Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
2. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
В состав экспериментально группы вошли следующие дети:
Таблица 1.
Состав экспериментальной группы
№ пп | ФИО | Возраст | Особенности развития |
1. | Аня К. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).
|
2. | Витя Е. | 7 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
3. | Таня А. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
4. | Слава Х. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
5. | Оля Т. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
6. | Тимур Г. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
7. | Карина А. | 7 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
8. | Вова Г. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
9. | Валера Б. | 7 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
10. | Павел Д. | 6 | нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР). |
Итак, из таблицы видно, что в состав экспериментальной группы вошли 10 детей в возрасте 6-7 лет с ФФНР. Это дети, посещающие речевую группу ДОУ.
В начале исследования мы провели анализ медико-педагогической документации и изучили анамнестические данные детей.
Таблица 2.
Анализ анамнестических данных
Имя | Возраст | Анамнез |
Аня К. | 7 лет. | Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности; Состояние ребенка после родов: асфиксия средней тяжести; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Семья полная, один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.
|
Витя Е. | 6 лет. | Патология беременности и родов: ягодичное предлежание; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает.
|
Таня А. | 6 лет. | Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает.
|
Слава Х. | 7 лет. | Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности; Состояние ребенка после родов: асфиксия средней тяжести; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Семья полная, один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.
|
Оля Т. | 6 лет. | Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Тимур Г. | – 6 лет | Патология беременности и родов: нет; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает.
|
Карина А. | 6 лет. | Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Вова Г. | 6 лет. | Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Валера Б. | 6 лет. | Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Павел Д. | 6 лет. | Патология беременности и родов: нет; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Итак, анализ медицинской документации позволил нам сделать вывод, что у всех испытуемых экспериментальной группы отмечен отягощенный акушерский анамнез: 50% детей в анамнезе имеют угрозу выкидыша, 40% - гистоз, 30% - затяжные роды, 60% - асфиксию.
2.2. Методика обследования состояния фонематических представлений у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Основной целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей фонематических представлений дошкольников с ФФН. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..
В ходе исследования осуществлялось целенаправленное фиксирование фонематических процессов у детей и проводилась оценка этих реакций с помощью следующих критериев:
3 балла – задание выполнил;
2 балла – задание выполнено частично;
1 балл – задание выполнено с помощью учителя;
0 баллов – задание не выполнено.
Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.
Логопедическое обследование включало в себя: обследование звукопроизношения и исследование языкового анализа и синтеза.
Направление исследования:
1.Обследование звукопроизношения:
характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
2.Исследование языкового анализа:
1). Анализ состава предложения.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Примерный речевой материал:
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.
2).Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
Задания:
2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.
Примерный речевой материал:
мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.
2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.
2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.
Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат кни?ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
3) Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
3.1. Выделение звука из слова.
Задания:
– Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
– Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
3.2. Выделение первого звука в слове.
Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
3.3. Выделение последнего звука в слове.
Задание:
– Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?
3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Задания:
– Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?
– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?
3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Задание:
– Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста