Физическое воспитание девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 179.04 Кб (Скачать)

                   1Понятие воспитания как общественного явления. единство воспитания и жизни

Воспитание  как общественное явление — сложный  и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в  быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми  личностями и индивидуальностями, важнейшим  элементом производительных сил  общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание  как общественное явление характеризуется  следующими основными чертами, выражающими  его сущность:

 

1. Воспитание возникло из практической  потребности приспособления, приобщения  подрастающих поколений к условиям  общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих  из жизни поколений. В результате  дети, становясь взрослыми, обеспечивают  собственную жизнь и жизнь  утрачивающих способность к труду  старших поколений.

 

2. Воспитание категория вечная, необходимая  и общая. Оно появляется вместе  с возникновением человеческого  общества и существует, пока живет  само общество. Оно необходимо  потому, что является одним из  важнейших средств обеспечения  существования и преемственности  общества, подготовки его производительных  сил и развития человека. Категория  воспитания общая. В ней отражаются  закономерные взаимозависимости  и взаимосвязи этого явления  с другими общественными явлениями.  Воспитание включает в себя  как часть обучение и образование  человека.

 

3. Воспитание на каждом этапе  общественно-исторического развития  по своему назначению, содержанию  и формам носит конкретно-исторический  характер. Оно обусловлено характером  и организацией жизни общества  и потому отражает общественные  противоречия своего времени.  В классовом обществе коренные  тенденции воспитания детей различных  классов, слоев, групп порой  противоположны.

 

4. Воспитание подрастающих поколений  осуществляется за счет освоения  ими основных элементов социального  опыта, в процессе и в результате  вовлечения их старшим поколением  в общественные отношения, в  систему общения и в общественно  необходимую деятельность. Общественные  отношения и взаимоотношения,  воздействия и взаимодействия, в  которые вступают между собой  взрослые и дети, всегда являются  воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно об-, ращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика -— наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание  и производительные силы. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необхздимость подготовки производительных сил общества есть коренная общественная потребность, основа возникновения, существования и развития воспитания как общественного явления. Поэтому и оснозой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания, обучения с производительным трудом и политехническим образованием, обеспечивающими общеобразовательную подготовку производительных сил общества. Таким образом, основная функция воспитания как общественного явления — в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.Воспитание и экономический базис. Определенный уровень развития производительных сил приводит к установлению соответствующих отношений собственности и производственных отношений, экономического базиса. Характер этих отношений обусловливает подготовку производительных сил, характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства. Это предельно расширяет функции и содержание воспитания, делает многообразными его формы и методы.Взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и воспитательными отношениями очень сложны и противоречивы. В истории общества воспитанию отводилась роль всемогущего средства формирования личности, а бывало, что и вовсе сбрасывалось со счетов как средство, не способное сколько-нибудь существенно повлиять на человеческую природу. В действительности же роль и место воспитания в общественной жизни зависят от состояния самого общества, и прежде всего от отношений собственности и производственных отношений в нем. Характер, содержание, формы и методы воспитания в основных чертах всегда определяются характером производственных отношений. Воспитание не способно само по себе ко--ренным образом изменить, преобразовать человека и общество. В условиях же гуманного, демократического общества производственные si все другие общественные отношения способствуют духовно-ценностному наполнению и всемерному развитию общественных функций воспитания. И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, но и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производственных отношений, способствует их совершенствованию. Возникает тесное диалектическое взаимовлияние: отношения собственности, производственные отношения, определяя характер воспитания, расширяют и обогащают его функции, а оно в свою очередь делает производственные и собственнические отношения более совершенными, успевающими изменяться и прогрессировать, вслед за развитием производительных сил.Воспитание и язык. Трудно назвать два других общественных явления, которые играли бы столь великую роль в жизни общества, имели бы столь много общего и вместе с тем различного, специфического, чем воспитание и язык. Оба явления обеспечивают исторический процесс и само существование общественной жизни, оба представляют собой вечные категории, возникая и исчезая только вместе с изменением и развитием общества, оставаясь неизменными в своих главных функциях, таких, как быть средством общения между людьми и средством обеспечения социальной преемственности поколений. Воспитание и язык своими специфическими средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Именно в этом обнаруживается прежде всего органическая взаимосвязь, единство и переплетение языка и воспитания: язык в значительной мере обеспечивает педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, а воспитание в свою очередь обеспечивает преемственность языка, процесс овладения им и совершенствования человека в его применении. Язык, возникший в совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей, закрепляя в системе звуковых и словарно-грамматических средств результаты работы мышления, обеспечивая общение в процессе и взаимопонимании жизни и производства, одновременно обеспечивает и воспитание.Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную смену поколений, преемственность между ними путем передачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения детей. Язык занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Конкретно-педагогических и методических функций языка несколько. Важнейшими среди них являются:

                       язык как средство педагогического общения;

язык  как средство педагогического процесса познания и развития;

язык  как средство педагогического выражения  и самовыражения, педагогической организации, воздействия и взаимодействия;

язык  — поступок и средство изучения детей.Воспитание и формы общественного сознания. Сущность и характер их взаимодействия определяют формы общественного сознания, которые являют собой духовную питательную среду воспитания. Подрастающие поколения застают в обществе определенные производственные отношения и надстройку. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания. Важнейшая форма общественного сознания — идеология. Идеология представляет собой конкретно-исторически обусловленную совокупность, систему идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экономические, правовые, эстетические идеи. Идеологическое образование предполагает овладение ребенком системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о законах развития природы и общества, знание различных идеологических направлений и способность критического отношения к ним. Идеологическое, целостно-ориентационное воспитание совершается в процессе общественной жизни, предполагает формирование у детей основ мировоззрения, глубоких убеждений, идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности.политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных социальных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений. Как часть идеологии, политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Гражданско-поли-тическое образование предполагает усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с другими государствами. Политическое гражданское воспитание совершается в системе политических отношений, имеет своим результатом осведомленность о политических идеях и событиях, развитую способность глубокого анализа и оценки политических событий, активность в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите.Мораль или нравственность есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание приспосабливает его к ним. Наряду с простыми, общечеловеческими нормами нравственности существуют классово-направленные моральные принципы.Моральное образование состоит в усвоении основных норм и правил поведения в данном обществе, их теоретического и практического обоснования. Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений и приводит к формированию у детей привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения, к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нравственного поведения является выполнение требований общественного мнения. Внутренним критерием является совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения совести и нравственных мук.Право представляет собой совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающихся на принудительную силу государства и нравственность. Правовое образование подрастающего поколения предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению. В ходе правового образования дети знакомятся с основными нормами, нарушение которых карается законом. Правовое воспитание реализуется в повседневных гражданских отношениях и состоит в формировании у детей высокого и глубокого чувства гражданственности, гордости за свое государство, беспредельного уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения.Наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Научные знания являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания как общественного явления. Научное образование подрастающего поколения заключается в постепенном овладении ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой, системообразующих обобщений, основ знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования. Научное воспитание совершается в процессе реального познания и состоит в развитии личности, формировании у детей творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения в любом деле прогнозировать, строить систему доказательств, делать обобщения и моделировать.Искусство, в отличие от науки, есть форма общественного сознания, отражения реальной деятельности с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира. Произведения искусства носят конкретно-исторический характер и содержат в себе как непреходящие духовно-эстетические ценности, так и идеи, отдающие дань времени. Искусство является важной частью содержания воспитания как общественного явления. Искусствоведческое образование заключается в систематическом накоплении знаний как о самих произведениях различных искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений. Художественное воспитание осуществляется в процессе общения с художественными произведениями искусства и в ходе самодеятельного художественного творчества, приводящего к формированию эстетического идеала, развитию художественного вкуса, стремления действовать «по законам красоты». Искусство имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.Религия — форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой. Оно приводит к формированию, внушению, внедрению слепой веры в существование мистических сил, якобы всеблагих, всемогущих, всесильных, карающих и милующих, к устойчивому эмоционально-психическому состоянию религиозного фанатизма.Антиобщественное сознание складывается под влиянием пережитков, кризисных явлений в экономике и духовной жизни общества, пропаганды насилия, преступной романтики, секса, распущенности. Антиобщественное формирование личности есть стихийный процесс накопления ребенком антиобщественных знаний и опыта в случайных отношениях со взрослыми, сверстниками, родителями, нарушающими и оправдывающими нарушения, норм морали и права. Оно совершается в антиобщественных отношениях и деятельности самих детей, в устойчивых стремлениях к удовлетворению потребностей в обход и в нарушение норм нравственности и права.

 

 

2 Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному челове¬ку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффек-тивность и значительное соответствие целей, средств и ре¬зультатов воспитания.

  Можно сказать, что воспитывала  сама жизнь; природ¬ная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в перво¬бытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за вы¬живание и требовало постоянного усвоения жизненно не¬обходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружа¬ющего мира. «Отношения, познающи¬еся из опыта, всегда не вполне достоверны и совершенны, и однако же сравнению всегда есть за что уцепиться». По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на ес-тественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности пер-вобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детер-минирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди име¬ли возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциа¬ция целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации. Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

  Дальневосточная цивилизация сложилась  на территории Китая во второй  половине 1-го тысячелетия до. н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. Не-смотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории че-ловечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отда-вал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в моло¬дых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надеж¬ды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило пре¬имущественно семейно-сословный характер. Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, ос-вященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предка-ми. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны.  Мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской циви¬лизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жиз¬ни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и на¬следственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможно¬сти воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический иде¬ал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие чер¬ты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллекту¬альных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности. Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием исла-ма, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетав-шейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также тре¬бовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сак¬ральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфесси¬ональную, кастовую, родовую общность.

  К фундаментальным основам исламского  воспитания и обучения относили  не только религию, знания и  науку, мудрость, справедливость, практику  и мораль, но и одаренность человека. Базисные педагогические традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понима¬ется как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и челове¬ческого. Поэтому знание носит вторичный характер как способ достижения «ло¬кальных» задач. В результате, для человека Востока ограничение индивидуаль¬ной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично. Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточни-ком развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемон¬стрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включен¬ной в полисный (общественный) уклад жизни, соразмерно античному пониманию космоса. Пафос практики воспитания и обучения в Древней Греции пронизывал принцип соревновательности (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В трактате «Государство» Платон одним из пер¬вых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.

  Уже на данном этапе развития  западной цивилизации как генотипа  современ-ной европейской культуры проявилась тенденция сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных подходов к решению воспитательно-образовательных проблем.

  Базовая педагогическая традиция  западной цивилизации прошла  долгий и про¬тиворечивый путь.

  Следует выделить основные черты  педагогической традиции, определившей  западный тип воспитания.

  К ним относятся: 

  • ценностно-рациональный характер  обучения и воспитания;

  • преимущественная ориентация  на развитие воли и разума;

  • утверждение в человеке индивидуального  и творческого начал, сочетавшее-ся с гармонизацией отношений с социумом.

  Для понимания исторического  развития педагогических традиций  западной цивилизации и формирования  соответствующего процесса в  России особое значе-ние имеет римский период. Воспитание в Риме носило гражданский и политический характер, а образова¬ние было по преимуществу риторическим. Воспитание в Византии ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование. Именно в этот период зарождает¬ся педагогическая традиция светского и книжного образования, стремящаяся к независимости от диктата церкви и поиску гуманистических идеалов в воспита¬нии человека.

Информация о работе Физическое воспитание девушек