Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.........5
Общетеоретические подходы по формированию честности и правдивости в психолого-педагогическо литературе...............................................................5
Психологические механизмы формирования честности и правдивости.....9
Особенности развития честности и правдивости в игровой деятельности дошкольников.......................................................................................................11
Глава 2. Пути и средства Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.....................................................................................15
Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста..........15
Создание педагогических условий для развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста......................................................16
Сравнительный анализ контрольного и формирующего эксперимента..................................................................................................22
Заключение.......................................................................................................26
Список литературы.......................................................................................28
Таблица 2.2 Примерное тематическое планирование занятий
№ занятия | Содержание | Ход | Вопросы |
1. | Знакомство с моральными качествами; с понятием об их полярности | Рассказать сказку "Золушка". Выделить и обсудить положительные и отрицательные качества личности героя. Рассказать сказку "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо". Подобрать синонимы к качествам личности главного героя. Игра "Скажи наоборот". | Какие качества личности можно выделить у Золушки и Ивана? У ее сестер и его братьев? Докажи, приводя отрывок из сказки. Как эти качества проявляются в нашей жизни? |
2. | Закрепление пройденного с помощью художественного творчества | Задание: раскрась картинку так, чтобы получилась Золушка (или Иван) или ее сестры (его братья). Предлагается контурное изображение девочки и мальчика. Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. Анализ рисунков. | Какими способами можно на рисунке отразить качества личности? Как на рисунке отличить Золушку от ее сестер? Что нам помогает в этом? |
3. | Обсуждение таких качеств личности, как доброта и злость. | Прочитать сказку "Упрямый козленок", выделить качества: добрый (заботливый) – злой (эгоист). Беседа "Кто о ком заботится?" (родители о детях, дети о животных и т.д.); формирование правил доброты. Проиграть этюды, отражающие эти качества. | Какое качество можно выделить у героев этой сказки? Как мы называли таких людей? (подбор синонимов) Какого человека мы называем добрым? злым? А вы знаете людей с такими качествами? Нравятся ли они вам? |
4. | Обсуждение таких качеств личности, как щедрость и жадность | Показать сказку "Два жадных медвежонка" (настольный театр). Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества (сюжеты могут предлагать дети). | Как можно назвать медвежат? Какого качества им не хватает? Какого человека мы называем жадным? щедрым? Как бы ты поступил в этой ситуации? Кого среди твоих знакомых можно назвать щедрым? Почему? |
5. | Закрепление пройденного материала | Игры "Сравни
героев сказок" и "Подбери синоним".
Разыграть этюды с |
Вопросы приведены в описании игр и этюдов. |
6. | Обсуждение таких качеств, как честность и лживость | Прочитать сказку "Почему кот и собака не дружат". Выделить качества героев, обсудить их, сформулировать правила честности. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Игра "Кто больше?" | Почему не дружат кот и собака? Какое качество проявил кот? Вы бы хотели дружить с таким котом? Почему? А вы сталкивались с обманом? Что вы чувствовали при этом? |
7. | Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как смелость и трусость | Вспомнить (прочитать) сказку "Заюшкина избушка". Драматизировать эту сказку с применением простой атрибутики. Написать письма героям этой сказки. | Вопросы приведены в разделе "Правила драматургии" |
8. | Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как трудолюбие и лень | Вспомнить (прочитать) сказку "Три поросенка", обсудить ее, выделить качества героев. Подготовить маски для драматизации. Драматизировать сказку. Игра "Сказка на Новый лад" | Какие качества проявили НифНиф и НуфНуф? А НафНаф? Почему НафНаф строил каменный дом? Что помогло вам преодолеть свой страх? |
9. | Обсуждение таких качеств, как уважение к людям и высокомерие | Прочитать сказку "Король Дроздобород". Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Нарисовать принцессу в начале и в конце сказки, проанализировать рисунки | Какими качествами обладала принцесса? А вы встречали таких людей? Что вы чувствовали при этом? Почему отец выдал ее замуж за первого встречного? Как принцесса изменилась? Как она теперь будет себя вести, относиться к людям? |
10. | Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как аккуратность и неряшливость | Прочитать сказку "Госпожа Метелица". Найти различия в поведении двух девочек, обсудить их. Задание: раскрасить девочек так, чтобы можно было их узнать, проанализировать рисунки. Поговорить по телефону с героями сказки или написать им письмо | Почему Метелица дала девочкам разные подарки? Что отличает девочек друг от друга? Как эти различия отразились в рисунке? Как вы понимаете фразу: "Она вошла, и вся комната озарилась волшебным сиянием?" |
11. | Повторение пройденного материала | Игра "Угадай, кто это?" Разыграть этюды с неопределенным концом (подбираются сюжеты из жизни детей) | Вопросы приводятся в описании игр и упражнений. |
Игры
"Скажи наоборот"
Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.
"Подбери синоним". Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
"Кто больше?". Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т.д.
"Сказка на новый лад". После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.
"Угадай, кто это?". Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают дети) загадывает какого-либо известного сказочного героя (или героя мультфильма) и описывает его. Задача остальных участников – узнать этого героя.
По ходу этой игры можно задавать такие вопросы: Почему ты выбрал именного этого героя? В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера? Задание можно упростить. В этом случае ведущий называет качество личности, а участники должны вспомнить героев сказок (мультфильмов), обладающих этим качеством.
"Сравни героев сказок". Какие черты характера у сказочных героев: Буратино, Бабы-Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и т.д.? Для сравнения в один прием берется три-четыре персонажа. Детям задают вопросы: Какими качествами обладают названные герои? По каким поступкам можно это определить? Чем они отличаются друг от друга? Как вел бы себя Буратино на месте Колобка (Баба-Яга на месте Серого Волка и т.д.)?
"Напиши письмо". Детям предлагается написать письмо одному из героев прочитанной сказки. В нем он должен выразить свое отношение к нему, описать свои чувства, переживания. На первых порах это задание может вызвать затруднение у детей. Помогите им, задавая следующие вопросы: Понравился ли тебе этот герой сказки? Почему? Что ты чувствовал, когда с ним что-то происходило (например, когда Лиса выгнала Зайчика из его избушки)? Хотел бы ты что то изменить в этой сказке? Что именно? Почему? Что бы ты сделал на месте этого героя? Что бы ты хотел пожелать этому герою?
В ходе занятий, с детьми нужно выйти на формулировку правил доброты, честности. Они примерно могут быть следующими:
Правила доброты:
Правила честности:
Таблица 2.3 Данные полученные по опросу во время контрольного эксперимента
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Имя | Уровень развития понятий «честность и правдивость» | Имя | Уровень развития понятий «честность и правдивость» | |
1 | Саша | очень высокий | Игорь | высокий |
2 | Коля | высокий | Марина | средний |
3 | Оля | средний | Оля | очень низкий |
4 | Маша | средний | Василий | высокий |
5 | Володя | очень высокий | Миша | средний |
6 | Игорь | очень низкий | Гриша | средний |
7 | Влад | высокий | Саша | низкий |
8 | Марина | средний | Максим | средний |
9 | Ира | средний | Наташа | очень высокий |
10 | Всеволод | очень высокий | Оля | высокий |
11 | Арчибальд | средний | Марина | низкий |
12 | Наташа | низкий | Виктор | очень высокий |
13 | Володя | низкий | Полина | низкий |
14 | Полина | 8высокий | Алексей | средний |
15 | Артем | высокий | Вячеслав | средний |
Выводы об уровне развития понятий «честность и правдивость» в экспериментальной группе: 10 баллов - очень высокий – 3 чел.; 8-9 баллов – высокий – 4 чел.; 4-7 баллов – средний – 5 чел.; 2-3 балла – низкий -2 чел.; 0-1 балл - очень низкий – 1 чел.
Выводы об уровне развития понятий «честность и правдивость» в контрольной группе: 10 баллов - очень высокий – 2 чел.; 8-9 баллов – высокий – 3 чел.; 4-7 баллов – средний – 6 чел.; 2-3 балла – низкий -3 чел.; 0-1 балл - очень низкий – 1 чел.
Для наглядности построим график.
Рисунок
2.1 Уровень развития понятий «честность
и правдивость» у детей экспериментальной
и контрольной групп
Как видно между группами наблюдаются незначительные различия.
На экспериментальную группу детей было осуществлено педагогическое воздействие при помощи вышеописанных занятий, целью которых было выработать осознание понятий честности и правдивости. Желания говорить правду, не лгать..
По
вышеприведённым вопросам, был проведен
опрос, результаты сведены в таблицу.
Таблица 2.4 Данные полученные по опросы детей после формирующего эксперимента
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Имя | Уровень развития понятий «честность и правдивость» | Имя | Уровень развитияпонятий «честность и правдивость» | |
1 | Саша | очень высокий | Игорь | высокий |
2 | Коля | очень высокий | Марина | средний |
3 | Оля | высокий | Оля | очень низкий |
4 | Маша | высокий | Василий | высокий |
5 | Володя | очень высокий | Миша | средний |
6 | Игорь | очень низкий | Гриша | средний |
7 | Влад | очень высокий | Саша | низкий |
8 | Марина | высокий | Максим | средний |
9 | Ира | высокий | Наташа | очень высокий |
10 | Всеволод | очень высокий | Оля | высокий |
11 | Арчибальд | средний | Марина | низкий |
12 | Наташа | средний | Виктор | очень высокий |
13 | Володя | средний | Полина | низкий |
14 | Полина | высокий | Алексей | средний |
15 | Артем | высокий | Вячеслав | средний |
Выводы об уровне развития понятий «честность и правдивость» в экспериментальной группе: 10 баллов - очень высокий – 5 чел.; 8-9 баллов – высокий – 6 чел.; 4-7 баллов – средний – 3 чел.; 2-3 балла – низкий -1 чел.; 0-1 балл - очень низкий – 0 чел.
Выводы об уровне развития понятий «честность и правдивость» в контрольной группе: 10 баллов - очень высокий – 2 чел.;8-9 баллов – высокий – 3 чел.;4-7 баллов – средний – 6 чел.; 2-3 балла – низкий -3 чел.;0-1 балл - очень низкий – 1 чел.
Для наглядности построим диаграмму
Рисунок
2.2 Уровень развития понятий «честность
и правдивость» у детей экспериментальной
группы после педагогического воздействия
Как
видно из вышеприведенной таблицы
и рисунка, в экспериментальной группе
у детей удалось повысить уровень развития
понятий «честность и правдивость», при
помощи описанных в разделе 2.2 занятий.
Заключение
Формирование
основ моральных качеств
Основные
задачи нравственного воспитания дошкольников
включают формирование у детей нравственных
чувств, положительных навыков и
привычек поведения, нравственных представлений
и мотивов поведения.
Одно из важных качеств личности, начала
которого закладываются в дошкольном
детстве, - честность. Мы вправе требовать
и мы можем ожидать от ребенка правдивых
поступков, правдивого признания в совершенном
поступке, искреннего выражения чувств
по отношению к взрослым и сверстникам.
Развитие правдивости у ребенка успешнее
осуществляется в условиях справедливых
требований.
Моральный облик ребенка, в том числе и такие его качества, как честность и правдивость, начинает формироваться очень рано. Каким будет ребенок в дальнейшем: честным и правдивым, или же несчастным и лживым – во многом зависит от его первоначального воспитания в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая
игра, являясь ведущей деятельностью
дошкольника обуславливает