Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Работа содержит 2 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать)

Когда же зажужжит вдруг жук,

То у жука пониже звук,

И глуше будет жук жужжать,

Как будто жук слегка прижат.

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

В стихотворении «Шелк - щелк» противопоставляются звуки III и HI и подчеркиваются особенности их звучания. Затем в качестве проверки - детям предлагается задание на слуховую дифференциацию двух слов, различаю­щихся только этими звуками (здесь имеется в виду ленинградский, то есть «взрывной» вариант произнесения звука Ш).

Шелк – щелк

«Пещера» и «ящик»,

«Кощей» и «щенок» –

Здесь слышится «щ», несомненно,

В словах же «машина», «мешок» и «шнурок»

Звук «ш» мы уловим мгновенно.

«Трещать» и «пищать», «помещать» и «вращать»,

«Выращивать», «щелкать» и «щупать»,

А также еще «ощущать», «навещать», –

Здесь «щ» можно сразу «прощупать».

В других же словах - «шутим», «пишем», «шумим»,

«Решаем», «шагаем» и «дышим»,

А также «спешим», «совершим», «насмешим» -

Звук «ш» мы отчетливо слышим.

Звук «ш» словно тише, он только шипит,

Как мышка шуршит осторожно,

А в «щ» еще что-то прощально трещит

И щелкает как-то тревожно.

И чтоб не оставить звук «ш» для щенка,

Понять в этих звуках толк,

Научимся шум отличать от щелчка,

Послушайте: «шелк – щелк»!

 

В стихотворении «Капли-барабаны» сначала противопоставляются группы звонких и глухих согласных в целом, а затем – последовательно каж­дая из шести пар этих звуков:

П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж.

В конце стихотворения подводится общий итог, где еще раз подчерки­вается основной различительный признак в звучании звонких и глухих со­гласных (громко – тихо). При чтении этого стихотворения все отдельные со­гласные звуки должны произноситься без всяких призвуков («п», а не «пэ», «б», а не «бэ», и т.д.).

Капли – барабаны

Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: «пугаться», «пускать»,

Здесь голоса нет в звуке «п»,

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «б».

Можно все звонкие прокричать,

Попробуем: «б», «в», «г»!

Глухие же можно лишь прошептать,

Послушайте: «п», «ф», «к»…

 

В стихотворении «Нежный или злой»? обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, звучат не­сколько выше и протяжнее, продолжительнее). В конце стихотворения также дается проверочное задание для. детей.

Нежный или злой

Есть мягкие звуки и твердые звуки,

Их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней,

А твердые – словно грубее и ниже,

Как будто твердые - злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

«Ель», «капель», «мель», «метель».

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твердый звук обрывается резко.

Послушайте: «стол», «укол»!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко,

Как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки,

Послушайте: «молот», «лук»!

А мягкий звук задержать еще можно,

Он не спешит уходить,

Прощается с нами он осторожно,

Его мы можем продлить.

Послушайте: «свежесть», «близость», «весть» –

Здесь все протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть

Чуть-чуть попозже уйти.

Давайте отыщем мягкие звуки

В группе предложенных слов:

«мель – мел»,

«брать – брат»,

«кровь – кров».

 

Для противопоставления звуков Р и Л могут быть использованы такие четверостишия:

Звук «л»  он словно ласкает слух,

Послушайте: «голос», «мел»,

А «р» так громко прорвется вдруг,

Как грозный гром прогремел!

 

После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специ­альных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.

Перечень игр и упражнений в приложении № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы по периодам обучения

Звуки

I период обучения

у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь

Подготовка к звуковому ана­лизу и синтезу.

 

Выделение гласных звуков из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного из начала слова.

Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д.

Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак).

Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д.  Преобразование слогов путем изменения одного звука от, ym.-urn.

Закрепление

лексико-грамматических катего­рий и развитие связной речи.

 

Закрепление навыка употребления категории множе­ственного числа существительных {утка – утки., конфета – конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты – боты, у Нины – конфеты, у Вовы – кубики, а у Толи, – утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женско­го, среднего рода (мой кот, кубик; моя утка, кон­фета; мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего вре­мени (я пою, мы поем, вы поете, они поют).

Употребление категорий прошедшего времени гла­голов множественного числа (гуляли, пели, ката­ли. купали, мыли).

Составление предложений по демонстрации дейст­вий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме.

Звуки

II период обучения

ль, йот, ы-и, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж

Подготовка

к звуковому ана­лизу и синтезу.

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Опре­деление места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.

3акрепление

лексико-грамматических катего­рий.

Развитие связной речи.

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеле­ное) пальто; образования относительных прилага­тельных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стек­лянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком. снежная баба, бу­мажный змей, бумажная пеленка).

Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег – снежинка, снега – снежный – снеговик).

Образование сложных слов (снегопад, листопад. пылесос, самолет и т.д.).

Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуе­мых, дополнений, определений (Соня и Миша слепи­ли. снеговика (снежную бабу, снежный ком, само­лет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стек­лянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки.

Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту; Даша, шуба, вешать).

Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений.

 

Звуки

III период обучения

л, р, л-ль, р-рь, ль, л-р, ч, щ, ч-ш

Звуковой анализ и синтез.

 

Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.

Выделение их среди других звуков и слогов.

Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных сло­гов (ал-ла. ор-ро, лара-лоро). Анализ и синтез од­носложных слов (лак-рак, стол-стул), преобра­зование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова

– – – – –              – – – – –              – – – – –

– – – – –              – – – – –              – – – – –

.   .   .    .              .   .   .    .              .   .   .    .

Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.

Закрепление

лексико-грамма-­

тических категорий.

Развитие

связной речи.

Закрепление навыка образования уменьшитель­ной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосно­вая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп).

Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мы­лить. обмылки, мыльница); приставочных гла­голов (машина поехала к дому, подъехала к до­му, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала).

Употребление предложных конструкции (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался меж­ду столом и шкафом).

Подбор слов с противоположным значением (тол­стый – тонкий, короткий –длинный).

Образование существительных от глаголов и наобо­рот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать; лет­чик – летать; краснота – краснеть).

Закрепление навыка употребления сложносочи­ненных предложений с разными придаточными {Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.).

Составление разных типов рассказов; «оречевление» серии выполненных действий.


 

3.2. Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов

 

Цель завершающего этапа исследования состояла в изучении результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи по окончании формирующего эксперимента.

Задачи завершающего этапа исследования

1.      Выявить особенности состояния фонематических представлений старших дошкольников по окончании формирующего эксперимента ;

2.      Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

3.                 Провести сравнительный анализ полученных результатов ;   

Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий с детьми экспериментальной группы. Проведем анализ полученных результатов.

1.      Состояние звукопроизношения

Сравнительный анализ состояния звукопроизношения после коррекционной работы представим в таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.

Состояние звукопроизношения

Имя ребенка

Звуки

С

С’

З

З

Ц

Ш

Ж

Щ

Д

Д

Р

Л

Х

Аня К.

м/з

+

М/з

+

м/з

+

м/з

+

+

+

+

+

+

+

Горл.

+

-

+

Витя Е.

+

+

+

+

+

Искаж

-

+

Искаж

+

+

+

-

+

+

Таня А.

+

+

Бок

+

Бок

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

Слава Х.

м/з

+

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

Оля Т.

м/з

+

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Тимур Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Горл

+

+

+

Карина А.

+

+

+

+

+

Искаж

+

+

Искаж

+

+

+

+

+

+

Вова Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Валера Б.

м/з

+

М/з

+

м/з

+

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Павел Д.

м/з

+

М/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

 

Итак из таблицы видно, что у основной массы детей – у Ани, Оли, Тимура, Вова, Валеры, Павла все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Витя -  путает [с] [ш], требуется работа по дифференциации.

Таня - поставлены [з] [з’],  путает [ч] [щ] работа по дифференциации, нет  [р] [х].

Слава – поставлены [с] [с’], нет [р].

Карина – поставлены [ш] [щ’], но требуется работа по дифференциации [с] - [ш], 

 



43

 

2. Исследование языкового анализа и синтеза

Рассмотрим состояние фонематического восприятия испытуемых:

Таблица 7.

Особенности фонематического восприятия

 

Имя ребенка

Констатирующий этап

Контрольный этап

Особенности восприятия слогов

Особенности восприятия

слов

Особенности восприятия слогов

Особенности восприятия

слов

1

Аня К.

2

2

3

3

2

Витя Е.

1

1

2

3

3

Таня А.

2

1

3

2

4

Слава Х.

2

2

3

3

5

Оля Т.

2

2

3

3

6

Тимур Г.

2

2

3

3

7

Карина А.

1

1

2

2

8

Вова Г.

1

1

3

2

9

Валера Б.

1

1

3

3

10

Павел Д.

2

1

3

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста