Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:35, практическая работа
Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, сокращение численности Вооруженных Сил в рамках их оптимизации, осуществляемое в непростых социально-экономических условиях, с другой, - обуславливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Обострение социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей потребовало осуществления мероприятий по их социальной защите и адаптации.
После революции 1917 года, в результате резкого ухудшения экономического положения России, существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена, хотя ее положения в дальнейшем были использованы в формировании законодательства РСФСР и СССР.
Большевистское
правительство предпринимало
В
основу нового законодательства был
поставлен принцип гражданского
полноправия военнослужащих. Отменялись
все прежние национальные ограничения,
различные сословные
Декреты СНК18 о создании армии и флота установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами Советской Российской республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК19 и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола», в законах «Об обязательной военной службе» 1925 и 1930 гг.
Военнослужащие
Красной Армии состояли на полном
государственном довольствии и
сверх того получали 50 рублей в месяц.
Нетрудоспособные членов семей военнослужащих
обеспечивались всем необходимым по
местным потребительским
16
января 1918 года Совнарком принял
декрет об ассигновании 20 млн.
рублей на организацию Красной
Армии. В нем
В
трудных условиях разрухи и голода
Советская власть принимала необходимые
меры для обеспечения семей
Советское законодательство, регулировавшее права и обязанности военнослужащих Красной Армии, получило интенсивное развитие в конце 1918 и в 1919 годах. К концу 1919 года сложились основы правового статуса, как рядового, так и командного состава Красной Армии. Последующее законодательство в этой области, принятое в годы гражданской войны, лишь уточняло детали и некоторые частные моменты, в зависимости от конкретных условий и меняющейся обстановки.
Так,
на первых порах становления красные
командиры не пользовались льготами,
которые предоставлялись
Одной из форм обеспечения военнослужащих были ссуды. 23 июля 1919 года СНК утвердил «Правила выдачи ссуд семьям красноармейцев и добровольцев на поддержание их хозяйств». Так, например, ссуды выдавались на наем рабочих рук, приобретение семян, различного инвентаря. Размеры ее зависели от размеров хозяйства, состава семьи, наличия в хозяйстве семян и инвентаря.
Красноармейцы
и их семьи освобождались от уплаты
налогов, кроме натурального, при
отсутствии нетрудового дохода. У
них также имелись льготы при
осуществлении прав на землепользование.
Нетрудоспособные члены семей красноармейцев
обеспечивались всем необходимым по
местным потребительским
Характерной
особенностью законотворчества того времени
являлось стремление к кодификации
законов, что выразилось в создании
в 1924 году Кодекса о льготах и
преимуществах для
Спектр
льгот был достаточно широким, но
отдельные льготы объявлялись лишь
номинально, без конкретных цифр. Кодекс
дополнялся другими нормативными актами.
В то же время сам по себе документ
был, если можно так сказать, «революционным».
Впервые был подготовлен
Кодекс предусматривал бесплатный проезд военнослужащих в кредит за счет военного и морского ведомств в оба конца «по требованию» в случаях предоставления кратковременного отпуска, отпуска по болезни и по особо уважительным причинам. Лицам командного состава, кроме того, предусматривался бесплатный проезд к новому месту службы. Предоставлялись также льготы по бесплатному провозу багажа за счет военного ведомства.
В отдельный вид льгот для начальствующего состава РККА выделялись льготы при несении службы в отдаленных местностях СССР. Так, при переезде на расстояние свыше 1 000 верст, выдавались суточные и подъемные, в течение первых трех месяцев жалованье по штатной должности, выплачивалось единовременное дополнительное вознаграждение за службу в отдаленной местности:
- за один год службы – 1 месячный оклад;
-
за три года службы – 2-х
месячный оклад.
За каждые пять лет непрерывной службы предоставлялся 3-х месячный дополнительный отпуск, если он не использовался, то выплачивалась денежная компенсация. После 6 лет службы в отдаленной местности военнослужащий имел право выбирать новое место службы.
В Кодексе льготы были распределены по «субъектам», то есть отдельно лица начальствующего и рядового состава.
Лица
начальствующего состава
В 1930 году был подготовлен новый Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей. Новый Кодекс делился на главы (в данном случае разделы) не по субъектам, а по видам льгот.
В
связи с досрочным выполнением
плана первой пятилетки были созданы
условия для повышения
В
дальнейшем законодательство о льготах
военнослужащих уже не сводилось
в Кодексы. В довоенные годы лишь
вносились отдельные дополнения
в действующий Кодекс о льготах
(от 1930 года). Система льгот фактически
оставалась прежней. Незначительно
расширялись льготы в области
труда и социального
Были
сделаны новые шаги в области
пенсионного обеспечения
Накануне Великой Отечественной войны вышло постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям», регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В начале войны Президиум Верховного Совета издал Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время», в соответствии с которым указанным категориям были повышены размеры пособий.
В
годы войны работа военного управления
в области социально-правового
обеспечения военнослужащих не прекращалась.
Эта работа, прежде всего, отражалась
в заботе о семьях погибших и сражающихся
на фронте. Был принят ряд решений,
направленных на улучшение обеспечения
военнослужащих и членов их семей: увеличивались
размеры пенсий и пособий, устанавливались
новые виды обеспечений, например, закрепление
жилой площади занимаемой по месту
жительства, выплата пенсий детям
до окончания ими образовательного
учреждения. Расширялся круг лиц, имеющих
право на пенсионное обеспечение.
В послевоенные, трудные годы разрухи и восстановления народного хозяйства, а также в последующий после этого период холодной войны, государство не забывало о социальном обеспечении военнослужащих. По примеру дореволюционного правительства России военным ведомством, на основе постановлений правительства, издавались справочники «О льготах и государственном обеспечении военнослужащих». Перечень льгот фактически сохранился, добавились лишь: льготы генералам и офицерам, зачисленным в запас и увольняемым в отставку по состоянию здоровья или по возрасту; прочие льготы; поощрения и награды.
В 1954 году по постановлению Совета Министров СССР офицерам, имевшим выслугу от 20 до 25 лет и уволенным после 14 апреля 1953 года из рядов Армии и Флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.
В
послевоенном законодательстве также
предусматривалось освобождение от
подоходного налога, льготное исчисление
выслуги в период службы в удаленных
районах. Впервые было зафиксировано
право получения жилплощади из общего
жилищного фонда местных
В
1960 году, в соответствии с Законом
о новом значительном сокращении
Вооруженных Сил, Совет Министров
СССР принял специальное постановление,
которым республиканские и
Информация о работе Дом офицеров - в помощь социальной адаптации военнослужащих