Формирование честности у докшольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.........5
Общетеоретические подходы по формированию честности и правдивости в психолого-педагогическо литературе...............................................................5
Психологические механизмы формирования честности и правдивости.....9
Особенности развития честности и правдивости в игровой деятельности дошкольников.......................................................................................................11
Глава 2. Пути и средства Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.....................................................................................15
Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста..........15
Создание педагогических условий для развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста......................................................16
Сравнительный анализ контрольного и формирующего эксперимента..................................................................................................22
Заключение.......................................................................................................26
Список литературы.......................................................................................28

Работа содержит 1 файл

педагогика (формирование честности в игре с правилами у дошкольников).doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.........5

    1. Общетеоретические подходы  по формированию честности и правдивости в психолого-педагогическо литературе...............................................................5
    2. Психологические механизмы формирования честности и правдивости.....9
    3. Особенности развития честности и правдивости в игровой деятельности дошкольников.......................................................................................................11

Глава 2. Пути и средства Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.....................................................................................15

    1. Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста..........15
    2. Создание педагогических условий для развития честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста......................................................16
    3. Сравнительный анализ контрольного и формирующего эксперимента..................................................................................................22

Заключение.......................................................................................................26

Список  литературы.......................................................................................28 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни  народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного  воспитания подрастающих поколений  имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

     В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ  человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

     Дошкольное  детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных.

     И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

     Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

     В основу нашей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей , формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формирование честности  и правдивости  у детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами 

    1. Общетеоретические подходы  по формированию честности  и правдивости в психолого-педагогическо  литературе
 

     Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества[10, c.131].

     В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

     Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.

     В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

     Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

     Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. 
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

     Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

     Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл. 
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

     В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

     Одно  из важных качеств личности, начала которого закладываются в дошкольном детстве, - честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости у ребенка успешнее осуществляется в условиях справедливых требований [3, c.175].

     Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что  это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто  и не узнает, а сказать - будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер у ребенка. Что победит - трусость или мужество и правдивость?

     Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо  укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку - он сам должен разобраться в поступке героя.

     Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.

     Очень важно также использовать для  воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

     Но  следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения.

     Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они  видят перед собой пример для  подражания со стороны взрослых, они  не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют "любознательность" ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

     Но  бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением - ведь он сказал правду, что хромой человек некрасивый, что он ему не нравится.

     Вот хороший повод объяснить, что  правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное - не причинять боли другому человеку.

     Заметим, что воспитание у ребенка такой  сдержанности - дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые  к ребенку, дадут результат и в этом случае. 
 
 

    1. Психологические механизмы формирования честности  и правдивости
 

     Моральный облик ребенка, в том числе  и такие его качества, как честность  и правдивость, начинает формироваться  очень рано. Каким будет ребенок  в дальнейшем: честным и правдивым, или же несчастным и лживым – во многом зависит от его первоначального воспитания в  дошкольном  возрасте.

       Это утверждается  на основании  результатов современной науки,  которая благодаря исследованиям  академика И.П.Павлова и его  учеников объяснила механизм  основных закономерностей в работе коры больших полушарий.  И тем самым открыла перед воспитателями реальную возможность не стихийно и не на ощупь, а вполне осознанно и на строго научных   началах  организовать воспитательное воздействие на детей.

Информация о работе Формирование честности у докшольников