Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
Канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в начальной школе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика − потренироваться писать перышком и чернилами. «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги.
Проведённое исследование показало следующее:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было направлено на изучение особенностей письменной речи у учащихся и выявление специфических ошибок на письме младших школьников общеобразовательной школы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.
На основании полученных данных сделаны следующие выводы:
Причинами возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста являются трудности в овладении письмом, которые возникают в основном в результате сочетания трёх групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, возникающих на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Классификация дисграфии описана авторами с учетом различных подходов к её рассмотрению и изучению. До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно, как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению, выявлению и преодолению данного нарушения.
Проанализированные методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста позволили сделать вывод о том, что раннее выявление и эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
Понимание механизмов дисграфии позволило обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.
Анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей показал, что младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу. Практическая работа выявила большую группу учащихся, имеющих смешанный вид дисграфии. Также исследование показало, что существуют наиболее часто встречающиеся ошибки на письме у младших школьников. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с детьми, используя современные логопедические методики, например, рассмотренную нами в работе диагностическую методику, направленную на раннее выявление дисграфии Т.А. Фотековой.
В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель. Выявлена степень распространённости дисграфии, отдельных её видов среди учащихся и проанализированы методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с помощью существующих методик.
Подводя итоги работы необходимо заметить, что дисграфия по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения как педагогических методов, так и медицинских. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме младших школьников общеобразовательных школ.
| |||||||||||
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи