Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Работа содержит 2 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать)

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки слогов;

- орфографические ошибки.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты [22, с.48].

 

1.2. Особенности усвоения детьми звуков речи в онтогенезе

 

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе посте­пенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь по­степенно.

Р.В. Левина, Е.В. Хватцев, А.Н. Гвоздев указывают, что в первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок мо­жет правильно произносить лишь самые простые по артикуляции зву­ки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б,  М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и дру­гие артикуляторно простые звуки, не требую­щие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и соглас­ные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более про­стыми для произно­шения звуками. Это явление получило название «возрас­тного косноязы­чия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойст­венно всем без исключения детям [22; 47].

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько эта­пов. Например, ребенок не сразу овладевает произно­шением звука Ш, а сна­чала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные пе­риоды слово шуба в его речи звучит как тюба, сюба, суба и, наконец, шуба.

Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произноше­нию согласных:

Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа);

Р: Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба);

С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки);

Ш: ТЬ – СЬ- С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба);

Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля).

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребе­нок неко­торое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вме­сто С, произнося слово сумка как шумка или Саша как Шаша. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ре­бенку окончательно овладеть звуком.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи де­тей полностью отсутствует или заменяется другими звуками.

Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребен­ка постепенно со­вершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к об­разцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «воз­растного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопли­вая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для под­ражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладе­ния правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутству­ет, то усвоение ребен­ком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится не­возможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картаво­сти», которую ребенок усваивает, подра­жая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди непра­вильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует обра­зец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сю­сюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребе­нок лишается не только правильного образца для подра­жания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

Появ­ления в речи ребенка различных звуков отражено в таблице, в которой даны при­мерные сроки окончательного усвоения  детьми гласных и согласных звуков.

Время появления

зву­ков

(в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х И

С З Ц
Ш Ж Ч Щ

Л
 

Р


 

Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произно­шением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задержи­вается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возраст­ным». Такая задержка свидетельствует о наличии ка­ких-то особых при­чин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произноше­нием звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недо­статках или дефектах звукопроизношения (термины однозначные), требующих спе­циальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у де­тей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенно­сти не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В дру­гих случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), ког­да кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают ха­рактерный оттенок шепелявости, не свой­ственный русской речи.

Как уже было отмечено, главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Т.В. Волосовец выделяет следующие внешние дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л) в речи ребен­ка. В этом слу­чае он говорит ыба вместо рыба и ампа вместо лампа. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязы­чием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более про­стым по арти­куляции. Например, звук Р может заменяться на Л, а звук Ш – на С. В этом случае, как и при «возрастном кос­ноязычии», ребенок говорит лыба вместо рыба и суба вме­сто шуба, однако эти замены также наблюдаются в более позд­нем возрасте.

3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разно­видности неправильного звукопроизношения ребе­нок, умеющий правильно про­износить оба звука и уже вышед­ший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба, то шуба, то суба и т.п.).

4. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произ­носит именно звук Р, но произносит его иска­женно. Сюда же относится и упомянутое выше «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.

Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопро­изношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию. Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речево­го аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков. Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизноше­ния до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его пол­ную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения зву­ков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и перехо­дит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в даль­нейшем отража­ются на письме.

В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.

Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятное или неприятное) с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», воспринимаются им в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести-восьми месяцев может уже правильно отвечать на произнесенное кем-либо слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не «часы», а похожие по звучанию слоги: «ти-тп» или «ки-кй». Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Различение оппозиции звуков детьми происходит постепенно:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста