Дом офицеров - в помощь социальной адаптации военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:35, практическая работа

Описание работы

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, сокращение численности Вооруженных Сил в рамках их оптимизации, осуществляемое в непростых социально-экономических условиях, с другой, - обуславливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Обострение социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей потребовало осуществления мероприятий по их социальной защите и адаптации.

Работа содержит 1 файл

ДОМ ОФИЦЕРОВ.docx

— 90.13 Кб (Скачать)

       После революции 1917 года, в результате резкого  ухудшения экономического положения  России, существовавшая ранее система  социального обеспечения была упразднена, хотя ее положения в дальнейшем были использованы в формировании законодательства РСФСР и СССР.

       Большевистское  правительство предпринимало неимоверные  усилия для создания и обеспечения  РККА. Это обуславливалось, прежде всего: военно-политической обстановкой, соотношением сил на фронтах гражданской войны  и стремлением привлечь на свою сторону  еще не определившееся крестьянство и разночинство. И, несмотря на декларативность  некоторых документов и невозможность  их выполнения в условиях братоубийственной  войны, советской власти в достаточно небольшой промежуток времени удалось  подготовить правовую основу социального  обеспечения красноармейцев, подкрепив  ее довольно значительными, по тем временам, льготами. Впервые в мире простой  солдат по своим правам и статусу  был приравнен к офицеру (красному командиру), а на первоначальном этапе  он пользовался даже большими льготами.

       В основу нового законодательства был  поставлен принцип гражданского полноправия военнослужащих. Отменялись все прежние национальные ограничения, различные сословные привилегии.

       Декреты СНК18 о создании армии и флота установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами Советской Российской республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК19  и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола», в законах «Об обязательной военной службе» 1925 и 1930 гг.

       Военнослужащие  Красной Армии состояли на полном государственном довольствии и  сверх того получали 50 рублей в месяц. Нетрудоспособные членов семей военнослужащих обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам, согласно постановлениям органов Советской  власти.

       16 января 1918 года Совнарком принял  декрет об ассигновании 20 млн.  рублей на организацию Красной  Армии. В нем предусматривалось  выделение части этой суммы  местным советам и армейским  комитетам, штабам Красной Армии  для организации РКК, для снабжения  красноармейцев и их семей.

       В трудных условиях разрухи и голода Советская власть принимала необходимые  меры для обеспечения семей красноармейцев продовольствием. В декретах СНК  РСФСР устанавливалось обеспечение  семей военнослужащих всеми необходимыми предметами потребления. Это сыграло  значительную роль в организации  и становлении массовой армии.

       Советское законодательство, регулировавшее права  и обязанности военнослужащих Красной  Армии, получило интенсивное развитие в конце 1918 и в 1919 годах. К концу 1919 года сложились основы правового  статуса, как рядового, так и командного состава Красной Армии. Последующее  законодательство в этой области, принятое в годы гражданской войны, лишь уточняло детали и некоторые частные моменты, в зависимости от конкретных условий  и меняющейся обстановки.

       Так, на первых порах становления красные  командиры не пользовались льготами, которые предоставлялись красноармейцам. Считалось, что выходцы из имущих классов, которые составляли большую  часть военного управления, должны были доказать свое право на льготы. К октябрю 1919 года командный состав изменился, большую часть стали  представлять выходцы из неимущих социальных слоев. Вскоре и льготы, распространяемые на красноармейцев, стали распространяться и на командный состав.

       Одной из форм обеспечения военнослужащих были ссуды. 23 июля 1919 года СНК утвердил «Правила выдачи ссуд семьям красноармейцев и добровольцев на поддержание их хозяйств». Так, например, ссуды выдавались на наем рабочих рук, приобретение семян, различного инвентаря. Размеры ее зависели от размеров хозяйства, состава семьи, наличия в хозяйстве семян и инвентаря.

       Красноармейцы и их семьи освобождались от уплаты налогов, кроме натурального, при  отсутствии нетрудового дохода. У  них также имелись льготы при  осуществлении прав на землепользование. Нетрудоспособные члены семей красноармейцев обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам. С лета 1918 года предусматривалось  обеспечение продовольственными пайками  семей красноармейцев. Государство  проявляло заботу о хозяйствах семей  воинов. После окончания Гражданской  войны и иностранной интервенции, сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему  государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить размеры  и установить новые виды обеспечения. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено «Положение о государственном обеспечении  кадрового начальствующего состава  РККА». Так, с 1926 года пенсионное обеспечение  кадрового начальствующего состава  было возложено на военное ведомство. Оно состояло из следующих видов: пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; пенсии семьям в случае смерти или  безвестного отсутствия кормильца; пособие по безработице лицам, уволенным  из армии без права на пенсию; единовременное пособие при рождении ребенка и др.

       Характерной особенностью законотворчества того времени  являлось стремление к кодификации  законов, что выразилось в создании в 1924 году Кодекса о льготах и  преимуществах для военнослужащих РККА и Красного Флота СССР и их семей. Кодекс законов устанавливал следующие виды льгот: в области  трудового землепользования и сельского  хозяйства; по налогам и сборам; жилищные; в области труда и социального страхования; в области народного образования; в области здравоохранения; при переездах по железным дорогам и водным путям; почтовые; денежные пособия; судебные; по обязательному окладному страхованию.

       Спектр  льгот был достаточно широким, но отдельные льготы объявлялись лишь номинально, без конкретных цифр. Кодекс дополнялся другими нормативными актами. В то же время сам по себе документ был, если можно так сказать, «революционным». Впервые был подготовлен кодекс, включающий в себя фактически все  льготы военнослужащих РККА и их семей.

       Кодекс  предусматривал бесплатный проезд военнослужащих в кредит за счет военного и морского ведомств в оба конца «по требованию»  в случаях предоставления  кратковременного отпуска, отпуска по болезни и  по особо уважительным причинам. Лицам  командного состава, кроме того, предусматривался бесплатный проезд к новому месту  службы. Предоставлялись также льготы по бесплатному провозу багажа за счет военного ведомства.

       В отдельный вид льгот  для начальствующего  состава РККА выделялись льготы при  несении службы в отдаленных местностях СССР. Так, при переезде на расстояние свыше 1 000 верст, выдавались суточные и подъемные, в течение первых трех месяцев жалованье по штатной должности, выплачивалось единовременное дополнительное вознаграждение за службу в отдаленной местности:

       - за один год службы – 1 месячный  оклад;

       - за три года службы – 2-х  месячный оклад. 

       За  каждые пять лет непрерывной службы предоставлялся 3-х месячный дополнительный отпуск, если он не использовался,  то выплачивалась денежная компенсация. После 6 лет службы в отдаленной местности  военнослужащий имел право выбирать новое место службы.

       В Кодексе льготы были распределены по «субъектам», то есть отдельно лица начальствующего  и рядового состава.

       Лица  начальствующего состава получали большие льготы, что окончательно закрепило эту часть армии, как  профессиональную, согласовываясь с  укреплением единоначалия в армии  и на флоте и определило перспективы  роста красных командиров.

       В 1930 году был подготовлен новый  Кодекс о льготах  для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей. Новый Кодекс делился на главы (в  данном случае разделы) не по субъектам, а по видам льгот.

       В связи с досрочным выполнением  плана первой пятилетки были созданы  условия для повышения материального  и культурного положения трудящихся, в том числе для улучшения  государственного обеспечения военнослужащих и их семей. ЦИК И СНК СССР 21 февраля 1931 года утвердил новое Положение  «О государственном обеспечении  лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов школ ВВС РККА, а также семей этих лиц». Это Положение было направлено, в основном, на повышение пенсий.

       В дальнейшем законодательство о льготах  военнослужащих уже не сводилось  в Кодексы. В довоенные годы лишь вносились отдельные дополнения в действующий Кодекс о льготах (от 1930 года). Система льгот фактически оставалась прежней.  Незначительно  расширялись льготы в области  труда и социального страхования, проезда на железнодорожном и  водном транспорте, а также уменьшены  расстояния на получение суточных и  подъемных в случаях переезда к новому месту службы. Кроме того, начали выдавать денежные пособия на лечение и восстановление здоровья из средств Наркомата Военных  и Морских дел. Нельзя не отметить заботу об образовании, как начальствующего, так и рядового состава. Льготы, при  поступлении в учебные заведения, предоставлялись не только им, но и  детям кадрового состава.

       Были  сделаны новые шаги в области  пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. В 1937-1940 годах было организовано обеспечение пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов  и семей воинов, погибших в ходе боевых действий. Поэтому с 1938 года назначение пенсий военнослужащим и  их семьям возлагалось на отделы по комначсоставу военных округов. С 1940 г. были значительно увеличены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставших инвалидами, и членам  семей, потерявшим кормильца.

       Накануне  Великой Отечественной войны  вышло постановление «О пенсиях  и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего  состава сверхсрочной службы и их семьям», регулирующее пенсионное обеспечение  указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

       В начале войны Президиум Верховного Совета издал Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего  состава в военное время», в  соответствии с которым указанным  категориям были повышены размеры пособий.

       В годы войны работа военного управления в области социально-правового  обеспечения военнослужащих не прекращалась. Эта работа, прежде всего, отражалась в заботе о семьях погибших и сражающихся  на фронте. Был принят ряд решений, направленных на улучшение обеспечения  военнослужащих и членов их семей: увеличивались  размеры пенсий и пособий, устанавливались  новые виды обеспечений, например, закрепление  жилой площади занимаемой по месту  жительства, выплата пенсий детям  до окончания ими образовательного учреждения. Расширялся круг лиц, имеющих  право на пенсионное обеспечение. 

       В послевоенные, трудные годы разрухи  и восстановления народного хозяйства, а также в последующий после  этого период холодной войны, государство не забывало о социальном обеспечении военнослужащих. По примеру дореволюционного правительства России военным ведомством, на основе постановлений правительства, издавались справочники «О льготах и государственном обеспечении военнослужащих». Перечень льгот фактически сохранился, добавились лишь: льготы генералам и офицерам, зачисленным в запас и увольняемым в отставку по состоянию здоровья или по возрасту; прочие льготы; поощрения и награды.

       В 1954 году по постановлению Совета Министров СССР офицерам, имевшим выслугу от 20 до 25 лет и уволенным после 14 апреля 1953 года из рядов Армии и Флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.

       В послевоенном законодательстве также  предусматривалось освобождение от подоходного налога, льготное исчисление выслуги в период службы в удаленных  районах. Впервые было зафиксировано  право получения жилплощади из общего жилищного фонда местных советов. Решались вопросы сохранения жилплощади и найма жилых помещений. Расширялись  льготы семьям военнослужащих, проходящих срочную службу.

       В 1960 году, в соответствии с Законом  о новом значительном сокращении Вооруженных Сил, Совет Министров  СССР принял специальное постановление, которым республиканские и местные  органы власти обязывались трудоустроить  военнослужащих с учетом их специальности  и опыта работы и обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Этим военнослужащим предоставлялось  преимущество в школы типа ФЗУ  и на курсы для обучения соответствующим  профессиям. В период обучения им выплачивалась  стипендия. Были установлены льготы для уволенных военнослужащих при  поступлении в высшие и средние  специальные учебные заведения.

Информация о работе Дом офицеров - в помощь социальной адаптации военнослужащих