Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Задания:
– Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
– Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
4. Фонематический синтез.
Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
[б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]
5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).
Задания:
– Назвать слова, в которых есть звук [ш].
– Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
– Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
2.3. Анализ результатов констатирующего исследования
Критерии оценки:
3 балла – задание выполнил;
2 балла – задание выполнено частично;
1 балл – задание выполнено с помощью логопеда;
0 баллов – задание не выполнено.
Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.
1. Особенности звукопроизношения.
Рассмотрим результаты исследования звукопроизношения детей с ФФН в таблице:
Таблица 3.
Особенности звукопроизношения детей с ФФН
Имя ребенка | Звуки | ||||||||||||
С | С’ | З | З | Ц | Ш | Ж | Щ | Д | Д | Р | Л | Х | |
Аня К. | м/з | м/з | м/з | м/з | + | + | + | + | + | + | Горл. | - | + |
Витя Е. | + | + | + | + | + | Искаж | + | Искаж | + | + | - | + | + |
Таня А. | + | + | бок | бок | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Слава Х. | м/з | м/з | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + |
Оля Т. | м/з | м/з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Тимур Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Горл | + | + |
Карина А. | + | + | + | + | + | Искаж | + | Искаж | + | + | + | + | + |
Вова Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Валера Б. | м/з | м/з | м/з | м/з | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Павел Д. | м/з | м/з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Таким образом, из таблицы видно, что все 10 детей экспериментальной группы имеют нарушения звукопроизношения различного вида. Отразим полученные данные в диаграмме:
43
Диаграмма 1.
Особенности звукопроизношения детей с ФФН
Итак, из диаграммы видно, что чаще всего у детей с ФФН встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма - у Ани межзубное произнесение [с], [з]; Таня - боковое произнесение [з] [з’]; у Славы, Оли и Павла межзубный [с], [с’]; у Валеры межзубный [с], [с’], [з], [з’].
На втором месте ротацизм – у Ани и Тимура отмечен горловой звук [р], у Славы и Вити – отсутствует [р].
С такой же частотой отмечен ламбдацизм – у Ани, Тани, Оли и Вовы отсутствует [л].
Реже всего встречаются искажения звуков - так у Вити и Карины отмечено искаженное произнесение [ш] и [щ].
2. Исследование языкового анализа и синтеза
Рассмотрим состояние фонематического восприятия испытуемых:
43
Таблица 4.
Особенности фонематического восприятия
№ | Имя ребенка | Особенности восприятия слогов | Особенности восприятия слов |
1 | Аня К. | 2 | 2 |
2 | Витя Е. | 1 | 1 |
3 | Таня А. | 2 | 1 |
4 | Слава Х. | 2 | 2 |
5 | Оля Т. | 2 | 2 |
6 | Тимур Г. | 2 | 2 |
7 | Карина А. | 1 | 1 |
8 | Вова Г. | 1 | 1 |
9 | Валера Б. | 1 | 1 |
10 | Павел Д. | 2 | 1 |
Итак, из таблицы видно, что все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов и слов. Рассмотрим какие затруднения испытывали дети:
Аня К.- Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га
Витя Е.- путает слоги да и та;озвончает д; приглушает г
Таня А. Заменяет слоги ка на та и га на да
Слава Х. - Затрудняется в повторе всех слогов, г, д приглушает
Оля Т. - Затруднялась в повторе всех слогов, к,т озвончает
Тимур Г. - Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га
Карина А. - путает слоги да и та; озвончает д; приглушает г
Вова Г. - Заменяет слоги ка на та и га на да
Валера Б. - Затруднялся в повторе всех слогов, г, д приглушает
Павел Д. - путает слоги да и та; к,т озвончает
Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:
Таблица 5.
Особенности языкового анализа детей с ФФНР
ФИО | Анализ состояния предложения | Слоговый анализ и синтез | Фонематич. анализ | Фонематич. синтез | Фонематич. Предст-ия | Средний балл |
Аня К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,8 |
Витя Е. | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Таня А. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
Слава Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Оля Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
Тимур Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,8 |
Карина А. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
Вова Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
Валера Б. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
Павел Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
Представим полученные результаты в диаграмме
43
Диаграмма 2.
Состояние языкового анализа и синтеза у детей с ФФН
Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла. Исходя из этого можно выделить следующие уровни развития языкового анализа у детей с ФФНР:
0-1 балл – низкий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
2-3 балла – высокий уровень
Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается нарушения развития языкового анализа по всем параметрам. Самый низкий результат отмечен у Славы, Оли и Павла – низкий уровень развития; средний уровень у 7 человек – Аня, Витя, Таня, Тимур, Карина, Вова и Валера – показали результат в пределах двух баллов. Нормы не продемонстрировал никто из испытуемых. Распределение результатов по уровням представим в диаграмме:
10 детей – 100%
1 ребенок – 10%
Диаграмма 3.
Уровень овладения языковым анализом и синтезом
Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза показало, что у большинства детей - 70% отмечается средний уровень развития анализа и синтеза, 30% детей - показали низкий уровень владения языковым анализом и синтезом. Высокий уровень не выявлен.
В ходе исследования было установлено, что у детей наблюдались все виды специфических ошибок. Следует сказать, что среди специфических ошибок большую часть составляют ошибки языкового анализа и синтеза. На втором месте - ошибки фонематического характера. Ошибок языкового анализа и синтеза почти в два раза больше, чем фонематических ошибок, которые характеризуются тем, что происходят замены букв, соответствующих артикуляторно или акустически близким звукам.
Итак, по итогам констатирующего исследования мы разделили испытуемых детей по группам в зависимости от уровня недоразвития фонематического восприятия:
К первому уровню фонематического восприятия были отнесены следующие дети: Витя Е., Тимур Г., Карина А., Вова Г. – у этих детей отмечено первичное нарушение фонематического восприятия, в следствии недостаточно сформированных предпосылок к овладению звуковым анализом.
Ко второму уровню были отнесены следующие дети: Аня К., Таня А., Слава Х., Оля Т., Валера Б., Павел Д. – у данных детей отмечается вторичное нарушение фонематического восприятия в следствии нарушенных речевых кинестезий (анатомические и двигательные дефекты органов речи).
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Целью констатирующего этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений детей дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Для эксперимента была сформирована группа детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:
I.Обследование звукопроизношения:
II.Исследование языкового анализа и синтеза:
1. Анализ состава предложения.
2. Слоговой анализ и синтез.
3. Фонематический анализ.
4. Фонематический синтез.
5. Фонематические представления.
В целом по констатирующему исследованию можно сделать следующие выводы:
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма, на втором месте ламбдацизм и ротацизм, и реже всего встречаются искажения звуков;
все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов;
изучение состояния языкового анализа и синтеза показало, что у большинства детей (70%) отмечается средний уровень развития анализа и синтеза, 30% - показали низкий уровень владения языковым анализом и синтезом. Высокий уровень не был выявлен ни у кого;
нарушено четкое восприятие речевого потока, они не могут выделить законченные в смысловом отношении единицы речи.
дети затрудняются определит количество слогов с слове;
Неправильно определяют в составе слова количество звуков и букв.
Ошибок языкового анализа и синтеза характеризуются тем, что происходят замены букв, соответствующих артикуляторно или акустически близким звукам.
Информация о работе Формирование фонематических представлений у дошкольников старшего возраста