Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Работа содержит 2 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать)

2.      Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;

3.      Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

В состав экспериментально группы вошли следующие дети:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Состав экспериментальной группы

пп

ФИО

Возраст

Особенности развития

1.

Аня К.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

 

2.

Витя Е.

7

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

3.

Таня А.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

4.

Слава Х.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

5.

Оля Т.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

6.

Тимур Г.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

7.

Карина А.

7

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

8.

Вова Г.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

9.

Валера Б.

7

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

10.

Павел Д.

6

нарушение произносительной системы в следствии дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР).

 

 

Итак, из таблицы видно, что в состав экспериментальной группы вошли 10 детей в возрасте 6-7 лет с ФФНР. Это дети, посещающие речевую группу ДОУ.

В начале исследования мы провели анализ медико-педагогической документации и изучили анамнестические данные детей.

 

 

Таблица 2.

 

Анализ анамнестических данных

 

 

Имя

Возраст

Анамнез

Аня К.

7 лет.

Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности;

Состояние ребенка после родов: асфиксия  средней тяжести;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития.

Семья полная,  один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.

 

Витя Е.

6 лет.

Патология беременности и родов: ягодичное предлежание;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

 

Таня А.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

 


 

 

 

 

Слава Х.

7 лет.

Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности;

Состояние ребенка после родов: асфиксия  средней тяжести;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития.

Семья полная,  один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.

 

Оля Т.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

Тимур Г.

– 6 лет

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

 

Карина А.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

Вова Г.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.

Валера Б.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.


 

Павел Д.

6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.


 

Итак, анализ медицинской документации позволил нам сделать вывод, что у всех испытуемых экспериментальной группы отмечен отягощенный акушерский анамнез: 50% детей в анамнезе имеют угрозу выкидыша, 40% - гистоз, 30% - затяжные роды, 60% - асфиксию.

 

2.2. Методика обследования состояния фонематических представлений у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

Основной целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей фонематических представлений дошкольников с ФФН. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..

В ходе исследования осуществлялось це­ленаправленное фиксирование фонематических процессов у детей и проводилась оценка этих реакций с помо­щью следующих критериев:

3 балла – задание выполнил;

2 балла – задание выполнено частично;

1 балл – задание выполнено с помощью учителя;

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.

Логопедическое обследование включало в себя: обследование звукопроизношения и исследование языкового анализа и синтеза.

Направление исследования:

1.Обследование звукопроизношения:

характер нарушения произношения гласных и согласных зву­ков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолиро­ванно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

2.Исследование языкового анализа:

1). Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2).Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания:

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном ло­гопедом.

Примерный речевой материал:

мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле­жат кни?ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

3) Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонемати­ческого анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Задания:

– Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

– Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание:

– Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задания:

– Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, само­вар, паркет, круг, морж, корка, двор?

– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание:

– Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, чере­муха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста