома?… Лазные, масынки люблю (Разные, машинки
люблю)………………………………………..
есть ли у тебя друзья?…… Дужу с Сеёской, с мамой дужу (Дружу с
Серёжкой, с мамой дружу)……………………
б) счёт прямой ……………..до 10……………………………………………….
порядковый……………………………………… + …………………………
в) геометрические формы……овал, круг, прямоугольник, квадрат………….
г) основные цвета…………………………………. + …………………………
д) оттеночные цвета………………………………... – ………………………….
е) классификация предметов………………………. + …………………………
ж) выделение четвертого лишнего предмета …….. + …………………………
з) ориентация во времени…………………………... + ………………………...
в пространстве……………………………………. + ………………………...
9. Устойчивость внимания, работоспособность: неустойчивое, слабая (часто
отвлекается)………………………………………………
10. Состояние общей и мелкой моторики………….недостаточно развитые…..
11. Общее звучание речи:
темп………………………в норме……………………………………………..
интонация………агрессивен с детьми………………………………………..
разборчивость…………невнятная…………
12. Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
1) подвижность……………………….в норме…...…………………………...
2) правильность прикуса……………. в норме……………..………………...
3) строение неба……………………… в норме…...………...………………..
4) зубы………………ровные……………………………………
5) язык………………вялый……………...…………………
6) состояние подъязычной уздечки, подвижность …...в норме, подвижная
7) строение губ, подвижность………...тонкие, подвижные………………...
13. Произношение звуков:
С……… + ….…… Л……… + ………. М……… + ………
С’……… + ……… Л‘……… + ……… Ч……… + ……….
З……… + …..…… Р……… – ………. Щ……… – ………
Ш……… – ……… Ж……… – ……… Ц………. – ………
Г……… + ………. К……… + ………
Х……… + ……… Б……… + ……….
П……… + ……… Д……… + ………
Т……… + ……… Ы……… + ………
14. Различие звуков на слух и в произношении…не развито слуховое внимание
15. Произношение слов сложного слогового состава:
строительство……стлоительство……
милиционер………Милиционел………….
велосипед…………велисипед…………….
аквариум…………аквалиум………….…..
16. Связная речь:
а) составление рассказа по картинке…Зимой Аня пошла на улицу, взяла санки. Пошла на горку кататься на санках. Ей тепло, а на улице холодно…………
б) составление рассказа по серии картин……Мама шила варежки. Она сидела на стульчике. Рядом сидел котёнок. Потом мама ушла, а котёнок тихо подошёл к ниткам. Один клубок упал. И котёнок начал клубок катать и перепутал. Пришла Таня и увидела, что котёнок все нитки перепутал. Она сказала: «Что ты натворил?»…………………………………………….
в) пересказ……Скачет заинька в лесу. Видит бежит лиса и он спрятался под кустом. Понюхала его лиса, тихонечко подошла и схватила зайку……..
г) рассказ-описание…Это яблоко. Оно холосее, чистое, класное, вкусное…….
17. Словообразование:
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов: пылесос – он чистит ковёл, собилает пыль
б) назвать части предметов и показать:
крышка……………..клышка………….
ручка…………………лучка……………
туловище (стенки)….. – ………………
носик………………..носик……………
сиденье……………сиденька…………..
спинка………………спинка……..…….
ножки………………ножки……………
в) уровень обобщений:
1) помидор, морковь, репа, капуста……………….овоси……………….
2) яблоко, персик, груша, лимон……….. …флюкты (фрукты)………..
3) кошка, собака, корова, волк, еж………………зывотные……………
4) автобус, электричка, троллейбус, самолет….. – ……(транспорт)…..
5) мяч, юла, пирамидка, кукла……………иглуски (игрушки)………….
г) словарь признаков:
1) подбор прилагательных к имени существительному:
лимон – какой?………флюкт, зёлтый, кусный, полезный (фрукт, он зёлтый, кислый, полезный)………………………………………..
водолазка – какая?….футболка новая, касивая, наядная (водолазка
новая, красивая, нарядная)……………………
лиса – какая?………..хитлая, дикая, оланзевая, касивая (хитрая,
дикая, оранжевая, красивая)………………….
2) подбор антонимов:
широкий – узкий………….узкая узкий
длинный ………………….колоткий короткий
высокий…………………..низкий
веселый…………………..глустный
светлый …………………светлый тёмный
большой …………………маленький маленький
прямой …………………..кливой кривой
сухой ……………………моклый мокрый
холодный………………..тёплый
3. Глагольный словарь
а) что делает?
повар…………………………….кушать даёт……………………………
врач……………………………..лечит детей, маму……………………...
учительница……учит писать (учит детей разговаривать, писать)……..
почтальон……………….. носит газеты (носит газеты)………………...
18. Грамматический строй:
а) образование множественного числа имени существительного:
мяч ………….мячики……….. ……….. мячиков………
дом…………домичики………
карандаш…каландашики……
лопата……..…лопат…………
шар………….шариков……….
б) образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
дом…………..домичик……….
ёлка……….….ёличка…………
ведро……..…вёдлочко……….
в) согласование прилагательных с существительными:
шар синий ……………….синий сал……...…………………………………….
красный флажок ……классный флазок…...…………………………………...
синяя машина…………синяя машина…………………………………………..
солнце красное ……….класная сонце……………………………….………….
звезда красная …………класная звезда…..…………………………………….
г) согласование существительных с числительными
ухо 1…………………... 2………ухи..……. 3……… ухи ………
помидор 1…………………… 2…..помидола…. 3….. помидола……
стул 1…………………… 2……стула…….. 3…..стульчики……
кукла 1…………………… 2…….куклы……. 3……. куклы………
19. Логопедические заключения:
1. Наблюдается нестойкое употребление звуков в речи.
2. Недостаточная дифференцированность фонематического восприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
1.Обследование звукопроизношения:
характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
2.Исследование языкового анализа:
1). Анализ состава предложения.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Примерный речевой материал:
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.
2).Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
Задания:
2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.
Примерный речевой материал:
мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.
2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.
2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.
Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат кни?ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
3) Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
3.1. Выделение звука из слова.
Задания:
– Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
– Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
3.2. Выделение первого звука в слове.
Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
3.3. Выделение последнего звука в слове.
Задание:
– Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?
3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Задания:
– Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?
– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?
3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Задание:
– Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Задания:
– Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
– Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
4. Фонематический синтез.
Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
[б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]
5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).
Задания:
– Назвать слова, в которых есть звук [ш].
– Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
– Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
| Параметры | Порядковый номер ребенка | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
звукопроизношение
| С С’ | - | + | + | - | - | + | + | + | - | - |
З З’ | - | + | + | - | - | + | + | + | - | - | |
Д Д’ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Ш | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | |
Ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Щ | + | - | + | + | - | + | - | + | + | - | |
Л | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Р | -
| + | - | + | - | +
| + | - | + | - | |
Х | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Языковой анализ и синтез | Фонематическое восприятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Анализ состояния предложения | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Слоговой анализ и синтез | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Фонематический анализ | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Фонематический синез | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Фонематические представления | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста