Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.........5
Общетеоретические подходы по формированию честности и правдивости в психолого-педагогическо литературе...............................................................5
Психологические механизмы формирования честности и правдивости.....9
Особенности развития честности и правдивости в игровой деятельности дошкольников.......................................................................................................11
Глава 2. Пути и средства Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.....................................................................................15
Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста..........15
Создание педагогических условий для развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста......................................................16
Сравнительный анализ контрольного и формирующего эксперимента..................................................................................................22
Заключение.......................................................................................................26
Список литературы.......................................................................................28
Кто внимательно наблюдал за детьми в первые дни их пребывания в детском саду, тот не мог не заметить, что в дни дети больше всего интересуются личностью своего воспитателя. Делясь своими первыми впечатлениями о школе, новички, прежде всего и главным образом рассказывают о своем воспитателе, причем в этих рассказах не упускают порой самых мельчайших подробностей. В дальнейшем наблюдения за воспитателей со стороны детей продолжаются, хотя они уже не носят остроты первого любопытства [2, c.169].
Для дошкольников их воспитатель становится непререкаемым авторитетом. Поэтому, именно в детском саду почти не наблюдается случаев обмана. Даже дети, не всегда правдивые с другими, своему воспитателю, как правило, говорят только правду.
У детей школьного возраста мотивация их поведения заметно усложняется. Это чаще всего определяется не одним, а несколькими одновременно действующими мотивами: стремление быть мужественными, призрение к трудности, боязнь оказаться в глазах товарищей малодушным.
Одним из ведущих мотивов честного и правдивого поведения является стремление следовать положительному примеру. Встречаются случаи, когда тот или иной ребенок говорит правду ради того, чтобы его похвалили. Происходит это от педагогически неправильных отношений между воспитателем и ребенком.
Дети, наблюдая за тем, что каждый факт правдивости его товарищей, вызывает похвалу со стороны старших, иногда нарочно совершают проступки, чтобы в дальнейшем самим признаться в нем. Серьезные же проступки скрываются, так как за них возможно наказание. Страх перед наказанием является мотивом честности и правдивости.
Это бывает в тех случаях, когда родители ребенка за малейшую ложь строго его наказывают и совсем не наказывают, если ребенок сам признает свою вину.
В таких случаях ребенок правдив только с теми, кого он боится и очень легко становится на путь лжи, если уверен, что его ложь не будет разоблачена.
Зарегистрированы случаи «правдивости», когда побудительным мотивом является страх быть наказанными своими товарищами (не будут играть, побьют). Большинство детей такого типа являются слабовольными, без устойчивых и положительных интересов, легко поддающиеся соблазну и не имеющие мужество разорвать отношения с теми, кто является виновником «раздвоение их личности».
Еще не до конца изжита в детских коллективов и своеобразная «правдивость», выражающаяся в соблюдении «круговой поруки», в «выручке» товарищей, в подсказках и прочих проявлениях ложно понимаемой товарищеской честности и правдивости.
Подавляющее
большинство детей очень высоко
ценят чувство дружбы и стремятся к ней,
потому, что дружба дает возможность проявиться
самым лучшим качествам человека, делает
жизнь содержательной, глубокой, способствует
устранению отрицательных сторон человеческой
личности. Это один из основных мотивов
честности и правдивости [4, c.203].
Сюжетно-ролевая
игра, являясь ведущей деятельностью
дошкольника обуславливает
Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.
Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:
1) Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм. (Глава 2)
2)
Игра как средство активного,
действенного проникновения
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.
Ребенок последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют эмоциональной децентрацией, т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения [5, c.244].
Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:
1.
На самом низком уровне роли
не называются и дети не
называют себя именами лиц,
которые они на себя взяли.
Даже если в игре имеется
ролевое разделение функций
2.
Намечается разделение функций.
3.
Начинают выделяться
4.
Выполнение действий, связанных
с отношениями к другим людям,
роли которые выполняют другие
дети. Ролевые функции детей
Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.
Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.
А.В.Запорожец
выделил два плана сюжетно-
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Таким
образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой
в частности) для нравственного
формирования личности дошкольника, ведь
ребёнок формируется при
Глава 2.
Пути и средства Формирование
честности и правдивости
у детей старшего
дошкольного возраста
в играх с правилами
Исследование
проводилось в ДОУ № 27 г. Жодино,
в исследовании принимало участие
30 детей. Мы разделили респондентов
на 2 группы контрольную и
Исследование заключалось в следующем: на первом этапе проводилось исследование уровня развития честности и правдивости путем опроса детей в обоих группах. Уровень понимание детей необходимости говорить правду осуществлялся на основании нижеприведённого опроса.
На
втором этапе проводилось
На
третьем этапе исследования, при
помощи опроса исследовались изменения,
произошедшие в экспериментальной и контрольной
группах, и были сделаны выводы на основании
полученной информации.
Таблица
2.1 Список контрольной и
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Имя | Возраст | Имя | Возраст | |
1 | Саша | 5 | Игорь | 5 |
2 | Коля | 6 | Марина | 6 |
3 | Оля | 5 | Оля | 6 |
4 | Маша | 5 | Василий | 5 |
5 | Володя | 5 | Миша | 6 |
6 | Игорь | 6 | Гриша | 6 |
7 | Влад | 5 | Саша | 6 |
8 | Марина | 5 | Максим | 6 |
9 | Ира | 5 | Наташа | 5 |
10 | Всеволод | 6 | Оля | 5 |
11 | Арчибальд | 6 | Марина | 6 |
12 | Наташа | 6 | Виктор | 5 |
13 | Володя | 6 | Полина | 6 |
14 | Полина | 5 | Алексей | 5 |
15 | Артем | 5 | Вячеслав | 6 |