Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

Работа содержит 1 файл

Дисграфия как разновидность нарушения письма младших школьников.docx

— 176.29 Кб (Скачать)

     Канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в начальной школе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика  − потренироваться писать перышком и чернилами. «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги.

     Проведённое исследование показало следующее:

  1. нарушения письма продолжают оставаться в начальной школе частым явлением. Значительную часть детей с недостатками письма составляют школьники со смешанной дисграфией;
  2. результаты  исследования подтвердили очевидность выдвинутой гипотезы;
  3. выявленные по  результатам исследования  диагностической методики виды дисграфии требуют эффективной коррекционно-логопедической работы на более ранних этапах обучения школьников.
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Данное исследование было направлено на изучение особенностей письменной речи у учащихся и выявление специфических ошибок на письме младших школьников общеобразовательной школы.

     Анализ психолого-педагогической литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников,  может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

     На основании полученных данных сделаны следующие выводы:

     Причинами возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста являются трудности в овладении письмом, которые возникают в основном в результате сочетания трёх групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, возникающих на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

      Классификация дисграфии описана авторами с учетом различных подходов к её рассмотрению и изучению. До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно,  как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению, выявлению  и преодолению данного нарушения.

     Проанализированные  методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста позволили сделать вывод о том, что раннее выявление и  эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников. 

     Понимание механизмов дисграфии позволило обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

     Анализ письменных работ по выявлению  разновидностей дисграфии у детей показал, что младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу. Практическая работа выявила большую группу учащихся, имеющих смешанный вид дисграфии. Также исследование показало, что существуют наиболее часто встречающиеся ошибки на письме у младших школьников. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с детьми, используя современные логопедические методики, например, рассмотренную нами в работе диагностическую методику, направленную на раннее выявление дисграфии Т.А. Фотековой.

     В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель. Выявлена степень распространённости дисграфии, отдельных её видов среди учащихся и проанализированы методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с помощью существующих методик.

     Подводя итоги работы необходимо заметить, что дисграфия по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения как педагогических методов, так и медицинских. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме младших школьников общеобразовательных школ.

     
              
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1.  Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и

письмом / Б.Г.Ананьев. М., № 7, 1950.

2. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976.

3.  Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. М., 2001.

4.  Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2004.

5. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. СПб., 1997.

6.  Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М., 1959.

8.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

9. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: «Просвещение».

10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1972.

11.  Жинкин Н.И.  Механизмы речи. М., 1958.

12.  Нормы оценок в начальной школе  // Завуч школы. № 5.,2003.

13.  Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

14.  Корнев А.Н. Нарушение письменной речи у детей. М., 1997.

15.  Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. СПб., 2001.

16.  Лалаева Р.И. Дисграфия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская // Логопедия. М., 1998.

17.  Лебединский В.В. Психологические закономерности дизонтогенеза. М., 2002.

18.  Леонтьев А.Н.  К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983.

19.  Логинова Е.А. Нарушения письма. СПб., 2004.

20.  Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1965.

21.  Матвеева М. Дисграфия: Алиса в Зазеркалье / М. Матвеева, М. Безруких. // Здоровье. № 10, 2007.

22.  Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у школьников / Микфельд Я.О., Сивенкова М.Ю.// Логопедия. № 1., 2007.

23.  Мироненко Е.Д. Коррекционная работа при оптической дисграфии в массовой школе // Шк. логопед. № 5, 2006.

24.  Овсянникова С.А. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с разным типом течения дисграфии / Овсянникова С. А., Обнизова Т. Ю. // Логопедия. № 3, 2007.

25. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950.

26.  Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2004.

27.  Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006.

28.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

29.  Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина М., 1973.

30.   Разживина Н.В. Развитие внимания в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников // Практ. психология и логопедия. № 6, 2006.

31. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.п. Екатеринбург, 2004.

32.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

33.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

34. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

35. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия – миф или реальность? // Дефектология. № 2,  2006.

36.  Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. М., 1971.

37. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М., 2002.

38.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной и письменной речи младших школьников. М., 2000.

39.   Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. М., 2004.

40.  Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                

                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 

                                                                                                      Приложение 1   

                                                                            (к тексту на стр. 42, на  2-х стр.) 

  Критерии  оценивания письменных работ по русскому языку

Диктант

     Объём диктанта:

1 класс – 15–17 слов;

2 класс – 1–2 четверть – 25−35 слов;

               3–4 четверть – 35−52 слова;

3 класс – 1–2 четверть – 35−53 слова;

                3–4 четверть – 53−73 слова;

4 класс – 1–2 четверть – 58−77 слов;

                3–4 четверть – 76−93 слова;

     Оценки:

«5»  баллов –  за работу, в которой  нет ошибок;

«4» балла – за работу, в которой допущены  1−2 ошибки;

«3» балла – за работу, в которой допущены  3−5 ошибок;

«2» балла – за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

     Учёт ошибок в диктанте:

    − повторная ошибка в одном и том же слове считается   за  одну   ошибку, например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо буквы «е» букву «и»;

    − ошибки на одно   и  то  же   правило,   допущенные   в   разных   словах, считаются как две ошибки, например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове лошадка и букву «с» вместо «з» в слове повозка.

     Ошибкой считается:

    − нарушение      орфографических    правил      при      написании      слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену   и  вставку   лишних букв в словах;

    − неправильное   написание    слов,    не    регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с  непроверяемыми написаниями);

    − отсутствие   знаков    препинания,  изученных   в   данный   момент   и   в соответствии с программой, отсутствие точки в   конце   предложения   не считается за ошибку, если следующее предложение написано с заглавной буквы.

     Примечание.

     При оценке письменной работы  учитывается правильность её  выполнения. Исправления, которые  сделал учащийся, не влияют на  оценку (за исключением такого  вида работ, как контрольное  списывание). Учитывается только  последнее написание. Оформление  работы также не должно влиять  на оценку, ибо в таком случае  проверяющий работу может быть  недостаточно объективным. При  оценивании работы учитель принимает  во внимание каллиграфический навык.

     При оценивании работы принимается  во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей  мере влияет на оценку, чем  ошибки на изученное правило,  в особенности на давно изученные  орфограммы.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи