Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Когда же зажужжит вдруг жук,
То у жука пониже звук,
И глуше будет жук жужжать,
Как будто жук слегка прижат.
Жука жужжанье нас тревожит,
Мы ждем, что жук ужалить может,
Но жук живет совсем без жала,
Напрасно жук жужжит, пожалуй!
В стихотворении «Шелк - щелк» противопоставляются звуки III и HI и подчеркиваются особенности их звучания. Затем в качестве проверки - детям предлагается задание на слуховую дифференциацию двух слов, различающихся только этими звуками (здесь имеется в виду ленинградский, то есть «взрывной» вариант произнесения звука Ш).
Шелк – щелк
«Пещера» и «ящик»,
«Кощей» и «щенок» –
Здесь слышится «щ», несомненно,
В словах же «машина», «мешок» и «шнурок»
Звук «ш» мы уловим мгновенно.
«Трещать» и «пищать», «помещать» и «вращать»,
«Выращивать», «щелкать» и «щупать»,
А также еще «ощущать», «навещать», –
Здесь «щ» можно сразу «прощупать».
В других же словах - «шутим», «пишем», «шумим»,
«Решаем», «шагаем» и «дышим»,
А также «спешим», «совершим», «насмешим» -
Звук «ш» мы отчетливо слышим.
Звук «ш» словно тише, он только шипит,
Как мышка шуршит осторожно,
А в «щ» еще что-то прощально трещит
И щелкает как-то тревожно.
И чтоб не оставить звук «ш» для щенка,
Понять в этих звуках толк,
Научимся шум отличать от щелчка,
Послушайте: «шелк – щелк»!
В стихотворении «Капли-барабаны» сначала противопоставляются группы звонких и глухих согласных в целом, а затем – последовательно каждая из шести пар этих звуков:
П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж.
В конце стихотворения подводится общий итог, где еще раз подчеркивается основной различительный признак в звучании звонких и глухих согласных (громко – тихо). При чтении этого стихотворения все отдельные согласные звуки должны произноситься без всяких призвуков («п», а не «пэ», «б», а не «бэ», и т.д.).
Капли – барабаны
Глухие звуки звучат глухо,
Голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: «пугаться», «пускать»,
Здесь голоса нет в звуке «п»,
А в слове «бороться» и в слове «бежать»
Слышится звонкое «б».
Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: «б», «в», «г»!
Глухие же можно лишь прошептать,
Послушайте: «п», «ф», «к»…
В стихотворении «Нежный или злой»? обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, звучат несколько выше и протяжнее, продолжительнее). В конце стихотворения также дается проверочное задание для. детей.
Нежный или злой
Есть мягкие звуки и твердые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твердые – словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
«Ель», «капель», «мель», «метель».
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: «стол», «укол»!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее – он даже зол.
Он строг и отрывист, звучит очень кратко,
Как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки,
Послушайте: «молот», «лук»!
А мягкий звук задержать еще можно,
Он не спешит уходить,
Прощается с нами он осторожно,
Его мы можем продлить.
Послушайте: «свежесть», «близость», «весть» –
Здесь все протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть
Чуть-чуть попозже уйти.
Давайте отыщем мягкие звуки
В группе предложенных слов:
«мель – мел»,
«брать – брат»,
«кровь – кров».
Для противопоставления звуков Р и Л могут быть использованы такие четверостишия:
Звук «л» он словно ласкает слух,
Послушайте: «голос», «мел»,
А «р» так громко прорвется вдруг,
Как грозный гром прогремел!
После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
Перечень игр и упражнений в приложении № 4.
Планирование работы по периодам обучения
Звуки | I период обучения у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу.
| Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от, ym.-urn. |
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
| Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных {утка – утки., конфета – конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты – боты, у Нины – конфеты, у Вовы – кубики, а у Толи, – утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик; моя утка, конфета; мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали. купали, мыли). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. |
Звуки | II период обучения ль, йот, ы-и, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу. | Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. |
3акрепление лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи. | Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто; образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком. снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег – снежинка, снега – снежный – снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад. пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили. снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту; Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. |
| |
Звуки | III период обучения л, р, л-ль, р-рь, ль, л-р, ч, щ, ч-ш |
Звуковой анализ и синтез.
| Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла. ор-ро, лара-лоро). Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – . . . . . . . . . . . . Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. |
Закрепление лексико-грамма- тических категорий. Развитие связной речи. | Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мылить. обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкции (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый – тонкий, короткий –длинный). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать; летчик – летать; краснота – краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными {Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; «оречевление» серии выполненных действий. |
3.2. Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов
Цель завершающего этапа исследования состояла в изучении результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи по окончании формирующего эксперимента.
Задачи завершающего этапа исследования
1. Выявить особенности состояния фонематических представлений старших дошкольников по окончании формирующего эксперимента ;
2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
3. Провести сравнительный анализ полученных результатов ;
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий с детьми экспериментальной группы. Проведем анализ полученных результатов.
1. Состояние звукопроизношения
Сравнительный анализ состояния звукопроизношения после коррекционной работы представим в таблице
Таблица 6.
Состояние звукопроизношения
Имя ребенка | Звуки | ||||||||||||
С | С’ | З | З | Ц | Ш | Ж | Щ | Д | Д | Р | Л | Х | |
Аня К. | м/з + | М/з + | м/з + | м/з + | + | + | + | + | + | + | Горл. + | - | + |
Витя Е. | + | + | + | + | + | Искаж - | + | Искаж + | + | + | - | + | + |
Таня А. | + | + | Бок + | Бок + | + | + | + | + | + | + | + | - + | - - |
Слава Х. | м/з + | м/з + | + | + | + | + | + | + | + | + | - - | + | + |
Оля Т. | м/з + | м/з + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - + | + |
Тимур Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Горл + | + | + |
Карина А. | + | + | + | + | + | Искаж + | + | Искаж + | + | + | + | + | + |
Вова Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - + | + |
Валера Б. | м/з + | М/з + | м/з + | м/з + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Павел Д. | м/з + | М/з + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - + | + |
Итак из таблицы видно, что у основной массы детей – у Ани, Оли, Тимура, Вова, Валеры, Павла все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.
Витя - путает [с] [ш], требуется работа по дифференциации.
Таня - поставлены [з] [з’], путает [ч] [щ] работа по дифференциации, нет [р] [х].
Слава – поставлены [с] [с’], нет [р].
Карина – поставлены [ш] [щ’], но требуется работа по дифференциации [с] - [ш],
43
2. Исследование языкового анализа и синтеза
Рассмотрим состояние фонематического восприятия испытуемых:
Таблица 7.
Особенности фонематического восприятия
№ | Имя ребенка | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Особенности восприятия слогов | Особенности восприятия слов | Особенности восприятия слогов | Особенности восприятия слов | ||
1 | Аня К. | 2 | 2 | 3 | 3 |
2 | Витя Е. | 1 | 1 | 2 | 3 |
3 | Таня А. | 2 | 1 | 3 | 2 |
4 | Слава Х. | 2 | 2 | 3 | 3 |
5 | Оля Т. | 2 | 2 | 3 | 3 |
6 | Тимур Г. | 2 | 2 | 3 | 3 |
7 | Карина А. | 1 | 1 | 2 | 2 |
8 | Вова Г. | 1 | 1 | 3 | 2 |
9 | Валера Б. | 1 | 1 | 3 | 3 |
10 | Павел Д. | 2 | 1 | 3 | 2 |
Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста