Дом офицеров - в помощь социальной адаптации военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:35, практическая работа

Описание работы

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, сокращение численности Вооруженных Сил в рамках их оптимизации, осуществляемое в непростых социально-экономических условиях, с другой, - обуславливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Обострение социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей потребовало осуществления мероприятий по их социальной защите и адаптации.

Работа содержит 1 файл

ДОМ ОФИЦЕРОВ.docx

— 90.13 Кб (Скачать)

ДОМ ОФИЦЕРОВ – В ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 

Вводная часть 

     Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, сокращение численности Вооруженных Сил в рамках их оптимизации, осуществляемое в непростых социально-экономических условиях, с другой, - обуславливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Обострение социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей потребовало осуществления мероприятий по их социальной защите и адаптации.

     Социальная  работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и  членами их семей представляет собой  совокупность видов деятельности, направленной на оказание помощи данным категориям граждан. Она призвана обеспечить гармоничное  взаимодействие человека с гражданской  социальной средой за счет своевременного включения этой категории граждан  в общегражданскую жизнь.

     Одной из важных составляющих социальной работы является социальная адаптация1 военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

     Социальная  адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей представляет собой  деятельность органов  государственной  власти, военного управления, местного самоуправления и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к  новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы. 

     Основные  задачи социальной адаптации  военнослужащих:

     - смягчение социально-экономических  и общественно-политических последствий,  связанных с реформированием  Вооруженных Сил Российской Федерации;

     - снижение социальной напряженности  в местах дислокации воинских  формирований и в офицерской  среде в целом;

     - обеспечение достойного уровня  жизни гражданину и его семье  после увольнения с военной  службы;

     - повышение престижа военной службы. 

     Ключевыми направлениями социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются:

     Психологическая поддержка, профессиональная ориентация, профессиональная переподготовка, трудоустройство, юридическая помощь. 

     Психологическая адаптация людей, которые посвятили свою жизнь военной службе, - это сложный процесс, который трудно преодолеть в одиночку. Без квалифицированной помощи уволенным военным трудно принять нормы и требования гражданской жизни, освоить новые социальные роли, а также обрести новые способы поведения. Психологическую поддержку следует оказывать не только главе, но и членам его семьи, т.к. для многих семей, и так оказавшихся сегодня в тисках множества социально-экономических проблем, трудно принять на себя еще и проблемы главы семьи, связанные с увольнением из армии.

     Профессиональная  ориентация на современном рынке труда граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей – это система мер, осуществляемых государством, направленных на обеспечение занятости указанных категорий граждан в новых для них социально-трудовых отношениях.

     Профессиональная  переподготовка военнослужащих перед увольнением из Вооруженных Сил в значительной степени повышает вероятность их последующего трудоустройства, способствует ускорению адаптации военнослужащих к требованиям работодателей, предъявляемым на современном рынке труда.

     Трудоустройство. Главной целью социальной адаптации военнослужащих,  граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей должно быть их трудоустройство. Требуется найти сферу применения возможностей данной категории населения не только в рамках госструктур, (где вакансии, как правило, ограничены), но и в сфере достаточно неразвитой в регионах России – малом предпринимательстве.

     Юридическая помощь. Перед военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей в процессе их адаптации к условиям гражданской жизни возникает огромное количество проблем юридического характера, с которым им сложно справиться без квалифицированной юридической помощи.

     Содержание  юридической помощи, оказываемой  данным категориям граждан, заключается, в основном, в предоставлении консультаций и справок по юридическим вопросам (в письменной и устной форме); помощи в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового  характера, разъяснении действующего законодательства. 

    В целях обеспечения необходимых  мер для эффективной адаптации  военнослужащих, увольняемых с военной службы, к условиям гражданской жизни 14 февраля 2009 г. Министром обороны Российской Федерации утверждена ведомственная целевая программа «Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы»

на 2009-2011 гг.

      Нормативные правовые документы Министерства обороны Российской Федерации, регламентирующие деятельность органов воспитательной и культурно-досуговой работы, предписывают использовать для решения задач социальной адаптации военнослужащих Дома офицеров и офицерские клубы Министерства обороны Российской Федерации. 

      ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, УВОЛЬНЯЕМЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» НА 2009 – 2011 гг. 

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1878сс штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 января 2016 г. должна составлять 1 млн. военнослужащих2.

     Новый облик Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает, что к  2012 г. все соединения и воинские части будут переведены в категорию постоянной готовности. При этом, общее количество офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации должно быть сокращено с 355 тыс. до 150 тыс. В результате указанного сокращения доля офицеров будет не больше 15 % от общей численности военнослужащих (1 января 2009 г. она составляла 31,8 %), что будет соответствовать параметрам, принятым в современных зарубежных армиях. 

     Соотношение категорий воинских званий в структуре  офицерского корпуса  Вооруженных Сил  РФ 

По  состоянию на 1 января 2009 г. % Планируемое %
Генералы 0,3 Генералы 0,6
Полковники 7,2 Полковники 6
Подполковники 24,7 Подполковники 10
Майоры 28,1 Майоры 16,7
Капитаны 25,4 Капитаны 26,7
Ст. лейтенанты, лейтенанты 14,3 Ст. лейтенанты, лейтенанты 40
       
Всего офицеров в Вооруженных  Силах РФ 31,8 Всего офицеров в Вооруженных  Силах РФ 15
 

     Одновременно  предполагается увеличить долю младших  офицеров и сформировать корпус профессиональных сержантов (старшин). Также планируется, что будет устранен дисбаланс в соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и в центральном аппарате.

     Сокращение  численности офицерского состава  в Вооруженных Силах Российской Федерации предполагается осуществить  поэтапно, за счет реализации следующих основных мер:

     1) первоочередного сокращения вакантных офицерских должностей (около 40 тыс.);

     2) увольнения офицеров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе (26,7 тыс. достигли предельного возраста в 2008 г., 9,1 тыс. офицеров - в 2009 г.);

     3) увольнения в запас офицеров, призванных на военную службу после окончания гражданских вузов (7,5 тыс. офицеров);

     4) постепенного увольнения офицеров, сокращения занимаемых ими должностей либо замены этих должностей на должности, комплектуемые сержантами либо гражданскими специалистами.

     В интервью «Российской газете»  министр обороны Российской Федерации А.Э. Сердюков сообщил, что увольнять будут только четыре категории военнослужащих: тех, кто достиг предельного возраста службы; кто по состоянию здоровья не может исполнять обязанности военной службы; кто желает уволиться по собственной инициативе, а также тех офицеров, которые по профессиональным качествам не соответствуют занимаемой должности3.

     Всего же в ходе оптимизации Вооруженных  Сил Российской Федерации в период с 2009 по 2012 гг. планируется сократить около 200 тыс. должностей офицеров, а также упразднить институт прапорщиков (мичманов).

     В связи с вышесказанным одной из приоритетных задач в ходе перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации является полная и своевременная реализация всех установленных действующим законодательством социальных гарантий в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы.

     С этой целью Министерством обороны Российской Федерации  разработана и утверждена министром ведомственная целевая программа «Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы» на 2009 – 2011 гг. (далее по тексту – Программа). На выполнение указанной Программы в бюджете Министерства обороны Российской Федерации отведено 113 090,00 млн. руб. Объем и источники финансирования будут ежегодно уточняться при формировании бюджета Министерства обороны Российской Федерации на соответствующий плановый период.

     Для реализации рассматриваемой  Программы выбраны следующие основные направления:

     1. Информирование и консультирование военнослужащих по вопросам, связанным с увольнением с военной службы.

     2. Профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых с военной службы, по гражданским специальностям.

     3. Жилищное обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы, признанных нуждающимися в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий.

     4. Обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы, социальными выплатами, предусмотренными законодательством.

     5. Тыловое обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы.

     6. Содействие в трудоустройстве военнослужащих, увольняемых с военной службы.

     Первые  пять из указанных выше направлений  находятся в компетенции Министерства обороны Российской Федерации и  в соответствии с законодательством являются основными социальными гарантиями военнослужащих. Содействие трудоустройству граждан, увольняемых с военной службы, законодательно отнесено к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Рассмотрим  правовые основы каждого направления Программы.

     1. Информирование и консультирование по вопросам, связанным с увольнением с военной службы. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Однако, как указывается в самой Программе, еще слабой является информированность увольняемых военнослужащих о положенных им в соответствии с действующим законодательством социальных гарантиях и компенсациях. Наряду с этим, в средствах массовой информации нередко появляются материалы с ярко выраженным негативным отношением к проводимым в Вооруженных Силах Российской Федерации структурным преобразованиям, что повышает социальную напряженность в воинских коллективах, а также создает негативное отношение гражданского населения к руководству Министерства обороны Российской Федерации и к Вооруженным Силам в целом. В этой связи во всех воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации будут проведены мероприятия по информированию и консультированию военнослужащих по вопросам, связанным с увольнением с военной службы.

Информация о работе Дом офицеров - в помощь социальной адаптации военнослужащих